Мастер-класс
статья

Вандаева Жаргалма Михайловна

Работа по преемственности в звене начальной школы и групп предшкольного образования МБОУ «Курумканская СОШ №2» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_preemstvennosti_v_rabote_dou_i_shkoly.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:


Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.

Наша предшкольная группа реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому направлению  разработанную  педагогическим коллективом ДОУ с учетом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В структуру образовательной программы   включен раздел “Преемственность ДОУ и школы”, в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии “портрета выпускника” детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

  • учет детей
  • медицинское обследование
  • адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
  • Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
  • Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
  • Разработка совместных программ.
  • Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

  • Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
  • Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.
  • Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
  • Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их    разрешения, изучение    и    обмен     образовательных    технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа    с   родителями    (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе,  консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

 Мы разработали краткосрочный проект по теме: «Что мы знаем о школе?» (слайд)

Цель проекта: (слайд)

Сформировать у детей положительные представления о школе

Актуальность проекта: (слайд)

 Важно, чтобы ребенок почувствовал,

что все, чему он научился в детском

саду, понадобится ему и в школе на уроках, и он научился рассказывать о        предстоящих делах в школе.

ЗАДАЧИ: (слайд)

1. Познакомить детей со школой и профессией учителя;

2. Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;

4. Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой;

5. Повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Тип проекта: (слайд)

- познавательный;

- практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта – краткосрочный.

Участники проекта – дошкольники (6-7 лет), родители, педагоги

В рамках нашего проекта был разработан ряд мероприятий по ознакомлению дошкольников со школой.

  1. Провели беседу: «Что я знаю о школе?»
  2. Совершили экскурсию в школу. (Слайд) Где дети имели возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
  3. (Слайд) Были организованы выставки рисунков «Школа моей мечты», а также творческий конкурс «Модель школы».
  4. (Слайд) Собирали материал о школе (пословицы, поговорки, стихи, загадки). Весь собранный материал с помощью родителей был оформлен в книжки – малышки.
  5. Также оформлен стенд «Информация для родителей будущих первоклассников».
  6. В итоге проведено итоговое занятие в виде урока, на котором мы обобщили знания о школе.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...