ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ в проектах учащихся
статья

Топоркова Татьяна Григорьевна

В статье анализируется педагогический опыт по проектной деятельности учащихся школьного объединения «Эврика: ТРИЗ и ЖСТЛ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ra_triz_2021.01.konferentsiya_statya._ttg.docx87.34 КБ

Предварительный просмотр:

Топоркова Т. Г., СПб, ГБОУ школа №327,

педагог ДО, воспитатель ГПД

ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ В ПРОЕКТАХ УЧАЩИХСЯ

В статье анализируется педагогический опыт по проектной деятельности учащихся школьного объединения «Эврика: ТРИЗ и ЖСТЛ».

Ключевые слова: проект, модель, ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ.

В объединение входят группы дополнительного и внеурочного образования, одноимённый клуб ГПД. Разновозрастная среда даёт образовательный эффект взаимного «опыления» сенситивными особенностями развития, способствует проявлению одарённости детей. Эврика по-гречески «нашёл», «Эврика: ТРИЗ и ЖСТЛ» означает, что мы нашли ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ.

– В 1946 году Г. С. Альтшуллер начал разработку ТРИЗ, аббревиатура появилась позже, в 70 годы. Продукт ТРИЗ – изобретение.

– С 1948 года – Генрих Саулович изобретает методику изобретательства.

– «Разработки же на уровне комплекса качеств начались лишь в 1982 году». Источник: https://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp

– В 1991 году Г.С. Альтшуллер говорил, что «на первом ярусе одна ТРИЗ - техническая, на втором - творчество в любых областях. […]. А что будет на третьем ярусе?»

Г. С. Альтшуллера заинтересовала книга Дейли Хантера, в которой речь шла о ликвидации компьютерной неграмотности в США. Последнее занятие курса проводилось в форме обсуждения рассказа фантаста А. Азимова «Ощущение мощи». Преподаватель озадачил слушателей: «по мере того, как совершенствуются компьютеры, возрастает или убывает мощь человеческого разума?»

На 2-ом Съезде Ассоциации ТРИЗ в Петрозаводске в 1991 году Альтшуллер предложил рассмотреть вопрос Хантера и сказал: «Я предлагаю эту задачу решить с позиции ТРИЗ».

Источник: https://www.altshuller.ru/engineering/engineering14.asp

 

В 21веке предполагаемые в фантастике явления стали реальностью, и проблема рисков виртуального обучения, общения школьников тревожит общество.

– На конференции «Три поколения ТРИЗ» И. С. Евстигнеев в докладе «Вирусы мышления» выбрал удачную аналогию: сравнил агрессивность современной инфосферы с вирусами. Цель атаки инфовирусов – управлять человеком через инстинкты, рефлексы, эмоции, которые связывают нас с животным миром. В результате исследования Иван Сергеевич сделал вывод, что атаки инфовирусов особенно опасны для модели окружающего мира и модели человека.

– Позиция нейропсихиатра А. В. Курпатова прозвучала в выступлении «От Гутенберга – к Цукербергу: как смартфоны делают нас глупее» на экономическом форуме под эгидой Г. Грефа, сторонника тотальной цифровизации в экономике и образовании.  Психиатр информировал, «как изменились психика и мозг в ситуации, когда мы цифровизуем по сути дела уже человека». «Мы сейчас наблюдаем эскалацию примитивного контента. Мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного», – констатировал докладчик и прокомментировал исследования учёных на эту тему.

А. В. Курпатов сделал вывод, что идёт эпидемия цифрового аутизма, депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей, у человека утрачивается возможность заглядывать вперёд. «Мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но […] на умных и глупых». Источник: https://www.youtube.com/watch?v=T76jcq31fXM

Девиз нашего школьного объединения: «Хочешь понять – создай модель»!

