Методические рекомендации учителю начальных классов.
методическая разработка

Методические рекомендации для начинающих учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_uchitelju_nachalnykh_klassov.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  учителю начальных классов.

Памятка по проверке рабочих тетрадей.

1. Система письменных работ (классных и домашних).

2. Содержание работ, его соответствие требованиям программы, уровень трудности выполняемых работ.

3. Наличие индивидуального подхода к работам учащихся.

4. Объем и характер работ.

5. Грамотность выполнения работ.

6. Проверка тетрадей учителем:

  периодичность;

  качество;

 работа над ошибками.

7. Оценка письменных работ (соблюдение нормативных требований к оценке).

8. Система работы над ошибками, ее результативность.

9. Соблюдение единого каллиграфического режима:

 почерк;

 каллиграфия;

              • чистота, аккуратность.

10. Наличие необходимого количества тетрадей (рабочих и для контрольных работ).

11. Популяризация лучших тетрадей.

12. Выводы и предложения.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ

Время

проверки

Цель проверки

1 четверть

Соблюдение единых орфографических требований, соблюдение норм оценок

2 четверть

Система работы над ошибками, проверка объема классных и домашних работ, периодичность и качество проверки

3 четверть

Работа над каллиграфией, виды письменных работ, работа по предупреждению ошибок, система работы над ошибками, периодичность и качество проверки

4 четверть

Индивидуальная работа, соблюдение норм оценок, систематизация учителем материала, выделение им главного, разнообразные виды работ

1 раз в месяц

Наличие работы, правильность оформления, система работы над ошибками, соблюдение норм оценок, виды контрольных работ, соблюдение единого орфографического режима

Нормы оценок в начальной школе

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«З» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«З» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«1» - задачи не решены.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«З» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счет:

«5» - без ошибок.

«4» -1-2 ошибки.

«З» -3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

 4. Не решенная до конца задача или пример.

 5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

           1. Нерациональный прием вычислений.

           2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

           3. Неверно сформулированный ответ задачи.

           4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

           5. Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.

2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.

                      3-4 четверть – 35 - 52 слова.

    3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.

                        3-4 четверть – 53 - 73 слова.

    4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.

                     3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«З» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.                                                  

Примечание                      

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.

Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным.

При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«З» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

        «З» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

        «2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

        2-й класс - 8-10 слов.

        3-й класс - 10-12 слов.

        4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«З» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«З» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

ИЗЛОЖЕНИЕ

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«З» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

СОЧИНЕНИЕ

        «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

        «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

       «З» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

      «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.                          

    «1» - не смог написать на заданную тему.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

ТЕМП ЧТЕНИЯ

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-75 сл/м

II четверть

11-15 сл/м

31-40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м

41-45 сл/м

61-65 сл/м

81-90 сл/м

VI четверть

   25-30 сл/м

46-50 сл/м

70-75 сл/м

91-95 сл/м

При проверке техники чтения следует помнить:

1. На чтение стихов и диалогов времени уходит больше.

2. Темп чтения стихотворного текста зависит от настроения, которое вызывает это стихотворение, веселые стихи читаются быстрее.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

1. Самостоятельная работа:

а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);

б) хорошо, если носит разноуровневый характер;

в) предусматривает помощь учителя;

г) проверка осуществляется сразу же на уроке;

д) оценка «2» за данный вид работы не ставится;

е) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Начиная работу:

1. Выясните, подготовлена ли она:

              • устными упражнениями;

              • выполненным домашним заданием;

              • выполненным аналогичным заданием на уроке.

2. Определите цель работы:

               • закрепление знаний;

               • углубление знаний;

                проверка домашнего задания;

               • подготовка к объяснению нового материала.

3. Определите содержание знаний:

               по образцу (на уроке первичного усвоения знаний);

               • по сходной ситуации (на закреплении);

               • в измененной ситуации (на повторении).

4. Определите время, необходимое для выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, слабому дайте дополнительное задание).

