Рефлексия - как этап урока
методическая разработка

Толоева Дилек Михайловна

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_-_kak_etap_uroka.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Рефлексия как этап урока в рамках системно-деятельностного подхода»

Толоева Д.М., учитель начальных классов

 МБОУ «Яконурская СОШ»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

        Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский

Современное образование ставит перед собой задачу развития личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Обязательным условием создания такой развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

А что такое рефлексия? Все мы знаем, что такое рефлексия, этап рефлексии урока и в той или иной мере используем ее в практике своей деятельности.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Если обобщить все эти понятия

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Сам по себе ребенок не может овладеть рефлексией, этому егог надо учить. При этом ребенок, который овладеет рефлексией своей деятельности, будет иметь большую мотивацию для развития, потому что Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Поэтому эпиграфом к нашему мастер-классу я выбрала замечательное высказывание Евгения Доманского.

Классификация рефлексии. 

  1. По форме проведения:

• Устная рефлексия

• Письменная рефлексия.

В зависимости от обстоятельств мы используем один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).  При этом духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Следует знать, что рефлексия может быть проведена на каждом из этапов проведения урока. В зависимости от места и времени проведения рефлексии:

• Промежуточная рефлексия

• Контрольная рефлексия

• Итоговая рефлексия.

По форме деятельности:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная

• Групповая

• Коллективная

По способам проведения:

• Анкета

• Вопрос

• Символ

• Таблица

• Ситуация

• Рисунок.

Исходя из функций рефлексии предлагаается следующая классификация:

• Рефлексия эмоционального состояния

• Рефлексия деятельности

• Рефлексия содержания учебного материала

А сейчас, уважаемые коллеги, мы познакомимся или поделимся опытом использования некоторых приемов рефлексивного компонента урока. Рефлексивный компонент на уроке может выглядеть по-разному.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления или выявления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.

Что можно применять?

  1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

В зависимости от места и цели его использования трактовка символов может быть разная.

Рефлексия деятельности. Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

  ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

  ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

  1.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. В зависимости от места и цели его использования трактовка символов может быть разная.
  2. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Существует много разных приемов, которые могут помочь нам провести рефлексию настроения и эмоционального состояния. К этой же группе можно отнести приемы, направленные на выявление эмоционального отношения к теме урока, либо к теме разговора. Я хочу предложить вам прием «Обощение в одном слове»  - назовите одно слово, кторое наиболее точно выражает ваше отношение к ФГОС.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Эффективны приемы тезиса, подбора афоризма и незаконченного предложения, т.д.

Может кто-то поделится опытом. Покажет свои приемы?

Слайд 15  Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

 Слайд 16  Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Слайд 17 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Слайд 14 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Я хотела бы несколько видоизменить этот прием и провести рефлексию содержания материала нашего материала «Опыт внедрения ФГОС НОО: плюсы, минусы, проблемы и перспективы». Четыре группы работали в течение нашего мероприятия. Я бы хотела, чтобы вы высказались по содержанию нашего мероприятия. Каковы плюсы, минусы, проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО.

Рефлексия деятельности. Следующий вид – рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1.  Слайд 19 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
  2. Слайд 20 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  3. Слайд 21 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон  по усмотрению ученика

Рефлексия и оценка работы на уроке понятия близкие, но рефлексия не завменяет числовую оценку.

 Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Давайте подведём итог нашей встречи и ответим на вопросы:

1.На мастер-классе я работала

2.Данной встречей  я
3.Эта встреча для меня показалась

4.Мое настроение
5.Материал  мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
короткой / длинной

стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

  •  Благодарю за сотрудничество. Помните. Пока  мы задаем себе вопросы, мы развиваемся. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост.  Поэтому как можно чаще задавайте себе рефлексивные вопросы:
  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли сделать лучше?
  • Что я буду делать дальше?

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС

мстер -класс для учителей начальных классов...

Рефлексия как этап урока виды, приемы, примеры

Приемы рефлексии в учебной деятельностиМинутка рефлексии. Выбери своё!...

Рефлексия как этап урока

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов....

Выступление на педагогическом совете "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

В докладе приведены  конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности....

Презентация к выступлению на педагогическом совете : "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

Презентация  знакомит с  понятием рефлексия. Даёт представление о классификации рефлексии. Приводятся примеры  проведения рефлексии на уроках....

Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС для поддержки успеха учащихся»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи:познакомить коллег с понятием рефлексиядать представление о классификации рефлексиипоказать конкретные вариа...

Статья "Рефлексия как этап урока в начальной школе"

Рефлексия позволяет учителю посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности, понять, как восприн...