Программа внеурочной деятельности "Вместе с семьей"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Щербакова Марина Владимировна

Программа курса проектно-исследовательской деятельности «Вместе с семьёй» составлена в соответствии с программой семейного воспитания и социализации младших школьников, реализуемая в ГБОУ СОШ №442 и является частью данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_vmeste_s_semyoy.docx76.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности
учащихся начальной школы

«Вместе с семьёй»

(проектно-исследовательская деятельность)

Составили:

Ефременкова Ирина Александровна

учитель начальных классов, высшая категория

Щербакова Марина Владимировна

                             учитель начальных классов, высшая категория.

2020-2021учебный год.

Оглавление.

  1. Пояснительная записка

  1. Тематическое планирование.
  2. Планируемые результаты семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы.
  3. Литература.
  4. Методические материалы реализации программы. (Приложение)


.

  1. Пояснительная записка

Программа курса проектно-исследовательской деятельности «Вместе с семьёй» составлена в соответствии с программой семейного воспитания и социализации младших школьников, реализуемая в ГБОУ СОШ №442 и является частью данной программы.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.    

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Ребята начальной школы отличаются открытостью восприятия окружающего мира и изучают его с любопытством первооткрывателя. А начинаем мы открывать мир, конечно же, с семьи и с семьей.

  Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации семейного воспитания и социализации обучающихся. Времени на сотрудничество детей и родителей в современных реалиях зачастую не хватает, родители, впрочем, как и бабушки, дедушки, часто заняты зарабатыванием денег, дети большую часть времени проводят в школе и данный вид внеурочной деятельности способствует также и сближению членов семьи для реализации проектной и исследовательской деятельности.

В данной программе рассматриваем сотрудничество с семьёй с точки зрения формирования семейных ценностей у детей начальной школы и через совместную исследовательскую, проектную деятельность развитие личности ребёнка. Проектная деятельность – особый вид деятельности, который позволяет реализовать компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Для чего нужны проекты?

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:

  • регулятивных,
  • познавательных,
  • личностных,
  • коммуникативных учебных умений.

Нормативно-правовой и документальной основой данной программы семейного воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция) и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное образование)

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации пространства семейного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, через проектную и исследовательскую деятельность, а также приложение, где представлены некоторые проекты, уже реализованные или реализуемые по данной программе и другие методические материалы.

В основе программы курса лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Причём это будет так называемая «метадеятельность», то есть деятельность и на уроках и внеурочная деятельность и реализация проектов и исследований, традиционная по форме и инновационная

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития, обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Цель программы следующая:

путем сочетания различных методов и приемов проектной и исследовательской деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.

Задачи программы:

1.     Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.

2.     Формирование у учащихся представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях)

 3.Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности; формировать навыки сотрудничества; обучить способам сбора и первичной обработки информации; формировать умение составлять устный отчёт о работе над проектом; формировать умение планировать свою работу над проектом; формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Для решения поставленных задач школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • Программа рассчитана на учащихся начального звена.
  • Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)
  • Общее количество часов 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс- 33часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс-34часа, 4 класс-34 часа.

Тематическое планирование является примерным и подлежит корректировке в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности.

Тематическое планирование.

1 класс 32 часа

№п\п

Тема

Количество часов

Цели и задачи

Краткое содержание. Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. «Мы- исследователи»

Цель: Побудить интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Задачи: Познакомить с понятиями «исследование, исследователь, проект, наблюдение, опыт»

Ученики познакомятся с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.

4-8 сентября

2

Проект «Моя семья»

Цель: Познакомить одноклассников со своей семьёй

Задачи: Учить структурировать знакомый материал о составе семьи и познакомить со способами презентации материала.

Учащиеся рассказывают о своих семьях, о родных и с помощью педагога и родителей учатся презентовать информацию в виде рисунка, газеты, поделки и т.д.

11-22 сент.

3.

Исследование «Игры и игрушки»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием игр и игрушек, их особенностями и ролью в жизни семьи.

Задачи: Развитие умения собирать информацию из различных источников, перерабатывать её совместно со взрослым.

Развивать коммуникативные качества личности, навыки общения в игре.