5. Определите форму осуществления самоконтроля:

               по готовому решению;

               • по устному ответу;

               • взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).

6. Определите, какая помощь будет оказана:

               • памятка-алгоритм;

               • помогающие карточки;

               • включение в работу консультанта.

7. Определите, какие средства будут использованы при проверке:

               • индивидуальные доски;

               • «крылья» доски;

               • экранные средства;

               • самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решений с решениями в тетрадях.

8. Начиная работу, сообщите детям:

              • время, отпущенное на задания;

              • цель задания;

              • в какой форме оно должно быть выполнено;

              • как оформить результат;

              • какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).

9. Продумайте действия учителя на уроке и после самостоятельной работы:

           • сообщите критерии оценки;

           • организуйте проверку;

           • подведите итог.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЬНЫХ РАБОТ

Признаки классификации самостоятельных         работ        

Формы и цель самостоятельных работ

1. По дидактической цели

1. Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала.

2. Для изучения нового материала.

3. Для систематизации знаний.

4. Для закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений.

5. Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации.

6. Проверочные, контролирующие

2. По характеру познавательной деятельности

1. Копирующего характера, выполняемые по образцу.

2. Частично-поискового характера.

3. Исследовательского характера

3. По формам организации

учебной деятельности учащихся

1. Фронтальные.

2. Групповые (по дифференцированным заданиям).

3. Парные (по вариантам, дифференцированные).

4. Индивидуально-дифференцированные

4. По источнику знаний

1. С учебником, справочником или другими печатными пособиями.

2. По составлению плана, конспекта лекции, на основании прочитанного или услышанного.

3. По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями.

4. С раздаточным материалом.

5. По выполнению опытов.

6. С моделями.

7. По устному и письменному решению расчетных и качественных задач.

8. По написанию диктантов.

9. По экспериментальному решению задач.

10. По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ

2. Проверочная работа:

а) отдельный вид работы, может быть разноуровневым;      

б) количество проверочных работ должно соответствовать количеству контрольных работ за четверть, за год, т.к. проводятся за 3-4 урока до контрольной работы с целью выяснения готовности детей к написанию контрольной работы и избежания неудовлетворительных оценок;

в) при проведении проверочной работы помощи учителя быть не должно;

г) проверка осуществляется после урока.

3. Контрольная работа:

а) задания должны быть одного уровня для всего класса;

б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;

г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;

д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

ПРОГРАММА ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ УЧИТЕЛЯ

Содержание

Формы и методы

1.Выполнение учителем Устава школы Правил внутреннего трудового распорядка

Анализ учебно-воспитательной работы учителя. Наблюдение уроков, воспитательных мероприятий

 2. Подготовка учителя к  преподаванию (тематическое, поурочное планирование), планирование учебно-воспитательной работы                                                                                                      

Проверка планов                              

3. Выполнение  государственной (модифицированной) программы

Проверка журнала

4. Качество уроков

Посещение 5-10 уроков. Наблюдение

5. Состояние ЗУ Н

Анализ контрольных работ

6. Воспитание интереса к предмету

Анкетирование учащихся, беседа

7. Эрудиция учителя

Посещение уроков, беседа

8.Работа учителя по формированию и закреплению общеучебных умений и навыков

Анализ срезовых работ, тестирование учащихся, контрольные задания на проверку.

- составлять план;

- делать анализ текста,

- писать рецензию и т.д.              

9. Речевой режим на уроках. Система устных и письменных творческих работ

Проверка техники чтения

10. Работа учителя по предупреждению неуспеваемости

Посещение уроков. Проверка тетрадей.

