Классный час "Урок толерантности или учимся сочувствовать"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Батурина Екатерина Александровна

Классный час в начальной школе, цель которого формирование качества толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pro_tolerantnost.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов»

Классный час

«Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Подготовила:

Батурина Екатерина Александровна

учитель начальных классов

2014

Классный час в 4 классе «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

 научиться на Земле жить как люди.

Бернард Шоу

Цели: формирование качества толерантности.

Задачи:

*ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием

*развивать коммуникативные умения детей

*развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас

*формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности

*развивать умение пользования словарями

Подготовительная работа:

1. Незадолго до классного часа попросить учащихся нарисовать человечка (никаких комментариев к заданию не давать).

2. Попросить детей прочитать книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».

Оборудование:

•Мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:

- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...

- Если я увижу больного престарелого человека, то...

- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...

- Если бы я был волшебником, то...

• книга А. Усачева «Приключения маленького человечка»;

• «Словарь современных понятий»  

• карточки с крылатыми выражениями народов мира:

- Не делай другому того, от чего больно тебе.

- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей.

- В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем так, как относимся к себе.

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Обсуждение книги

III. Беседа «Что такое толерантность»

IV. Работа в группах

V.  Подведение итогов

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель: В нашем классе сегодня очень многолюдно. У нас в гостях человечки, которых вы нарисовали. Сразу вспомнилось замечательное стихотворение Алексея Моргуна. (Читает.)

Я рисую человечка –

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши –

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан.

У Алеши-атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быхова Аленка,

Паша негра рисовал –

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

- Действительно, все человечки получились разные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- А хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы детей.)

- Если бы мы все стали одинаковыми, что тогда было бы?

(Учитель открывает доску и демонстрирует портреты одинаковых человечков. Школьники высказываются.)

Мы все разные - и это замечательно! У каждого из нас неповторимая внешность и свой уникальный внутренний мир.

II. Обсуждение книги

Дома вы прочитали книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».

(Учитель задает вопросы.)

- Почему обижали маленького человечка?

- Кажется ли вам это справедливым?

- Всегда ли люди относятся друг к другу справедливо?

- Какие случаи из других книг, подобные этому, вы помните?

Сегодня мы с вами поговорим о бережном отношении к внутреннему миру человека, о желании и возможности каждого человека понять другого.

Будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашего классного часа  звучит так: «Урок толерантности или учимся сочувствовать».

Ш. Беседа «Что такое толерантность?»

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека.

Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и  свою душу тоже нелегко познать.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.

Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)

2. легкое устанавливание контактов (общительность)

3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)

4. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)

5. устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)

6. стремление сделать другому добро (доброта)

7. сострадание (милосердие)

8. почтительное отношение (уважение)

9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово. 

Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий»  как растолковывается это слово.

Дети находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

- Кто из мальчиков прав? (Никто.)

- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

- Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

- Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

IV. Работа в группах

Учитель: Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.

Учитель: А теперь , я раздам каждой группе  карточки с крылатыми выражениями народов мира, а вам необходимо объяснить их смысл.

Дети в группах обсуждают, а затем высказывают свое мнение на каждое крылатое выражение.

V. Подведение итогов

Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача - закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)

Список использованной литературы:

1. «Краткий словарь современных понятий и терминов» М., «Республика», 1995 г.

2. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.

3.   А. Усачев «Приключения маленького человечка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...

Классный час «Беседа о толерантности или учимся сочувствовать». 4 класс

В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обя...

Классный час :"Урок Толерантности или учимся сочувствовать ".4 класс

Классный час по нравственному воспитанию в 4 классе...

Внеклассное занятие "Учусь сочувствовать"

Внеклассное мероприятие. Знакомство с понятием толерантность....