Ученики собирают материал о игрушках, которые имеются у них, которые были у родителей, знакомятся с разнообразием игр и игрушек. Итог рекомендовано реализовать на празднике «День игры и игрушки»

25-30 сент;

2-6 окт.

9-13 окт

4

День толерантности

Цель: Формировать у детей

начальные представления о культуре народов России.

Задачи:

Побудить детей и родителей к исследованию культурных традиций и обычаев народов России.

Развивать в процессе исследования организационно-коммуникативные компетенции, умения представлять материал исследования в оригинальной форме

Проводится совместно с родителями, по традиции школы каждый класс представляет культуру, традиции разных народов.  

16-21окт

23-28 окт

9-17 ноября

5

Концерт к празднику «День матери»

2 ч

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к Женщине – матери.

Задачи: поздравление с праздником мам и бабушек;

укрепление связи между поколениями;

сплочение детских коллективов через выполнение общего дела;

опыт сценических выступлений;

воспитание грамотного слушателя;

формирование общей культуры личности и собственной системы нравственных и эстетических ценностей.

Учащиеся готовят поделки, открытки, пригласительные и номера на праздник. Мамы и бабушки являются почётными гостями.

20-24 ноября

27.11 - 1 декабря

6

Новогодний калейдоскоп

Цель:

Укрепление отношений между семьёй и школой через досуговую деятельность.

Задачи:

Сплочение коллектива дети-родители, развитие творческого потенциала детей и родителей, развитие коммуникативных, организационных компетенций, воспитание культуры общения в процессе подготовки и празднования событий.

Организация мастерских во внеурочной деятельности, где дети и родители делают поделки, украшают классы, готовятся к празднику. Участие в акциях «Подарок ветерану» и подобных, организация праздника.

4-8 декабря

11-15 декабря

18-22 декабря

25-28 декабря

7

Бабушкины вечёрки

2 ч

Цель: Познакомить детей с народными семейными традициями.

Задачи: Формировать представление о семейных традициях и обычаях народов России Воспитывать уважение к пожилым людям, побуждать ценить и беречь семейные народные традиции.

Проводятся после Рождественских праздников, детей знакомят с семейными, народными традициями. (рождество, святки, крещение…)

11-12 января

15-19 января

8.

Исследование «Моя семья в дни блокады»

 2 ч

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни родных,  ныне живущих   или живших в дни войны, в дни блокады Ленинграда. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины, семьи.

Этот проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в. После завершения проекта дети смогут:

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла - родственниками своих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

22-26 января

29января-2 февраля

9.

  Традиции и праздники. «День защитника Отечества», «Международный женский день»

 3ч

Цель: Формирование уважительного отношения к мужчине-защитнику семьи и Отечества, уважительного отношения к женщине-хранительнице семейного очага

Задачи: Поздравить дедушек, пап, братьев, мальчиков, мам, бабушек, сестёр, девочек с праздником.

Формировать представление о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздников. Каждый год в различной форме

«Стань генералом», «Магазин подарков»

12-16 февраля

19-22 февраля

26 февраля-2 марта

10.

 Мини –проект «О братьях наших меньших»

2 ч

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к животным, к природе.

Задачи: Учить подбирать материал по заявленной теме «Мои домашние питомцы», «Как ухаживать за домашними животными», «Породы собак и кошек», и т. д.

Развивать умение представлять собранный материал.

Под руководством взрослого ребята собирают материал о домашних питомцах и представляют свои проекты в различной форме на конференции.

12-16 март

19-23 март

11.

Выставка «Маленькая вселенная»

2 ч

Цель: Развивать творческий потенциал учащихся при создании поделок.

Задачи: Развивать умение работать в мини-группах под руководством взрослых или старших детей.

Формировать коммуникативные умения при обсуждении замысла, в процессе воплощения и представления поделки.

 Дети в малых группах создают тематические поделки и представляют их на общешкольной выставке

2-6 апр

9-13 апр

12

Исследование «Моя малая родина»

2 ч

Цель: Исследовать ближайшее окружение учащегося, улицу, посёлок, город.

Задачи: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. Продолжать формировать умение собирать и перерабатывать информацию самостоятельно, в парах, в группах, с помощью взрослых.