11. Состояние тетрадей:

• периодичность и качество проверки;  

• работа над ошибками;

• система письменных работ;

• соотношение классной и домашней работы;

• дифференцированное обучение;

• популяризация лучших тетрадей;

•  каллиграфия

 Проверка рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ

12. Ведение классного журнала

Проверка классного журнала

13.Работа по выполнению учащимися  единых требований

Посещение уроков. Проверка тетрадей

14.Работа учителя по укреплению здоровья учащихся:

- предупреждение переутомпяемости;

- контроль за правильной осанкой;

- контроль за санитарно-гигиеническим

режимом в классе

Посещение уроков

15. Участие учителя в методической работе школы, района, края

Беседа с учителем. Выступления на МО, педсоветах. Подготовка творческих работ

«Из опыта работы»

16.Результаты учебно-воспитательной работы (по итогам четвертей, года)

17. Внеклассная работа по предмету

Журнал «Завуч начальной школы» №5,2003 г.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ПИСЬМЕННЫМИ ТЕКСТАМИ

1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста (бегло - т.е. в темпе свободной речи; сознательно - т.е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств; правильно - т.е. без ошибок и искажений).

2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух (сплошное чтение - внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста; выборочное чтение - чтение, которое предполагает определенный отбор материала с целью его углубленного изучения;

комментированное чтение - чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний; чтение по ролям - чтение текста, принадлежащего действующим лицам, с элементами сценической игры).

3. Переходить с одного вида чтения на другой.

4. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста (выразительное чтение - это чтение, характеризующееся следующими признаками: а) ясное, четкое произношение звуков, слов; достаточные громкость и темп; б) соблюдение пауз и логических ударений; в) соблюдение интонации вопроса, утверждения, отрицания; г) придание голосу нужной эмоциональной окраски: радостной, грустной, ироничной и т.д.).

5. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

6. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

7. Определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, аннотация.

8.Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.

9. Пользоваться библиографической карточкой.

10. Осуществлять библиографическое описание книги одного-двух, авторов.

11. Различать научные, официально-деловые/публицистические и художественные письменные тексты.

12. Подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

        13. Составлять простой план письменного текста (план - это основные компоненты содержания изученного текста, представленные в четких и кратких формулировках; простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3.

и т.д.).

      14. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. четко, разборчиво, связно, красиво, в соответствии с утвержденными нормами) списывать и писать под диктовку тексты.

Темп письма к концу года:

1-й класс - 20-25 знаков в минуту;

2-й класс - 25-30 знаков в минуту;

3-й класс - 30-40 знаков в минуту;

4-й класс - 40-50 знаков в минуту.

15. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

16. Создавать письменные тексты различных типов:

Повествование - тип текста, который представляет изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос: что произошло?

Описание - тип текста, который представляет объект в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос: какой?

Рассуждение - тип текста, который представляет причинно-следственные связи объектов. Компоненты дедуктивного рассуждения: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности или неправильности тезиса. Компоненты индуктивного рассуждения: анализ и синтез фактов, вывод. Рассуждение отвечает на вопрос: почему?

Объем сочиненного текста:

1-й класс - 3-4 предложения;

2-й класс - 5-10 предложений;

3-й класс - 12-15 предложений;

4-й класс - 20-25 предложений.

 17. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста - подробное и сжатое; по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное.

Объем излагаемого текста:

1-й класс - 30-40 слов;

2-й класс - 45-60 слов;

3-й класс - 60-70 слов;

4-й класс - 90-100 слов.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УСТНЫМИ ТЕКСТАМИ

 1. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста.

Восполняющий (открытый) вопрос - это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос - это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений («прямые» вопросы, вопросы с частицей «ли»).

3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты.

4. Составлять простой план устного теста.

5. Создавать устные тексты различных типов.

6. Выразительно говорить.

7. Владеть различными видами пересказа текста.

УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КАК ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

1. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем (наблюдение - это метод познания, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном восприятии реальных объектов).

2. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения: структурированное - т.е. наблюдение, осуществляемое по плану;

неструктурированное - т.е. наблюдение, при котором определен только объект наблюдения; полевое - т.е. наблюдение в естественной обстановке; лабораторное - т.е. наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях.

3. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта (качественное описание - это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны; количественное описание (измерение) - это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).

4. Формировать под руководством учителя простейшие модели, т.е. такие материальные (предметные) и мысленно представленные (идеальные) модели объектов, которые в процессе изучения заменяют объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства.

Журнал «Завуч начальной школы» №1,2002 г.

Как повысить технику чтения

Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

     Способ чтения является важным компонентом техники чтения. Выделяют 5 основных способов чтения. Побуквенное и отрывистое слоговое чтение относят к непродуктивным способам чтения, а  плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами и группами слов относятся к продуктивным способам чтения.

     Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

     Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот,  допускает:

-  замены

-  пропуски

-  перестановки

-  добавления

-  искажения

-  повтор букв или слов

-  ударение в словах

-  ошибки в окончании

     Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

     Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Поэтому в процессе навыка чтения рекомендуется вводить тренировочные упражнения:

I.  Упражнения на развитие зоркости:

-  Какая буква, слог, слово лишнее?

* а, у, р, о, ы

*ма, ра, ла, ны, са

*река, речка, ручей, ручка, ручеек.

-  Что общего в словах и чем они различаются?

*мел - мель

*мал - мял,

*мыл - мил

 

II.  Артикуляционная гимнастика

     С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.

     Дикция - основа чёткости, понятийности речи.

1.  Чтение шёпотом и медленно:

     ра-ра-ра - начинается игра

     ры-ры-ры - у нас в руках шары?

2.  Чтение тихо и умеренно:

-  арка - арца

   арта - арда

   арла - арба

3.  Чтение громко и уверенно:

-  Моль - соль - толь - боль

-  Почка - почва - почта

-  Дверь - зверь - червь

4.  Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра...Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда...Га, га, га!

Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт ...Ку-ка-ре-ку!

5.  Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

-  Коси, коса, пока роса.

-  На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

-  Шла Саша по шоссе и сосала сушку. И др...

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

III. Метод динамического чтения.

   Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

1. Упражнения для развития "поля зрения" по таблицам.

А        У         К          С         О         Т         Д         Е        И          С

 Т         М         Ф         Я         Э         Ю         Н         И         Г         Ш

 Б         В         Л         Ш         Х         Щ         Ж         Й         Р         Б

 Ц         Е         Ы         Ю         З         К         М         Н         П         Ь

 Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.

Памятка.

1.  Как можно быстрее назови все буквы, слоги по порядку, указывая карандашом.

2.  Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв (слогов).

3.  Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.

 

КУ         МАН        ТУЗ          КАС

 ША         ТА         ТИН         БОЛ

 ТО         КАР         ТОН         НА

 ФЕЛЬ         ЛИК         КА         НИЗ

 Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь  из данных слов слова.

IV.  Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

     При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые упражнения.

1.   Закончи пословицы.

Записаны 2 - 3 пословицы. Необходимо их закончить.

Дома стены _______.

Век живи, ______   ________.

Готовь сани летом, __   _______    _________.

2.  Восстанови слово.

 Написаны слова с пропущенными буквами и слогами.

 

М         А                                Н         А

(Машина, малина, Марина)

  Р           Ы                                 Л        О          В

 (рыболов)

V. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1.  Чтение с закладкой.

 Закладка движется не под строкой, а на строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

    На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2.  Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

            ПЫлеСОС               СнеГИри

            ВоРОбьИ                 ТЕтерЕВочЕК

3.  Постоянное наращивание слова:

                ЛЕС

                ЛЕСОК

                ПЕРЕЛЕСОК

4.  Работа по таблицам:

            а         е         и        у         ы

 скл                                            

 спр                                            

 скм                                            

 спл                                            

 

           а          о         у         ы         е

 дл                                            

 тр                                            

 кт                                            

 см                                            

    В  данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

VI. Упражнения для  развития темпа (скорости) чтения.

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью и т.д.

     Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут.

