«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»
план-конспект

Васильева Виктория Анатольевна

Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудностей, возникающих в системе взаимодействия с родителями, одноклассниками и учителями. Часто одарённые дети имеют следующие психологические трудности:

- от них постоянно ожидают высоких результатов, а значит, нет права на ошибку;

- одноклассники не всегда положительно воспринимают успехи одарённых детей, часто считая их выскочками или «ботаниками»;

- высокая эмоциональная, психологическая и физическая нагрузка.

Всё это может привести к нервному напряжению, возрастанию тревожности, снижению самооценки, трудностям социализации.

Данное мероприятие направлено на формирование адекватной самооценки и снижение тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_v.a._snizhenie_trevozhnosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участник: Васильева Виктория Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «СШ №9»

Название работы:  «Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»

Пояснительная записка

Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудностей, возникающих в системе взаимодействия с родителями, одноклассниками и учителями. Часто одарённые дети имеют следующие психологические трудности:

- от них постоянно ожидают высоких результатов, а значит, нет права на ошибку;

- одноклассники не всегда положительно воспринимают успехи одарённых детей, часто считая их выскочками или «ботаниками»;

- высокая эмоциональная, психологическая и физическая нагрузка.

Всё это может привести к нервному напряжению, возрастанию тревожности, снижению самооценки, трудностям социализации.

Данное мероприятие направлено на формирование адекватной самооценки и снижение тревожности.

Участники мероприятия:  младшие школьники с признаками одарённости и ведущий (учитель, педагог-психолог, социальный педагог).

Количество детей в группе: до 12 человек. 

Структура мероприятия: 8 игр-упражнений, каждая из которых имеет определённую цель.

Ход мероприятия:

«Похвалилки»

Цель: повысить самооценку ребенка.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами).

Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, и ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, ведущий может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«За что меня любят»

Цель: повысить значимость ребенка.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами).

Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любят каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: чтобы показаться значимыми для других, дети рассказывают, что их любят за то, что они моют посуду, что нянчат маленькую сестренку и тд. Необходимо, чтобы в процессе упражнения-игры дети пришли к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Недотроги»

Цель: повысить самооценку ребенка, развитие эмпатии.

Содержание: Ведущий вместе с детьми рисует карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет - Доброту или Честность. Вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки.

По следующему сигналу ведущего дети прекращают игру и снимают со спины карточки.

Случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.

«Скульптура»

Цель: уменьшить мышечное напряжение.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  • ребенка, который ничего не боится;
  • ребенка, который всем доволен;
  • ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

«Добрый мелок»

Цель: снять мышечные зажимы, развить тактильные ощущения.

Содержание: рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.

Ведущий просит выйти к нему одного ребёнка: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?» Ведущий рисует, едва касаясь тела. «А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «добрым» хвостиком?» После окончания игры ведущий аккуратно «стирает» все, что он нарисовал.

После того, как дети поймут правило игры, они разбиваются на пары и придумывают рисунки самостоятельно.

«Ссора»

Цель: расслабить мышцы лица и кистей рук.

Содержание: Ведущий просит представить, что дети поссорились с другом: «Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Теперь выдохните, разожмите ладони и расслабьтесь. Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»

Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Покатай игрушку»

Цель: снять мышечные зажимы, повысить уверенность ребенка.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

«Добрый – злой, весёлый – грустный»

Цель: расслабить мышцы лица.

Содержание: Ведущий предлагает вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит детей ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем все названные персонажи дети рисуют на листе бумаги. После этого ведущий говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать вам, как он выглядит. Попробуйте отгадать, кто это». Ведущий делает веселое выражение лица. Дети отгадывают, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем дети по очереди  изображают выражение лица любого героя, а остальные пробую отгадать героя. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

Рефлексия. После занятия ведущий спрашивает участников:

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

- Что бы вы хотели изменить?

После проведённой рефлексии ведущий предлагает детям похлопать себе и друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт – педагогическая методика как средство снижения уровня агрессивности младших школьников

В школе остро стоит вопрос о дисциплине учащихся. В данной работе я расматриваю как с помощью арт-педагогикой методики снизить  уровень агрессивности младших школьников....

ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...

Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников.

Данные рекомендации позволят родителям корректировать школьные страхи и тревожность у детей....

Тревожность у младшего школьника.

Причины, следствия и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста....

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В стремительно меняющихся условиях общественного и технического  развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать ...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...