Рекомендовано проведение данного исследования в форме игры «Журналистское расследование» Ученики готовят репортажи , фотоотчёты, рисунки для газеты.

16-20 апр

23-27 апр

13

 Концерт для ветеранов «День победы»

2 ч.

Цель: Подготовка к концерту, посвящённому празднованию «Дня Победы» пенсионерам и ветеранам

Задачи:

 Формировать представление детей о Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу в войне предыдущим поколениям.

Рассказ о войне, торжественная линейка, концерт

3-4 мая

7-11 мая

14

Проект «Профессии моих родителей»

      2 ч

Цель: Познакомить детей с профессиями своих родителей и родителей одноклассников.

Задачи: формирование представлений у учащихся о различных профессиях

Воспитание уважения к труду в любых его проявлениях и людям труда

Способствовать сближению детей и родителей через совместную исследовательскую деятельность

Родители в различных формах (беседа, рассказ, экскурсия, презентация) знакомят детей со своей профессией. Дети узнают о профессиях своих родителей и, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

 Итог проекта-праздник «Ярмарка профессий»

14-18 мая

21-25 мая

15

Резерв

1 ч

Итого

33 часа

2 класс -34 часа.

№п\п

Тема

Количество часов

Цели и задачи

Краткое содержание. Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. «Как мы познаём мир»

Цель: Побудить интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Задачи: Познакомить с понятиями «исследование, исследователь, проект, наблюдение, опыт»

Развивать коммуникативные, регулятивные умения, при выработке единых правил деятельности.

Ученики продолжат знакомство с понятиями проект, проблема, информация, наблюдение и эксперимент, как способы познания окружающего мира. В ходе совместного обсуждения вырабатываются критерии работы в группе, в паре, способы и правила презентации результатов. Обсуждаются будущие проекты и исследования. Рекомендуемый метод - мозговой штурм.

4-8 сентября

2

Проект «Семейное древо»

Цель: Создать родословную своей семьи

Задачи: Исследовать прошлое и настоящее своей семьи

Развивать умение обобщать полученный материал и представлять его в виде семейного древа. Развивать личностные, коммуникативные и регулятивные компетенции в ходе реализации проекта.

Учащиеся рассказывают о своих семьях, о родных и с помощью педагога и родителей учатся презентовать информацию в виде генеалогического древа.

11-22 сент.

3.

Исследование «Игры и игрушки моих родителей»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием игр и игрушек, их особенностями и ролью в жизни семьи.

Задачи: Развитие умения собирать информацию из различных источников, перерабатывать её совместно со взрослым.

Побуждать к использованию различных игр в досуговой деятельности

Развивать коммуникативные качества личности, навыки общения в игре.

Ученики собирают материал о игрушках, которые имеются у них, которые были у родителей, знакомятся с разнообразием игр и игрушек.  Итог рекомендовано реализовать на празднике «День игры и игрушки»

25-30 сент;

2-6 окт.

9-13 окт

4

День толерантности

3 ч

Цель: Формировать у детей

начальные представления о культуре народов России.

Задачи:

Побудить детей и родителей к исследованию культурных традиций и обычаев народов России.

Развивать в процессе исследования организационно-коммуникативные компетенции, умения представлять материал исследования в оригинальной форме

Проводится совместно с родителями, по традиции школы каждый класс представляет культуру, традиции разных народов.

16-21окт

23-28 окт

9-17 ноября

5

Концерт к празднику «День матери»

2 ч

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к Женщине – матери.

Задачи: поздравление с праздником мам и бабушек;

укрепление связи между поколениями;

сплочение детских коллективов через выполнение общего дела;

опыт сценических выступлений;

воспитание грамотного слушателя;

формирование общей культуры личности и собственной системы нравственных и эстетических ценностей.

Учащиеся готовят поделки, открытки, пригласительные и номера на праздник. Мамы и бабушки являются почётными гостями.

20-24 ноября

27.11-1 декабря

6

Новогодний калейдоскоп

Цель:

Укрепление отношений между семьёй и школой через досуговую деятельность.

Задачи:

Сплочение коллектива дети-родители, развитие творческого потенциала детей и родителей, развитие коммуникативных, организационных компетенций, воспитание культуры общения в процессе подготовки и празднования событий.

