Внеклассное занятие "Учусь сочувствовать"
методическая разработка (2 класс)

Жаркой Юлия Александровна

Внеклассное мероприятие. Знакомство с понятием толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_sochuvstvovat.docx265.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе.

Тема: «Учимся сочувствовать.»

Цель:

Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. 

Задачи:

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность» и историей его происхождения.

Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Воспитательные:

Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Воспитывать чувство уважения обычаям, традициям и культуре разных народов.

Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Возраст участников: учащиеся 2-го класса.

Ход занятия

  1. Орг. Момент.

Дети входят в зал под музыку, (песня " Из чего наш мир состоит») встают в круг.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (как это делают в разных странах люди разных национальностей)

1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);

- Так приветствуют друг друга в Японии.

2)Потереться носами (Новая Зеландия);

3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности? Нет

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

II. Введение в тему.

1)Вступительная беседа.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

Наш разговор я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

- Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке? (Ответы детей)

  Демонстрация фрагментов сказки.

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

http://a5.mzstatic.com/us/r30/Purple/v4/fb/0e/d1/fb0ed12f-1166-cf99-1565-63aab5b80b1c/screen1024x1024.jpeg

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)

- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).

http://cf.ppt-online.org/files/slide/l/L3HSp4MYAvklQtx2hFCaXiudZGrb8DgNBm9UJy/slide-29.jpg

 

- А какие черты гадкого утенка называет его мать? (У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)

- А это важно иметь доброе сердце?

http://www.gorduma.nnov.ru/_data/objects/0004/0879/icon.jpg

2) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

  Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью.

- Произнесите это слово.

- Кто знает, что значит быть толерантными?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнение.

У народов мира определения толерантности очень разные. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Физминутка «Эй! Попрыгали на месте».          

Эй! Попрыгали на месте.

прыжки

Эх! Руками машем вместе.

движение «ножницы» руками

Эхе-хе! Прогнули спинки, 

наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки. 

нагнувшись, поднять голову как можно выше

Эге-ге! Нагнулись ниже, 

глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Наклонились к полу ближе.

дотронуться руками до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

выпрямиться, погрозить друг другу пальцем

Потянись, но не зевай!

руками тянуться вверх, поднявшись на носки

Повертись на месте ловко, 

В этом нам нужна сноровка.

покружиться

Что, понравилось, дружок?

остановились, руки в стороны, приподняли плечи

Завтра будет вновь урок!

руки на пояс, повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону

  1. Упражнения для закрепления понятия «толерантность»

Послушайте, какое стихотворение написала девочка Акрамова Галия.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.

- Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе, или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

  1. Какими качествами должен обладать человек.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, подчеркивают их на фигурке человека)

добрый сильный преданный

весёлый улыбчивый чуткий

смелый честный внимательный

агрессивный злой нечестный

равнодушный лживый раздражительный

А каким быть легче – добрым или злым?

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, вы со мной согласитесь, что нужно учиться доброте.

Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

- А  можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.   

  1. Солнце Доброты.

Давайте с вами зажжем солнце Доброты.

Дети берут обруч, к которому привязаны желтые ленты – лучи, образуют «солнышко» и по очереди называют качество, помогающее жить в мире со всеми.

Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.

Как вы думаете, почему мы зажгли солнце доброты?

- Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. (Фоном звучит песня «Дорога добра»).

  1. Рефлексия.

Упражнение «Волшебное озеро»

(Для упражнения понадобится шкатулка, в которую учитель заранее кладет небольшое зеркало круглой формы. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.)

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, учитель задает детям вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

- Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

V. Подведение итогов

- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)

- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Будьте толерантны!

Приложение 1.

https://i.pinimg.com/originals/23/39/93/233993ebbf91593e861664d320e26d76.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение "Ассоциативные ряды сочувствия"

Данное упражнение применяется  во 2 классе на уроке литературного чтения при изучении раздела "Писатели о детях и для детей" (программа УМК "Планета знаний") для воспитания и развития эмпатии....

Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...

Классный час «Беседа о толерантности или учимся сочувствовать». 4 класс

В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обя...

Классный час на тему: "И нам сочувствие дается, как нам дается благодать" + презентация

Представляю Вашему внимаю конспект классного часа и презентацию на тему:"И нам сочувствие дается, как нам дается благодать"...

Психологические игры для развития сочувствия у детей

Разработаны игры для разного возраста начиная с 6-7 лет...

Классный час "Урок толерантности или учимся сочувствовать"

Классный час в начальной школе, цель которого формирование качества толерантности....