Методы и приемы развития мелкой моторики.
презентация к уроку

Презентация. Методы и приемы развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gim-ka.pptx729.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №6 » Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. Кузитенко Наталья Сергеевна 2022г. г.Нижнеудинск

Слайд 2

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Работа пальцев активизирует речевые зоны коры головного мозга. На основании многочисленных наблюдений и исследований выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие. Подобная взаимозависимость наблюдается в дошкольном возрасте у детей и ослабевает по мере сформированности и созревания коры головного мозга. Итак, стимулировать развитие тонкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи и многочисленной группы детей с ОВЗ.

Слайд 3

Объективное исследование и наблюдение показывают, что дети с речевыми дефектами имеют отставание не только в психических процессах (неустойчивость внимания, недостаточный объем памяти, эмоциональную возбудимость, речевое отставание и т. п.), но и общую соматическую ослабленность физического здоровья, одной из составляющих которого является общая моторная сфера. Обследуя общую двигательную активность, видим неточности координаций в движениях, неустойчивость удержания определенных поз тела (стойка на одной ноге, прыжки на одной ноге) отсутствие целенаправленных тонких движений пальцев (нет поочередных сгибаний, только одновременные движения, неловкость движений и неподвижность пальцев при застегивании пуговиц, шнуровании, завязывании узлов, бантов, скрещивании пальцев, синхронности и переключаемости движений рук с одного на другое, неумение держать и рисовать карандашом и т. п.). Дети недоуменно смотрят на свои ладошки, пальчики, которые не хотят выполнять задание и двигаться, видят неподвижность и ограниченность движений своих рук.

Слайд 4

В данной ситуации актуальными являются системный, комплексный подходы к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Восстановление и укрепление общей и мелкой моторики позволяет сформировать необходимую по возрасту ребенка координацию основных движений, развить речевую и умственную деятельность. Для стимуляции речевого развития детей через импульсы пальцев рук базовыми являются традиционные общепринятые средства и методы : шнуровки, застежки, гимнастика пальчиков, обводка по внешнему и внутреннему контуру плоских трафаретов, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, теневой театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура и др.

Слайд 5

Пальчиковая гимнастика. Во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. У детей с ОВЗ нередко наблюдается гипер или гипотонус мышц рук. Поэтому пальчиковую гимнастику следует начинать с легкого массажа проводимого педагогом, для разогрева мышц. Упражнения для пальчиковой гимнастики следует начинать от простого к сложному.

Слайд 6

1. Игры манипуляции («Ладушки-ладушки», « Сорока-Белобока », «Мы делили апельсин»); 2. Сюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы); 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой хорошо проводить как часть логопедического занятия по формированию фонематического слуха или как этап автоматизации поставленных звуков. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») самый сложный вид пальчиковой гимнастики. Данные упражнения развивают не только двигательную сферу, но и пространственную ориентацию ребенка. («Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и так далее. «Кулак — ребро — ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Слайд 7

Самомассаж В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание, отличие самомассажа лишь в том, что ребенок выполняет сам все действия и манипуляции (от периферии к центру). («Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук. «Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш).

Слайд 8

Массаж шариками Су – Джок . Для Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Шариком Су-Джок можно стимулировать зоны не только на ладонях и руках, но и на стопах, ногах, спине. Высокая эффективность Су – Джок — терапии в том, что не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект, безопасен в использовании, массаж с шариками можно многократно включать в течение дня, также в любую образовательную деятельность в виде физминуток . — Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью; — Катать мячик в ладонях по кругу ; — Перебирать мячик пальчиками; — Сжимать мячик пальчиками; — Крутить мячик пальчикам; — Подбрасывать и ловить мячик; — Сжимать мячик в руках; — Перекидывать мячик из одной руки в другую. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Слайд 9

Нанизывание бусин и шнуровка Детям с проблемами мелкой моторики следует начинать с нанизывания бусин крупного размера, с возрастом и с учетом развития двигательной активности пальцев рук можно переходить на средние и мелкие бусины, так же проводятся игры со шнуровкой. Нанизывание бусин дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи.

Слайд 10

Игры с прищепками Прищепки , отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев . Они способствуют скоординировать движения пальцев , помогают в развитии точности и ловкости , координируют зрительно — моторную систему . Выкладывание рисунков из мелких пуговиц Игры с пуговицами развивают работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным). Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи.

Слайд 11

Песочная терапия. Песочница – пожалуй, один из главных символов беззаботного детства. Однако с помощью песка ребенка можно не только развлечь. Песочная терапия, одна из разновидностей игровой терапии, предложенная Карлом Густавом Юнгом, способствует развитию мелкой моторики, формированию образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снять психологические напряжение. Песочная терапия – универсальный метод, который практически не имеет противопоказаний. Для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ мы включаем игры с сухим и влажным песком, также дети любят играть с кинетическим песком.

Слайд 12

Лепка из глины и пластилина Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Но, только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В начальном этапе при работе детей с ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. При нестабильном состоянии мышц мелкой моторики работы с пластилином хорошо проводить в нетрадиционном виде-пластилинографии . Занимаясь пластилинографией , ребенок более тонко чувствует материал, а размазывание теплого пластилин приводит к усиленному кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.

Слайд 13

Рисование на прозрачном мольберте и раскрашивание картинок У детей с ОВЗ рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В отличии от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Для детей важен сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники – рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером и тд .

Слайд 14

Изготовление аппликаций Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Использование нетрадиционных материалов и способов работы заключает в себе большие возможности для развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Игры массажными резиновыми конструкторами Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Игры с мягкими конструкторами, они безопасны, яркий цвет привлекает ребенка, очень приятны на ощупь. Заключение : В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им: - овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; - лучше адаптироваться в практической жизни; - научиться понимать многие явления окружающего мира.

Слайд 15

Источники: http://logoportal.ru/statya-16383.html https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%82-%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/ https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/08/30/mnogoobrazie-priemov-razvitiya-melkoy-motoriki-u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Консультация для родителей "ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мы...

Нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях

В материале представлены нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях, фото прилагается....

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях школы: методы и приемы.

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – вкончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тонча...

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики на коррекционных занятиях

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя, логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одн...