Организация мастерских во внеурочной деятельности, где дети и родители делают поделки, украшают классы, готовятся к празднику. Участие в акциях «Подарок ветерану» и подобных, организация праздника.

4-8 декабря

11-15 декабря

18-22 декабря

25-28 декабря

7

Рождественские святки

2 ч.

Цель: Познакомить детей с народными семейными традициями.

Задачи: Формировать представление о семейных традициях и обычаях народов России. Воспитывать уважение к пожилым людям, побуждать ценить и беречь семейные народные традиции.

Проводятся после Рождественских праздников, детей знакомят с семейными, народными традициями, (рождество, святки, крещение…)

11-12 января

15-19 января

8.

Исследование «Моя семья в дни блокады»

 2 ч

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни родных, ныне живущих   или живших в дни войны, в дни блокады Ленинграда. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины, семьи.

Этот проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в. После завершения проекта дети смогут:

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла - родственниками своих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

22-26 января

29января-2 февраля

9.

  Традиции и праздники. «День защитника Отечества», «Международный женский день»

 5ч

Цель: Формирование уважительного отношения к мужчине-защитнику семьи и Отечества, уважительного отношения к женщине-хранительнице семейного очага

Задачи: Поздравить дедушек, пап, братьев, мальчиков, мам, бабушек, сестёр, девочек с праздником.

Формировать представление о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздников.

««Супер-папа!!!»», «Мамины секреты»

5-9февраля

12-16 февраля

19-22 февраля

26 февраля-2 марта

5-9 марта

10.

 Конференция  «В мире животных»

2 ч

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к животным, к природе.

Задачи: Учить подбирать материал по заявленной теме «Мои любимые животные», «Как сберечь разнообразие животных», «Животные нашего края», и т. д.

Развивать умение представлять собранный материал.

Под руководством взрослого ребята собирают материал о животных и представляют свои проекты в различной форме на конференции.

12-16 март

19-23 март

11.

Выставка «Маленькая вселенная»

2 ч

Цель: Развивать творческий потенциал учащихся при создании поделок.

Задачи: Развивать умение работать в мини-группах под руководством взрослых или старших детей.

Формировать коммуникативные умения при обсуждении замысла, в процессе воплощения и представления поделки.

 Дети в малых группах создают тематические поделки и представляют их на общешкольной выставке

2-6 апр

9-13 апр

12

Исследование «История улиц»

2 ч

Цель: Исследовать названия ближайшего окружения учащегося, улиц, посёлков, городов.

Задачи: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. Продолжать формировать умение собирать и перерабатывать информацию самостоятельно, в парах, в группах, с помощью взрослых.

Рекомендовано проведение данного исследования в форме игры «Журналистское расследование» Ученики готовят репортажи, фотоотчёты, рисунки для газеты.

16-20 апр

23-27 апр

13

 Концерт для ветеранов «День победы»

2 ч.

Цель: Подготовка к концерту, посвящённому празднованию «Дня Победы» пенсионерам и ветеранам

Задачи:

 Формировать представление детей о Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу в войне предыдущим поколениям.

Рассказ о войне, торжественная линейка, концерт

3-4 мая

7-11 мая

14

Проект «Профессии моих родителей»

      2 ч

Цель: Познакомить детей с профессиями своих родителей и родителей одноклассников.

Задачи: формирование представлений у учащихся о различных профессиях

Воспитание уважения к труду в любых его проявлениях и людям труда

Способствовать сближению детей и родителей через совместную исследовательскую деятельность

Родители в различных формах (беседа, рассказ, экскурсия, презентация) знакомят детей со своей профессией. Дети узнают о профессиях своих родителей и, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

 Итог проекта-праздник «Ярмарка профессий»

14-18 мая

21-25 мая

Итого

34 часа

3 класс

№п\п

Тема

Количество часов

Цели и задачи

Краткое содержание. Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. «Я- исследователь. Мои способности, мечты, увлечения»

Цель: Мотивировать учащихся к проектно-исследовательской деятельности.

Задачи: Познакомить с понятиями «личность, объект исследования, способы исследования»

Развивать коммуникативные, регулятивные умения, при выработке единых правил деятельности.

