Как создавалась мною программа «Отечествоведение»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Рассказ о том, как складывалась десятилетняя программа "Отечественннае" в первые дни моего учительства на Борисоглебской земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chego_mne_ne_dala_shkola.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Как создавалась мною программа «Отечествоведение»

        В борисоглебских краях впервые  я появился в середине 80-х. Меня поражал своим могуществом, красотою и своей историей Борисо-Глебский монастырь: сам Сергий Радонежский выбирал для него место.  Поражала и умирающая  тихой смертью борисоглебская земля. За  пять лет до того, как моя семья перебралась сюда на постоянное жительство,  я объездил практически все деревни района  и видел остановленную симфонию русской земли. Видя брошенные дома, сады и поля, оставленные  деревни я до слез печалился об утратах. Все это не могло не приводить меня в крайнее уныние, доходящее до иступленного непонимания, почему все так происходит?  

Еще до переезда на ярославскую землю я заимел копию книги А.А. Титова «Ростовский уезд», написанную им в 1884 году. Здесь  в краткой форме была представлена история каждого населенного пункта всего уезда, в том числе и  борисоглебского края. Эта малая, но грандиозная история, несомненно,  была для меня заметным стимулом и к переезду. Полюбив  эту землю через ее историю,  я не сомневался, что этот кладезь подпитывает и всех тех, кто живет на этой земле спокон веку. Но глубоко ошибся. Первое же мое знакомство с учениками показало,  что  ребята ничего не слышали об истории своей малой родины. С другой стороны, уже на первых же уроках я убедился, что это им необыкновенно интересно. Мои семиклассники и восьмиклассники с большим интересом слушали о том, как монголо-татары приходили в деревню Резанка и как местные жители устроили им  здесь большую резню. О том, что в соседней деревне Емельянниково жил легендарный витязь Омеля. Прославился он тем, что защищал сирых и слабых и воевал тех, кто смел их обижать. Или как в селе Кондаково жил святой Иринарх, затворивший себя в келье в Борисоглебском монастыре.

 - А в нашей деревне,  кто жил и чем она прославилась? – перебивали своих одноклассников ребята из деревни Горки.

 -  В ваших Горках жил боярин Туг, а еще раньше здесь было мерянское городище, но и  до мерян здесь значатся стоянки древних людей.

     - А Вертлово?

     - А  Вертлово, братец ты мой, в древности называлось Веселево, по имени князя, который вместе с князем Игорем ходил на половцев в 1185 году. Слышал, что-нибудь про  князя Игоря?

     - Не - е, мы это не проходили…

     - Ну хорошо, при случае обязательно поговорим на одном из уроков…  А семью годами раньше в Вертлово, то есть в Веселево,  жила жена князя Андрея Боголюбского. Звали ее Улита. Недобрая была княгиня. Она вместе со своими братьями, владельцами тогдашней Москвы, участвовала в заговоре против своего мужа, который был убит ими. Ну, а потом она здесь пряталась…

      При упоминании родной деревни глаза даже  самых озорных ребятишек загорались, что происходило на других уроках крайне редко. История родной деревни для них была гораздо интереснее, чем история строительства Петербурга, завоевания Черного моря и уж тем более французских и латиноамериканских революций...

Не на все вопросы ребят мог я ответить, и это заставляло меня заниматься поисками материалов, чтобы к следующему уроку  удовлетворить любопытство ребят. Так у меня накопился  материал на целый курс, которого хватило бы на  преподавание в течение всего года целого предмета. Конечно же, здесь центральным объектом было само село Ивановское. На его примере можно было поговорить с ребятами и о ремеслах, когда-то  культивируемых здесь, и о культуре, о промыслах,  словесности, о колхозном строительстве, об участии ивановцев в Великой Отечественной войне и,  конечно же,  о школе... Так к концу учебного года у меня и составился  первый курс будущего предмета «Отечествоведения», который получит название «Моя семья, село, деревня».

Родная деревня оказалась  не единственным предметом повышенного интереса моих новых друзей.  Обнаружились  еще две сферы, которые  живо интересовали их: это месяцеслов и Священное Писание. Интерес к тому и другому начался с непосредственного общения с самими книгами: «Месяцесловом» и старинной (середины XVIII века)  Библией, которые я принес в качестве наглядных пособий на первые уроки литературы и урок истории.   На первый взгляд, предметы далекие друг от друга, а на самом деле очень близкие. В заметках к «Месяцеслову» И.П. Калинского эти две сферы сознания русского человека были неотделимы друг от друга.

 Здесь нужно заметить, что, начиная с первого дня работы в школе,   на каждый урок я старался принести детям какое-то  «вещественное доказательство» к изучаемой  теме, что их могло бы удивить, что могло бы привлечь внимание: от книг и автографов до марок и современных календариков, от собственных картин на старинные сюжеты до предметов быта, от    значков и медалей до картин, литографий и фотографий,  благо я располагал изрядной коллекцией всего перечисленного (большая часть  этих старинных предметов позже станет главными экспонатами школьного музея).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"

Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе  обучения и воспитания....

Программа дополнительного образования "Поиграй со мной" 1 класс

Рабочая программа кружка "Поиграй со мной" для учащихся 1 класса...

Программа воспитательной работы "Я с семьей, она - со мной, вместе мы - со школой"

Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е....

программа модуля Когда моя семья со мной

Программа направлена на создание благоприятных условий для успешной адаптации приемного ребёнка в замещающий семье...

Урок литературного чтения в 1-м А классе по программе « Перспектива». « Когда мои друзья со мной». А. Барто « Сонечка», Е.Пермяк «Самое страшное».

Цель урока: Создать условия для знакомства обучающихся с творчеством А.Барто, Е.Пермяка; учить, вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроение автора к герою....

Конкурсно - игровая программа "Мои друзья всегда со мной"

Конкурсно - игровая программа "Мои друзья всегда со мной" для учащихся 2 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...