О наших моделях развития мира. В своих мировоззренческих проектах мы опираемся на прогнозы Г.С. Альтшуллера, К. Э. Циолковского, на идеи

Д. И. Менделеева, Н. Тесла об использовании энергии эфира.

Г.С. Альтшуллер писал: «Ненормально, когда трещит по швам экологическое равновесие, а только потом начинают пробивать дорогу робкие призывы по возможности замедлить экологическую катастрофу [...]. Мысль должна опережать дело». Источник: https://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp

Среди создателей модели развития человека –  Л.С. Выготский (1896 – 1934), который выделил четыре высшие психологические функции: чувственное мышление, логическое мышление, чувство, интуицию. Идеи и разработки

Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР) и сенситивных периодах положены в основу лучших образовательных технологий мира, например, в американскую Теорию Развития Критического Мышления (ТРКМ).

Г.С. Альтшуллер писал, что «хорошая теория обязана объяснять не только ранее известные факты, но и предсказывать новые. […] Достойность цели: определение «добра и зла», увеличение степени «добра». Источник: https://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp

«Принципы обучения ТРИЗ, отличающиеся тем, что в основу обучения положена передача ученику деятельности […].

Деятельность рассматривается на четырёх уровнях: физиологическом, эмоциональном, информационном и методическом. […] в основу их реализации положен принцип доминанты, описанный А.А. Ухтомским». Источник: http://www.triz-hance.ru/dominanta.html

Умение учащихся создавать модели защищает экологичность их взглядов на окружающий мир, развивает высшие психологические функции, мотивирует здоровое общение, умение глядеть вперёд, целеполагание.

Рассмотрим примеры создания учащимися проектов по виду деятельности:

1.Исследовательский проект.

Цель исследовательского проекта – исследовать причины явления,

последовательность процесса, получить результат.

Действия:

– Выдвинуть гипотезу, используя инструменты ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ.

– Обосновать гипотезу путём наблюдения, практического эксперимента или/и моделирования.

Результат – исследовательский продукт.

Например, исследовательский проект «Мир волшебными глазами». Идея этого проекта пришла, когда мы в журнале увидели поразительную фотографию множества глаз животных и интригующее название «Тайна третьего опсина».

Цель проекта: разрешить противоречие: я вижу мир по-своему, а хочу почувствовать, что видят животные, чтобы понимать и оберегать удивительное разнообразие природы.

Четыре участника проекта выбрали сапсана, афалину, стрекозу и кальмара.

Нас интересовало цветовое зрение. Материал собирали в журналах, книгах, инете, в беседе с офтальмологом поликлиники. Обсуждали, рассуждали, формулировали, переформулировали, моделировали, уточняли, решали задачи и подзадачи всем объединением.

Например, в словарях нет определения слова «опсин», в статьях и инете – только противоречивые описания. Дали определение благодаря придуманной игре «Морф» – выделили смысл слова через его морфемы, алломорфы с учётом беглых и взаимозаменяемых букв.

Пример рассуждения с элементами ТРИЗ:

- Почему глаза такие разные?

- Куда животные ориентируют внимание и что видят?

- Какие ресурсы у нас есть, чтобы ответить на вопросы? – ТРИЗ.

- Какие инструменты ТРИЗ помогут нам понять, почему глаза разные?

- Оперативная зона (ОЗ) и оперативное время (ОВ).

- ОЗ животных – современная природная среда обитания. Оказали влияние и ландшафты, где миллионы лет жили и развивались их предки.

- ОВ – прежде всего моменты, когда животные хотят что-то съесть или не хотят стать едой других живых существ.

- Итак, глаза разные, т.к. животные обитают в разных природных зонах и спасаются от разных хищников.

Рассуждать так детям всегда интересно!

Наш ценный ресурс – палеонтологическая карта, приложение к журналу «Мадагаскар». Мы объединили информацию карты, статей и смогли проследить эволюцию выбранных животных, собрать характеристики их предков. Мы анализировали среду жизни и поиска пищи, особенности отражения света и преломления цвета в глазах, способ перемещения каждого животного.