Ученики продолжат знакомство с понятиями проект, проблема, информация, наблюдение и эксперимент, как способы познания окружающего мира, получат представление о методах рефлексии, самоанализа. В ходе совместного обсуждения вырабатываются критерии работы в группе, в паре, способы и правила презентации результатов. Обсуждаются будущие проекты и исследования.

4-8 сентября

2

Проект «Традиции моей семьи»

Цель: Познакомить детей с семейными традициями, как с одним из средств сплочения семьи.

Задачи: Исследовать традиции своей семьи

Развивать умение обобщать полученный материал и представлять его в различных формах. Развивать личностные, коммуникативные и регулятивные компетенции в ходе реализации проекта. Воспитывать уважение к традициям семьи. Укреплять семейные отношения.

Учащиеся рассказывают о семейных традициях, с помощью родителей учатся презентовать информацию в различном виде.

11-22 сент.

3.

Исследование «Игры и игрушки народов России»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием игр и игрушек, их особенностями и ролью в жизни семьи разных народов.

Задачи: Развитие умения собирать информацию из различных источников, перерабатывать её совместно со взрослым.

Побуждать к использованию различных игр в досуговой деятельности

Развивать коммуникативные качества личности, навыки общения в игре.

Ученики собирают материал о игрушках, играх   народов России, знакомятся с разнообразием игр и игрушек.  Итог рекомендовано реализовать на празднике «День игры и игрушки»

25-30 сент;

2-6 окт.

9-13 окт

4

День толерантности

Цель: Формировать у детей

начальные представления о культуре народов России.

Задачи:

Побудить детей и родителей к исследованию культурных традиций и обычаев народов России.

Развивать в процессе исследования организационно-коммуникативные компетенции, умения представлять материал исследования в оригинальной форме

Проводится совместно с родителями, по традиции школы каждый класс представляет культуру, традиции разных народов.

16-21окт

23-28 окт

9-17 ноября

5

Концерт к празднику «День матери»

2 ч

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к Женщине – матери.

Задачи: поздравление с праздником мам и бабушек;

укрепление связи между поколениями;

сплочение детских коллективов через выполнение общего дела;

опыт сценических выступлений;

воспитание грамотного слушателя;

формирование общей культуры личности и собственной системы нравственных и эстетических ценностей.

Учащиеся готовят поделки, открытки, пригласительные и номера на праздник. Мамы и бабушки являются почётными гостями.

20-24 ноября

27.11-1 декабря

6

Новогодний калейдоскоп

Цель:

Укрепление отношений между семьёй и школой через досуговую деятельность.

Задачи:

Сплочение коллектива дети-родители, развитие творческого потенциала детей и родителей, развитие коммуникативных, организационных компетенций, воспитание культуры общения в процессе подготовки и празднования событий.

Организация мастерских во внеурочной деятельности, где дети и родители делают поделки, украшают классы, готовятся к празднику. Участие в акциях «Подарок ветерану» и подобных, организация праздника.

4-8 декабря

11-15 декабря

18-22 декабря

25-28 декабря

7

Рождественские чтения

2 ч

.

Цель: Формировать интерес к традициям семейного чтения.

Задачи: Формировать представление о семейном чтении. Развивать умение подбирать материал по теме исследования. Воспитывать интерес к чтению.

Проводятся после Рождественских праздников, детей знакомят с семейными традициями проведения вечеров за чтением литературы. Рекомендуется провести совместно с родителями в форме Литературной гостиной.

11-12 января

15-19 января

8.

Исследование «След той весны…»

 2 ч

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни соотечественников, земляков, родных, ныне живущих   или живших в дни войны, в дни войны. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины.

Этот проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в. После завершения проекта дети смогут:

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла - родственниками своих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

22-26 января

29января-2 февраля

9.

  Традиции и праздники. «День защитника Отечества», «Международный женский день»

 5ч

Цель: Формирование уважительного отношения к мужчине-защитнику семьи и Отечества, уважительного отношения к женщине-хранительнице семейного очага

Задачи: Поздравить дедушек, пап, братьев, мальчиков, мам, бабушек, сестёр, девочек с праздником.

