Доклад «Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе».
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

Доклад «Современные образовательные технологии на уроках

в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Современные образовательные технологии на уроках

в начальной школе».

Наумова В.А.

1.Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Каждый пытается понять свой мир с помощью наблюдения и экспериментирования.

ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

От нас, учителей начальной школы, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но мы должны всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников с помощью современных образовательных технологий, воспитывать личность.

 2 Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учителя и учащихся.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, учителя используют следующие современные образовательные технологии:

  • Технология игровых методов обучения
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная деятельность
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Проблемное обучение

Моделирование уроков в различных технологиях – дело непростое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

I.  Технология игровых методов обучения.  Авторы: Б. Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова. К. Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Шмаков С.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Азаров Ю.П) и др.

Игры несут такие функции: диагностическая, релаксационная, коммуникативная, самореализация, социокультурная, терапевтическая, эмоциональная.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

На любом этапе на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края, на уроках чтения, ИЗО, технологии развивает фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм.

Учитель, учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса, на уроках может  использовать  игру «Путешествие». Каждый раз путешествие происходит на разных транспортных средствах: машина, самолёт, корабль, поезд и т.д. Во время таких путешествий происходит связь со всеми предметами.

  С целью развития внимания, умения можно выделять в словах общий признак  на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира игру «Найди лишнее слово»:

МАК КОШКА БЕРЕЗА КОРОВА ТРЕУГОЛЬНИК

РОМАШКА СОБАКА ДУБ ЛИСА КВАДРАТ

РОЗА ВОРОБЕЙ МАЛИНА ВОЛК РОМБ

ЛУК КОРОВА ОСИНА МЕДВЕДЬ ОТРЕЗОК

Здесь же учитель связывает материал с математикой.

 При обобщении и повторении изученной темы по окружающему миру можно применять игру-соревнование «Самый умный». Для проведения подобных игр, делить класс на команды, определять персонажа, который пришёл в гости (собачка) и гость озвучивает задание – отыскать в карточках-изображениях собак. Какая команда справится быстрее, те и победители. Вопрос учителя о произведениях, где участвуют собаки связывает этот урок с литературным чтением.

Также удачно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира игру «Анаграммы» на этапах актуализации знаний, самоопределения к деятельности,  а также во внеурочной деятельности. Для связи с русским языком можно  предложить вспомнить загадки, пословицы, произведения с использованными словами.

 На уроке окружающего мира можно  использовать деловую игру «Семейный бюджет». Класс делится на 2 семьи (5 человек, одна семья с ребёнком) и рассчитывают доходы и расходы семьи. Предлагается вспомнить пословицы о бережливости. Используется связь с литературным чтением, математикой.

 На уроке математики на этапе актуализации знаний (устный счёт) использовать  игру «Дополни запись». Выбрать из заданных чисел вычитаемое так, чтобы разность была однозначным числом (у компьютера сидит один ученик, потом эксперт проверяет). Этот приём используется на этапах самоопределения к деятельности, работы с новым материалом, рефлексии.

На уроках чтения на этапах актуализации знаний, закрепления материала, рефлексии можно  использовать такие игровые задания: «Узнай и назови произведение», «Собери пословицы» и т.д. Командам предлагаются буквы, из которых нужно собрать пословицы или название изученных произведений. Команда, которая раньше справилась с заданием является победителем. При этом повторяется правописание слов на изученные правила (русский язык).

На уроках математики можно использовать игру «Пронумеруй дома», где предлагается счет через один, чётными номерами и нечётными и т.д. При этом прослеживается связь с КД.

Также на уроках русского языка и чтения можно использовать  речевые игры - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха., а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. 

  Результат игровых технологий. Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.

II.  Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

  В своей работе учителю начальной школы также широко можно использовать технологию развития критического мышления, которая позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся, развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и «середнячки», и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя на своём уровне. И в этом нам помогает эта технология.

 Используем на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы этой технологии:

  1. “Кластер”.
  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
  4. “Дерево предсказаний”.
  5. “Верные и неверные утверждения”.
  6. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Пример 1.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_1.png

Пример 2.

Тема урока: «Пустыня». 4 класс.

мало воды много песка верблюдыhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_2.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_3.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_4.png

Пустыняhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_5.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/03/19/k_5c90fbb7bc5c5/503756_6.png

нет растений жарко нет зимы

По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если.

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Пример 3.