Долго рисовали схемы, дополняли, изменяли и создали 4 модели типичных сред обитания животных, видимые ими цвета, их действий. Это детское изобретение, т.к. учёные признают, что не знают, как видят животные. Исследовательский проект перерос в изобретательский.

Решением экспертного совета VI международной научно-исследовательской конференции школьников «Будущее – это мы!» группе присудили диплом II степени.C:\Users\ASUS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Шаблон диплома 2017.jpg

О животных мы сочинили синквейны, сканировали модели, сфотографировали выступления в наших классах и выпустили по проекту «Мир волшебными глазами» общешкольную газету «Большая перемена».

2.Изобретательский проект

Цель изобретательского проекта – создать новое или что-то улучшить.

Действия:

– искать противоречие,

– решать противоречие с помощью инструментов ТРИЗ,

Результат – изобретательский продукт.

Например, изобретательский проект «Нанокот и Наноград» на конкурсе в рамках сессии Школьной лиги РОССНАНО выполнили учащиеся 1-7 классов.

– Мы изучили задания и высланные нам видео о Нанокоте и Нанограде.

Выбрали три проекта.

– Нужно было выяснить – кто эти Великие Коты? Нанокот из Нанограда, Кот в сапогах Шарля Перро, Кот у Лукоморья Александра Сергеевича Пушкина, Кот Василий братьев Стругацких, Чеширский Кот Льюиса Кэрролла, Кот Эдварда Шрёдингера? Дети добавили Кота Потряскина Анатолия Александровича Гина.

– Разделили группу из 45 учащихся на 7 подгрупп, чтобы собрать материал и сделать 7 частей проекта.

– Ответственность за сбор материала по каждому Великому Коту взяли на себя 2-3 учащихся, из которых позже выделился лидер.

– Прочитали художественные тексты, в подгруппах выбрали модели оформления информации о Великих Котах, например, в виде таблиц, последовательности событий, переписки.

– Информировали о промежуточных результатах всех членов большой группы.

– Создали модели Великих Котов в оперативных зонах (ОЗ) и в оперативное время (ОВ), чтобы выяснить смысл их действий и суть состояний.  

– Оформили презентацию – продукт проекта.

Пример/модель рассуждений о Коте в сапогах.

– В названии сказки выделено, что Кот в сапогах? Почему автор обул/объединил Кота с сапогами?

– У кого есть коты? В сапогах коту легче или тяжелее ходить? – Тяжелее.

– Зачем коту сапоги? Какова функция сапог? – Объединить кота с королём. Сапоги – это элемент/ПС дрессс-кода, который дал Коту возможность встретиться с королём, чтобы управлять его мыслями, действиями, помочь своему хозяину и спасти свою жизнь.

– Долго чертили мелом на доске модели Кота в сапогах. Многие учащиеся сначала нарисовали образ кота во всей красе. Затем упрощали свои картинки до символа/модели – контура одного сапога. Это было непросто и очень интересно.

Г. С. Альтшуллер неоднократно отмечал, что в результате непростой мыслительной деятельности изобретаются очень простые на вид продукты.

Модель сапога высветила цель и действия Кота в сапогах, которые его хозяин не понимал, но соглашался, т.к. сам выхода из нищеты не видел.

Оформили/отразили результаты выполнения проектных заданий по-разному. Например, смысл происходящих изменений в научном обществе по вопросу о вечном двигателе выразили в форме писем двух профессоров друг другу, а решение изобретательских задач с Котом Потряскина А. Гина фиксировали в виде карты инструментов ТРИЗ.

Презентации наших проектов и альбомы используются как методические материалы на занятиях, школьных мероприятиях, уроках. Так в процессе исследования проект превратился в изобретательский, а изобретательский в методический.