Формировать представление о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздников.

«Морской бой»», «А ну-ка, девочки»

5-9февраля

12-16 февраля

19-22 февраля

26 февраля-2 марта

5-9 марта

10.

 Конференция  «В мире животных»

2 ч

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к животным, к природе.

Задачи: Учить подбирать материал по заявленной теме «Мои любимые животные», «Как сберечь разнообразие животных», «Животные нашего края», и т. д.

Развивать умение представлять собранный материал.

Под руководством взрослого ребята собирают материал о животных и представляют свои проекты в различной форме на конференции.

12-16 март

19-23 март

11.

Выставка «Маленькая вселенная»

2 ч

Цель: Развивать творческий потенциал учащихся при создании поделок.

Задачи: Развивать умение работать в мини-группах под руководством взрослых или старших детей.

Формироватькоммуникативные умения при обсуждении замысла, в процессе воплощения и представления поделки.

 Дети в малых группах создают тематические поделки и представляют их на общешкольной выставке

2-6 апр

9-13 апр

12

Исследование «История родного края»

2 ч

Цель: Исследовать историю ближайшего окружения учащегося, посёлка, города.

Задачи: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. Продолжать формировать умение собирать и перерабатывать информацию самостоятельно, в парах, в группах, с помощью взрослых.

Рекомендовано проведение данного исследования в форме игры «Журналистское расследование» Ученики готовят репортажи, фотоотчёты, рисунки для газеты.

16-20 апр

23-27 апр

13

 Концерт для ветеранов «День победы»

2 ч.

Цель: Подготовка к концерту, посвящённому празднованию «Дня Победы» пенсионерам и ветеранам

Задачи:

 Формировать представление детей о Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу в войне предыдущим поколениям.

Рассказ о войне, торжественная линейка, концерт

3-4 мая

7-11 мая

14

Проект «Профессии моих родителей»

      2 ч

Цель: Познакомить детей с профессиями своих родителей и родителей одноклассников.

Задачи: формирование представлений у учащихся о различных профессиях

Воспитание уважения к труду в любых его проявлениях и людям труда

Способствовать сближению детей и родителей через совместную исследовательскую деятельность

Родители в различных формах (беседа, рассказ, экскурсия, презентация) знакомят детей со своей профессией. Дети узнают о профессиях своих родителей и, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

 Итог проекта-праздник «Ярмарка профессий»

14-18 мая

21-25 мая

Итого

34ч

 4 класс

№п\п

Тема

Количество часов

Цели и задачи

Краткое содержание. Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. «Я- исследователь.»

Цель: Побудить интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Задачи: Познакомить с понятиями «исследование, исследователь, проект, наблюдение, опыт»

Развивать коммуникативные, регулятивные умения, при выработке единых правил деятельности.

Ученики продолжат знакомство с понятиями проект, проблема, информация, наблюдение и эксперимент, как способы познания окружающего мира. В ходе совместного обсуждения вырабатываются критерии работы в группе, в паре, способы и правила презентации результатов. Обсуждаются будущие проекты и исследования. Рекомендуемый метод - мозговой штурм.

4-8 сентября

2

Проект «Герб семьи»

Цель проекта: рассказать о своей семье, опираясь на созданный символ – герб семьи

Задачи: Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах;

формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;

формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;

способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;

Способствовать проявлению креативности участников проекта.

 Дети готовят сообщение и общую компьютерную презентацию по теме «Герб семьи», соблюдая элементарные правила геральдики, с которыми знакомятся при реализации проекта.

11-22 сент.

3.

Исследование «Семейные реликвии»

1 ч

Цель проекта: рассказать об истории своей семьи, через ознакомление с семейной реликвией.

Задачи:

формировать у детей элементарные представления о семейных реликвиях, как символе духовной общности семьи;

формировать у детей гендерную, семейную, принадлежность;

способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к связям между поколениями семьи.

Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

25-30 сент;

4.

Исследование «Игры моих сверстников»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием игр, выработать правила безопасности игровой деятельности.

Задачи: Развитие умения собирать информацию из различных источников, перерабатывать, выносить своё оценочное суждение о пользе или вреде той или иной игры.