Тема урока: «Пустыня». 4 класс

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат

нет растений

люди

верблюды

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Пример 4.

Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.

Пример 5.

Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

2. Форма глаза напоминает яблоко

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

4. Зрачок – это отверстие в глазу

5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

Пример 6.

Тема урока «Пустыня». 4 класс.

Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).

1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

Пример 7.

Тема урока «Почва», 3 класс

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … 1см почвы образуется за 300 лет?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … почва и камень родственники?

- … почва – наша кормилица?

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Эти приемы используем на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

III Здоровье- сберегающая технология.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. 

Наиболее главной задачей в этом вопросе остается организация урока в условиях здоровье-сберегающей технологии.

Так на уроках математики в 1 классе можно  прививаать своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение примеров по составу числа. Их содержание позволяет говорить о полезных и целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод.

Можно  рассказать  детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями.

Например,  на уроках русского языка, математики во 2 классе при знакомстве с новыми понятиями о частях речи или о геометрических фигурах учитель может  развесить по классу заранее подготовленные различные таблицы с названиями частей речи, цифры и предложить детям найти их и показать.

Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого. При решении задач на движение в 3 классе, мы с ребятами говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье. Также предлагаю подумать, какие движения дают наибольший эффект и для какой группы мышц. Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет).

На уроках русского языка  обратить  внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, учитель начальной школы обязан  проводить физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. В 1 классе рекомендуется проводить 2-3 физкультминутки.

    Включая в урок элементы здоровье-сберегающих технологий, делаем процесс обучения интересным и занимательным, создаём у детей бодрое, рабочее настроение, облегчаем преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливаем интерес детей к предмету.

     На родительских собраниях надо просвещать  родителей по данному вопросу, знакомить с такими приёмами на уроках. В свою очередь родители должны предоставить сведения о самочувствии детей дома. .Вместе с учителем обсудить проблемы, искать  пути их решения.

А ещё для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе очень важным являются подвижные игры на переменах;
занимательные упражнения; участие в различных конкурсах, соревнованиях, субботниках, играх.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье-сберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

IV Технология «Проектная деятельность»

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно, как правило, в образовательной области «технология».

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Основное отличие нового образовательного Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

       В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Учитель учит выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. В начале первоклассник способен работать только индивидуально. На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит»  ребятам можно  предложить несложные, но очень интересные творческие задания:

•        Сделай буквы из различных материалов.

•        Напиши любой  букве рисуночное письмо.

Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе, работают над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

  В 3 классе встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты: «Задачи-расчёты», «Тайна моего имени», «Экономика родного края», «Кто нас защищает», «Волшебная сказка», «Семья слов» и т.д.

В 4 классе также преобладают практико-ориентированные проекты. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов.

Используя метод проекта, учитель управляет деятельностью учащихся, а не дает знания в готовом виде, организует коллективные обсуждения при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

А в целом, проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей успешной социализации обучающихся.

V. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Слайд Урок математики в 1 классе « Луч». На какие группы их можно разбить? (Отрезки и прямые)

- Куда можно отнести фигуру?

Возникает проблема

-Сравните фигуру с известными вам.

-Что можете сказать?
- Можно ли назвать отрезком? Почему?

- Можно ли назвать прямой? Почему? Можно ли прямую продолжить в два направления?

- Сколько прямых можно провести через одну точку ?

Слайд Русский язык. 2 класс. Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Слайд 3 класс «Правописание букв о, ё после шипящих».

Запишите под диктовку: чёрный, шов, шёпот, шорты.

-Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись.

-Задание было одно? А как вы его выполнили?

-Почему так получилось? Что мы ещё не знаем?

Тема урока сегодня «Правописание букв о, ё после шипящих». Фиксирует тему на доске.

4 класс Сказка “Чужак” В. Волиной.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака?

Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

- Воспитание активной личности, формирование

инициативности, ответственности, способности к

сотрудничеству.

- Прочность усвоения знаний, так как путём поиска

разрешения проблемной ситуации достигается

полное понимание материала.

- Решение проблемы психологического комфорта на

уроках.

Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества.

Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 
• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 
• Нацелена на формирование универсальных учебных действий; 
• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

VI

Информационно – коммуникационные технологии.

Слайд Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ  можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводила настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе.

      ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых откры...

Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данный материал освещает основные образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе

Тема проекта:  «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной  школе »...