Вывод: чтобы понять художественного героя, нужно и почувствовать его образ, и создать модель, которая высветит смысл его действий, состояний.

Семь членов общества «Эврика: ТРИЗ» получили дипломы призёров конкурса и ценные подарки. Дипломы нам вручала Казакова Е. И., профессор СПбГУ, председатель Экспертного совета программы «Школьная лига РОСНАНО» в «Школе на ладони», в которой приветствуются образовательные технологии и ТРИЗ, и STEM.

3.Коммуникативный проект.

Цель коммуникативного проекта доброжелательные отношения и проявление других коммуникативные УУД на занятиях.

Действия:

– находим противоречие,

– решаем противоречие с помощью инструментов ТРИЗ,

Результат – коммуникативный продукт, точнее эффект.

Например, коммуникативный проект «Солнечном круг» на 1 или 2-м занятии для всех новичков.

– Садимся в круг.

– Ищем и решаем организационное коммуникативное противоречие учащихся: каждый желает и говорить, и быть услышанным.

– Исследуем, обсуждаем различия, плюсы и минусы обычной посадки учащихся и в кругу. Как комфортно удерживать внимание?

– Используем приём разрешения противоречий «Посредник», которым становится мяч.

– На основе рассуждений вырабатываем правила круга, чтобы всем было удобно.

- Говорит только тот, кто держит мяч в руках, и ведущий, остальные внимательно слушают.

- Мяч передаём/перемещаем по кругу справа налево (по часовой стрелке) в соответствии с законами природы: так закручивается льющаяся вода, вьются растения в северном полушарии.

- «Правило одной минуты» (в начальной школе – 30 секунд), в течении которой все размышляют над вопросом молча. Эффектом является большое разнообразие ответов и вопросов.

- Если надо выйти (звонок родителей, в туалет), учащийся показывает ведущему объяснительный жест – пальцы, которые «бегут к выходу». Ведущий кивает. В результате нить мысли по кругу не ускользает/не деформируется/не повреждается.

- Руку поднимаем и задерживаем внимание только в том случае, если звучит непонятное слово. Выясняем его смысл.

Образовательные эффекты: правила круга выполняют все, т.к. знают свои права и не позволяют другим их нарушать/ограничивать; на занятиях видим лица друг друга, а глаза и мимика фиксируют/передают много информации.

Итак, в «Солнечном кругу» решать задачки, делать проекты интересно и удобно.

4.Проект с ориентацией на ЖСТЛ.

Г. С. Альтшуллер писал, что на «решение задач, на оценку идеи влияет наличие или отсутствие комплекса творческих качеств». Источник: https://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp

Главная цель педагога и воспитателя – формировать личность – человека в обществе.

Стратегическая цель проекта с ориентацией на ЖСТЛ формировать мощь нравственных представлений растущего человека, который формирует 6 качеств своей творческой личности в процессе общения и непрерывного внутреннего развития.

Новые мировоззренческие педагогические инструменты появились с 2020 года в результате народного всероссийского проекта «Киноуроки в школах России».  Детские короткометражные фильмы (на 7-20 мин) о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных понятиях профессионально создаются на деньги за собранную детьми макулатуру.

Действия для достижения главной цели:

– Смотрим фильмы, затаив дыхание, они мотивируют на достойные мысли и поступки, помогают понять, как можно найти выход из трудной ситуации на «достойную цель» по дороге добра.

– Около интерактивной доски лежит мяч – символ того, что после просмотра каждый имеет право высказаться.

– Обсуждаем, рассуждаем, высказываем свои точки зрения

- о поступках детей, противоречивых действиях подростков,

- о способах выхода из трудных, противоречивых ситуаций,

- решаем, какие из 6 качеств творческой личности по Альтшуллеру проявили дети в кинофильме.

На занятиях смотрим и другие видео, сказки, рассуждаем о проявлении в них ИКР, использовании приёмов разрешения противоречий, вбираем народную мудрость.