Побуждать к использованию различных игр в досуговой деятельности

Развивать коммуникативные качества личности, навыки общения в игре.

Ученики собирают материал о самых распространённых играх, в которые играют их ровесники, оценивают значение игр, создают сборник правил безопасных игр.  Итог рекомендовано реализовать на празднике «День игры и игрушки»

2-6 окт.

9-13 окт

 16-21окт

5.

День толерантности

Цель: Формировать у детей

начальные представления о культуре народов России.

Задачи:

Побудить детей и родителей к исследованию культурных традиций и обычаев народов России.

Развивать в процессе исследования организационно-коммуникативные компетенции, умения представлять материал исследования в оригинальной форме

Проводится совместно с родителями, по традиции школы каждый класс представляет культуру, традиции разных народов.

23-28 окт

9-17 ноября 20-24 ноября

   6

Концерт к празднику «День матери»

2 ч

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к Женщине – матери.

Задачи: поздравление с праздником мам и бабушек;

укрепление связи между поколениями;

сплочение детских коллективов через выполнение общего дела;

опыт сценических выступлений;

воспитание грамотного слушателя;

формирование общей культуры личности и собственной системы нравственных и эстетических ценностей.

Учащиеся готовят поделки, открытки, пригласительные и номера на праздник. Мамы и бабушки являются почётными гостями.

27.11-1 декабря

4-8 декабря

7

Новогодний калейдоскоп

Цель:

Укрепление отношений между семьёй и школой через досуговую деятельность.

Задачи:

Сплочение коллектива дети-родители, развитие творческого потенциала детей и родителей, развитие коммуникативных, организационных компетенций, воспитание культуры общения в процессе подготовки и празднования событий.

Организация мастерских во внеурочной деятельности, где дети и родители делают поделки, украшают классы, готовятся к празднику. Участие в акциях «Подарок ветерану» и подобных, организация праздника.

11-15 декабря

18-22 декабря

25-28 декабря

11-12 января

8

«Традиции семейного чтения»

2 ч

Цель: Формировать интерес к качественной литературе.

Задачи:

Развивать культуру семейного чтения, привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений; повышение культуры чтения в семье;

 помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.

Проводится в рамках «Недели детской книги».

Виды и формы организации: книжная выставка, конкурс рисунков «Любимые литературные герои», литературные часы, семейные чтения и как итог недели «Праздник детской книги», где родители и дети в различных формах представляют любимые детские семейные книги.

15-19 января

22-26 января

9.

Исследование «След той весны…»

 2 ч

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни соотечественников, земляков, родных, ныне живущих   или живших в дни войны, в дни войны. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины.

Этот проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в. После завершения проекта дети смогут:

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла - родственниками своих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

29января-2 февраля

5-9февраля

10.

  Традиции и праздники. «День защитника Отечества», «Международный женский день»

 5ч

Цель: Формирование уважительного отношения к мужчине-защитнику семьи и Отечества, уважительного отношения к женщине-хранительнице семейного очага

Задачи: Поздравить дедушек, пап, братьев, мальчиков, мам, бабушек, сестёр, девочек с праздником.

Формировать представление о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздников.

«Рыцарский турнир», «Мисс 4 класс»

12-16 февраля

19-22 февраля

26 февраля-2 марта

5-9 марта

12-16 март

11.

 Конференция «Сохраним природу»

2 ч

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к животным, к природе.

Задачи: Учить подбирать материал по заявленной теме «Мои любимые животные и растения», «Как сберечь разнообразие животных»,

«Экологические проблемы нашего края», и т. д…

Развивать умение представлять собранный материал.

Под руководством взрослого ребята собирают материал о животных и представляют свои проекты в различной форме на конференции.

19-23 март

2-6 апр

12.

Выставка «Маленькая вселенная»

2 ч

Цель: Развивать творческий потенциал учащихся при создании поделок.

Задачи: Развивать умение работать в мини-группах под руководством взрослых или старших детей.

Формировать коммуникативные умения при обсуждении замысла, в процессе воплощения и представления поделки.

 Дети в малых группах создают тематические поделки и представляют их на общешкольной выставке

9-13 апр

16-20 апр

13

Исследование «История страны-моя история»

2 ч

Цель: Формировать представление о значении исторических знаний для человека, страны, человечества.

