Обобщение темы: «Пресмыкающиеся»
план-конспект урока (4 класс)

Цакоева Людмила Борисовна

Пресмыкающиеся». Учащиеся делятся на две команды, придумывают для каждой из команд название, девиз и эмблему.

Цели: повторить тему «Класс Пресмы­кающиеся»; упорядочить и систематизировать полученные  знания; развить логическое мышление и творческие спо­собности учащихся; интерес к изучению редких видов животных.

Оборудование:  карточки с заданиями; схемы;  наглядные пособия. Желательны небольшие призы- сувениры для победителей викторины.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshhenie_temy_presmykajushhiesja.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение темы:  «Пресмыкающиеся»

Предварительная подготовка: ученикам предлагается повторить тему, «Класс Пресмыкающиеся». Учащиеся делятся на две команды, придумывают для каждой из команд название, девиз и эмблему.

Цели: повторить тему «Класс Пресмыкающиеся»; упорядочить и систематизировать полученные  знания; развить логическое мышление и творческие способности учащихся; интерес к изучению редких видов животных.

Оборудование:  карточки с заданиями; схемы;  наглядные пособия. Желательны небольшие призы- сувениры для победителей викторины.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Ход занятия

  1. I.   Организационный момент
  2. II.    Основная часть.

Заключительное занятие по теме, «Класс Пресмыкающиеся» пройдет несколько необычным образом. Я предлагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в виде командного соревнования. Вам предлагалось разбиться на команды и придумать для каждой из команд название и эмблему. Я приглашаю к доске капитанов команд.

(Выходят капитаны и представляют свои команды.) Теперь можно приступить и к самой викторине. Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ принесет вам очки,  в конце викторины будет выявлен победитель.  Итак, начнем!

Класс делится на две команды: «Черепахи» и «Змеи».

Представление команд. Кому посвящена эта загадка:

Команда «Черепахи».

Мудрее черепахи нет!

Рассудок, натиск, знанья, сила

Сопутствует ей много лет,

Молва об этом разгласила!

Как черепаха, мы мудры,

Вопросов трудных не  боимся

И в знаньях с вами  мы сразимся!

 
Команда «Змеи».

Змея ползет, шурша травой,

Умна ,быстра, несуетлива.

Всегда принять готова бой

И силы копит терпеливо.

Мы научились у нее терпенью!

В атаке смелости,

Хотим уметь и знать мы все,

В победу верим, без сомнения!

 
.
Вопросы команде «Змей»

1. Чем покрыто тело черепах? (Панцирь.)
2. Сколько  лет  живут черепахи? (Сто пятьдесят лет, живут и по двести, и более.)
3. Все ли  черепахи обитают на суше? (Реки, болота, озера, суша.)
4. Как размножаются черепахи?  (Откладывают яйца в песок.)

5. Какая самая большая черепаха?(Галапогосская.)
6. Могут ли черепахи нападать на змей?. (Североамериканская  каймановая. )
7. Сколько видов  морских черепах вы знаете? (пять видов, самая большая – кожистая весом 600 киллограммов).
8. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха.)

9.Рептилия, имеющие костно-роговой панцирь, образованный расширенными костями скелета (черепахи.)

10.Какие пресмыкающиеся здесь спрятаны?

А+++а,   В+++н  И++++а, К+++а, Х++++++н,П+++н.  

Вопросы команде «Черепах»

1.За что пресмыкающиеся получили свое название? (  За способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле).
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (
Регенерация.)
3. Самая крупная змея. (
Анаконда

4. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы.)
5 Какие органы чувств имеются у змей? ( язык, обоняние).
6. Каких ящериц принимают за змей? (
Веретеница, желтопузик.)
7. У какой змеи самые  длинные ядовитые зубы? ( У Габонской гадюки, их длина достигает 5 см.)
8. Ядовитая змея с капюшоном. (
Кобра.)

9. Какие змеи «насиживают» отложенные яйца? (Питоны)?  

10.Почему у рептилий происходит линька? ( роговой покров тела препятствует росту животных, в связи с чем они периодически меняют).

Ведущий:  Пресмыкающиеся являются, пожалуй, наиболее таинственными представителями царства животных. Именно с ними связано огромное количество разнообразных преданий и поверий. .

 Змеям приписывалась мудрость. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.

Задание 2. «Сундучок знаний».

Члены команды по очереди достают из бочонка фишки с номерами ,педагог называет соответствующий номеру вопрос.

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком».)

2.. Как называются змеепитомники? (Серпентарии.)

3. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи.)

4. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
8. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
9. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
10. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка. 
Задание 3. « рекордсмены»

Каждая команда представляет домашнее задание – презентацию о рекордах класса Пресмыкающиеся

Ведущии: Рубрика это интересно:

 ………….. вы знаете  самых  ядовитых змей  мира?.  ( Тигровая змея, тайпан, смертельная змея, азиатская королевская кобра, африканские мамбы, американская  гремучая змея.

Рубрика черепах:

Самой долгоживущей черепахой……..

считается Мадагаскарская лучистая черепаха (188лет), средняя продолжительность гигантской черепахи (40-50 лет).

Самые крупные яйца….

откладывают гигантские слоновые черепахи, живущие на Галапогосских островах. Их яйца по размеру равны куриным.

Задание 4. «Дальше….Дальше.»

Для какого класса характерен этот признак?

Вопросы задают поочередно то одной, то другой команде.

1.Живут только там, где есть вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах. 
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет. 
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
8. В дыхании важную роль играет кожа. 
9. Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
 

 Педагог: Ученые проводят поиски и раскопки вымерших животных. Эти находки помогают восстановить историю развития животного мира. Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты скелетов. Многие туристы приовозят животных их других стран, а затем их просто выбрасывают, когда они болеют. Я вас призываю любить и беречь  их.

 

Подведение итогов:  Производится подсчет очков набранных командами .Выявляется и награждается победитель  викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Тема "Пресмыкающие".

Картинки по теме "Пресмыкающие"...

Презентация по теме " Пресмыкающиеся,их разнообразие"

презентация к уроку окружающего мира "Пресмыкающиеся, их разнообразие" УМК Гармония...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Пресмыкающиеся"

Данная  презентация  подготовлена  дл  2  класса  по  УМК "Перспективная  Начальная  школа"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пресмыкающиеся"

Конпект по теме "Пресмыкающиеся" (2 класс)....

Карточки по теме "Пресмыкающиеся" для коррекции дислексии

Подборка содержит карточки о животных:Варан.Крокодил.Черепаха.Эфа....

Разработка урока окружающего мира на тему: "Пресмыкающиеся, их разнообразие".

Цель: создать условия длязнакомства учащихся с классом пресмыкающиеся, их разнообразием.Задачи:Познакомить ребят с  классом пресмыкающиеся и пресмыкающимися Ростовской области, которые  зане...

Презентация на тему "Пресмыкающиеся и земноводные"

Презентация по окружающему миру для урока в начальной школе...