Результат – образовательный эффект: проекты с ориентацией на ЖСТЛ формируют нравственное мировоззрение учащихся.

Резюме выступления: образовательные эффекты проектов учащихся школьного объединении «Эврика: ТРИЗ и ЖСТЛ»:

– развитие наблюдательности, воображения, всех видов мышления,

– умение индивидуально и в группе находить задачи, «встречу с чудом», идеи проектов в окружающем мире, в книгах и журналах, фантазировать, моделировать, развиваться,

– практический опыт учащихся по созданию исследовательского, изобретательского, коммуникативного, с ориентацией на Жизненную Стратегию Творческой Личности (ЖСТЛ) проектов,

– умение решать задачи с помощью инструментов ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ,

– формирование УУД и проявление одарённости у детей.

Обращение детей объединения «Эврика: ТРИЗ и ЖСТЛ» к современникам: выполним наказ Г.С. Альтшуллера: «[…] по мере того, как совершенствуются компьютеры, возрастает или убывает мощь человеческого разума? […]. Я предлагаю эту задачу решить с позиции ТРИЗ». Источник: https://www.altshuller.ru/

  Два вопроса и мечта учащихся объединения.

– Если «вытеснение человека техникой» – закономерность, то в какую надсистему (НС) или подсистему (ПС) мы «вытесняемся»?

– Изобретатели-гуманисты космической эры промоделировали экономический путь к процветанию Земли и связи с живым космосом с помощью беспроводной, бесплатной энергии эфира, который имеется в каждой точке Земли и Космоса. Когда человечество пойдёт по этому пути?

 – Человечество объединится, найдёт выход из трудной ситуации на дорогу добра и построит мир по модели ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера.

 

[21.11.5. ТТГ. Мы уверены, что человечество объединится, пойдет по дороге добра к достойной цели по модели ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера. С помощью ТРИЗ мы найдёт выход из трудной ситуации, решим задачи цифровизации и «вытеснения человека техникой». В эпоху цифровой экономики все могут машины, кроме творчества (источник с привязкой: https://youtu.be/ka2FNqVCBMQ?t=1205). Человек-разумный станет человеком-творческим». Человечество Земли будет принято в разумный творческий Космос.]

Список источников

1.Народный проект «Киноуроки в школах России»:

 https://cosmatica.org/projects/kinouroki 

2.Официальный фонд Г.С. Альтшуллера: https://www.altshuller.ru/

3.Официальный сайт РА ТРИЗ: http://ratriz.ru

4.VIKENT.RU - портал И.Л. Викентьева: http://vikent.ru/w0/

5.Азимов А. «Чувство силы»: http://lib.ru/FOUNDATION/feelpowr.txt

6.Казакова Е.И. «STEM – образование в условиях цифровой трансформации общества»: https://youtu.be/njIYe9BlfJw?t=1089

7.Курпатов А. В. «От Гутенберга – к Цукербергу: как смартфоны делают нас глупее»:  https://www.youtube.com/watch?v=T76jcq31fXM

8.Топоркова Т. Г.  «Образовательные эффекты коммуникативного метода «игрового кругового тренинга с правилами» на занятиях по технологии ТРИЗ» // Инновации в образовании. – Выпуск 5. – СПб. – 2013. – С. 91-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Творческий проект учащихся по курсу ОРКСЭ. Защита проектов "Мой дом. Моя семья", Наша малая родина"

Итоговый оценочный урок по ОРКСЭ предусматривает презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На презентацию проектов прилашаются учителя, родители....

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Использование прёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Мастер- класс на тему "Использование приёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"....

Публикация исследовательских проектов учащихся в сборнике материалов VII всероссийской заочной научно-практической конференции учащейся молодежи

В сборнике материалов конференции представлены два детских проекта моих учащихся  по темам "Что за чудо - Снеговик?" и "Карандаш -приятель наш"....