Задачи: Воспитывать интерес к истории. Продолжать формировать умение собирать и перерабатывать информацию, делать выводы самостоятельно, в парах, в группах.

Рекомендовано проведение данного исследования в форме игры «Журналистское расследование» Ученики готовят репортажи, фотоотчёты, рисунки для газеты.

23-27 апр

3-4 мая

14

 Концерт для ветеранов «День победы»

2 ч.

1-12 мая

Цель: Подготовка к концерту, посвящённому празднованию «Дня Победы» пенсионерам и ветеранам

Задачи:

 Формировать представление детей о Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу в войне предыдущим поколениям.

Рассказ о войне, торжественная линейка, концерт

7-11 мая

14-18 мая

15

Проект «Профессии моих родителей»

      1 ч

Цель: Познакомить детей с профессиями своих родителей и родителей одноклассников.

Задачи: формирование представлений у учащихся о различных профессиях

Воспитание уважения к труду в любых его проявлениях и людям труда

Способствовать сближению детей и родителей через совместную исследовательскую деятельность

Родители в различных формах (беседа, рассказ, экскурсия, презентация) знакомят детей со своей профессией. Дети узнают о профессиях своих родителей и, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»

 Итог проекта-праздник «Ярмарка профессий»

21-25 мая

Итого

34 часа

Ожидаемые результаты.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников и родителей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

В процессе реализации программы курса могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

  • ценностное отношение к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институте семьи, о правах и обязанностях членов семьи;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

В результате обучения, учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата.

Диагностические материалы.

Тест «Рисунок семьи»

 «Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе. Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырех комнатах»), может проводиться отдельно с ребенком или со всеми членами семьи.

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются схемами, предложенными В. К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:

Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.

Анализируется процесс рисования.

В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.

При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Интерпретация результатов теста.

1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.        Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричное™. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3.        Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом, сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.

Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

4.        Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если КТО-ТО ИЗ детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата/сестру, а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям годного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Используемая литература

1.Л.Д.Столяренко Основы психологии: Практикум. Ростов н\Д: Феникс,2008

2.Н.В.Савельев Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. Ростов н\Д: Феникс,2005

Шкала общения родителя с ребёнком. А.И Баркан

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения вас с малышом.

Из всех форм общения выбраны самые употребляемые. Причём в графе 1 шкалы перечислены формы общения – поставщики положительных эмоций, а во 2 – отрицательных.

Шкала общения родителей с ребёнком

Методы воспитания, вызывающие у ребёнка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребёнка (ребёнку, ребёнком)

хвалили

поощряли

одобряли

целовали

обнимали

ласкали

симпатизировали

сопереживали

улыбались

восхищались

делали приятные сюрпризы

делали подарки

упрекали

подавляли

унижали

обвиняли

осуждали

отвергали

одёргивали

позорили

читали нотации

лишали чего – то необходимого

шлёпали, пороли

ставили в угол

Сайт «Психологическая библиотека»

http://bookap.info/othosheniy/barkan_plohie_privychki_horoshih_detey_uchimsya_ponimat_svoego_rebenka_2004/bypage/295

Уровень воспитанности учащихся

 (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Меня оценивают родители

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5- всегда

4- часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

 Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                          4.4-4 – хороший уровень 

                          3.9-2.9 – средний уровень

                          2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность 

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие 

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, не сдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я"

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требовани...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я" 2 год обучения

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требовани...

Программа внеурочной деятельности "Я и моя семья"

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я и моя семья". Программа составлена на 4 года и расчитана для учащихся 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Я и моя семья"

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я и моя семья". Программа составлена на 4 года и расчитана для учащихся 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Вместе - дружная семья"

Программа знакомит ребят с культурой, традициями и обычаями народов России, способствует формированию толерантности, взаимопонимания, обогащает духовный мир детей....

Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса

Перед школой и педагогами в соответствии с новым государ­ственным образовательным стандартом стоит задача — актуа­лизировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...

Программа внеурочной деятельности «Мир семьи»

Программа составлена  на  основе  комплексной образовательной программы "Мир  семьи"....