1.  Чтение "канон".

 Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона).

2.  Чтение "Спринт".

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

3.  Упражнение "Чтение-разведка"

  Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

4.  "Жужжащее" чтение.

  Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела.

5.  Чтение с простукиванием ритма.

Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

6.  Чтение со звуковыми помехами. Например, при звучании музыки.

Подборка  ссылок на сайты

Сайты, полезные для  начальной школы:

(и не только ей)

Анимацию, картинки, обои, рисунки, аватары можно найти:

http://www.kissdesign.ru

http://www.glitters.ru 

http://fantasyflash.ru 

http://www/33b.ru

А также загляните:

http://www.mp3-slovo.ru/ - чудесный сайт детских песен (бесплатно)

http://pedsovet.org/  - пространство образования

http://www.kidmusic.tu2.ru/   - сайт Детские песни

http://www.ckazka.com/  - библиотека народных и литературных сказок для детей и взрослых

http://www.pedlib.ru/  - педагогическая библиотека

http://www.litra.ru/  - биографии, произведения …

http://www.viki.rdf.ru/ - море презентаций для детей разного возраста

http://www.psy-files.ru/   сборник психологических тестов, книг, методик, тренинговых упражнений

http://www.uroki.net/  -  всё для учителя и главное бесплатно

http://hyaenidae.narod.ru/  - русские народные сказки /тексты/

http://www.int-edu.ru/nachschool/     - образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи, естествознание

http://www.7ya.ru/   - методики раннего развития

http://som.fio.ru/    - сетевое объединение методистов

http://viktoria.irk.ru/  – персональный сайт психолога

http://www.ug.ru/    -  «Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/     -  Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/     - школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://www.toys-house.ru/skazki.php    -  Интересное, сказки, статьи

http://webreading.com.ua/authors/    - сайт, где можно скачать книги бесплатно

http://schools.techno.ru/   - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://all.edu.ru/     - образование Интернета

http://www.metodika.ru/     - разные подходы к обучению

http://www.kinder.ru/     - всё о детях и для них

http://www.krs.fio.ru/   -  весёлая математика Кубарика и Томатика

http://schoollessons.narod.ru/   -  внеклассные мероприятия к любому празднику

http://www.tomsk.fio.ru/works/47/sweta/  -  графика в начальной школе на уроках информатики

http://www.moral-educ.narod.ru/    - духовно-нравственное воспитание и образование

http://www.openworld.ru/school/    -  журнал «Начальная школа»

http://www.zankov.ru/  - для тех, кто работает по системе Занкова или просто в школе

http://nsc.1september.ru/    -  газета «Начальная школа» (ИД «Первое сентября»)

http://center.fio.ru/method/  - в  Сетевом объединении методистов есть раздел «Начальная школа»

http://www.solnyshko.ee/   - детский портал, полезный для педагогов

http://www.nachalka.com/  - можно найти много материалов

http://karmanform.ucoz.ru/  - отличное пособие по созданию презентаций, полезные и доступные советы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Методического объединения начальных классов

Цель методического объединения учителей начальных классов:   Создание условий для развития личности, способной к самореализации. Индивидуализация и дифференциация обучения.  Зад...

План методического объединения начальных классов на 2012-2013 г.

План работы содержит цели, задачи, формы работы с педкадрами. На каждый месяц  распланирована работа методобъединения по разным направлениям....

План работы методического объединения начальных классов на 2012-2013 учебный год.

План работы ШМО учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год....

Методическое объединение начальных классов. Анализ работы.

АНАЛИЗ  РАБОТЫ    МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ   НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ   ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД....

Работа школьного методического объединения начальных классов

Планы работы школьного методического объединения...

Выступление на методическом объединении начальных классов 10 октября 2018 г. "Парная и групповая работа в начальных классах".

На методическом объединении присутствовали учителя начальных классов МОУ "Лицей" г. Дедовск. Тема выступления "Парная и групповая работа в начальных классах"....