Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.
статья на тему

Сухоребрик Татьяна Ивановна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sovr.obr_.odt25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Обоснование выбора используемых технологий:

Образовательная система « Школа 2100» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка.

С этой целью использую следующие нестандартные приемы «Оживление». Детям предлагается придумать сказку о предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)

Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

  1. из крана на кухне полился апельсиновый сок;
  2. из тучи вместо дождя стал падать изюм;
  3. люди придумали таблетку от сна?

В своей работе стараюсь применять современные образовательные технологии. Это, в первую очередь, игровые. Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка».

- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?

- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц ( На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»). Почему? Объясните свой ответ.

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

     

          На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»

«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма (показ длины дюйма). Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.
- Догадались кто это? (Дюймовочка). Она живёт в доме № 8.

- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? ( Мимо домов № 2,4,6).

Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.

- Попращаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.

- Как его зовут? (Буратино).

Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание. Так, давайте мы ему поможем...

          Но, включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью...

Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре сменного состава.

Например, урок русского языка в 4 классе по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании имен существительных и прилагательных».

Фрагмент урока

1. Актуализация знаний.

2. Определение темы урока.

3. Мотивизация на основе рефлексии.

- Сегодня мы будем работать по группам:

Первая группа будет работать над безударными гласными в приставке;

Вторая группа – в корне;

Третья группа – в окончании существительных и прилагательных.

- Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. И это, наверное, самое трудное. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова у вас чаще всего вызывает затруднения, или вспомните, какие ошибки учитель исправляет у вас чаще всего.

4. Деление на группы.

- Выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании.

- Определите группу, в которой вы будете работать.

- Займите места в группах.

5. Работа в группах.

- Возьмите листки для работы. (Дети работают по карточкам, где написаны тексты.)

- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.

- Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, и, главное, результативно? (На доске – плакат.)

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я...» Запишите эго.

- Кто поделится своими размышлениями вслух?

Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.

          Наряду с другими традиционными технологиями использую технологии деятельностного метода. Эта модель предполагает проблемное обучение.

Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе

1. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.

Учитель (надевая шляпку):

- «А я ведь от волшебника
пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился
Ваш ребята класс».

Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые».

Предлагается детям найти отличия.

Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.

- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.

- А как же называется это свойство предметов? (?)

Повторяйте за мной волшебные слова:

- Источник знаний, появись!
Живой водою поделись!

На доске появляется слово МАССА.

- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса.

       Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:

На доске запись:

1) С С С С С

2) Х Х Х Х Х ХА АХ ХО ОХ

Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте, пожалуйста, запись.

- Как вы думаете, что мы написали? (Слияния, слоги, слова)

- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

«Говорят, где-то жили два брата. Одного звали АХ, а другого – ОХ. АХ всегда был весел и всем восторгался: « Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!». ОХ, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен: « Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»

- Как вы думаете, АХ и ОХ – это слова? Какие есть мнения?

- Что обозначают АХ и ОХ? / Это имена./

- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох»- тоже имена? (Нет.)

Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику- учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?

       Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья; чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим

Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж, «пение» звуков и многое другое.

          Фрагмент урока

Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему?

- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)

         На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

-Никогда не чищу зубы.

-Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

-Прочищаю зубы иголкой.

-Полощу рот после еды.

-Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

-Почистив вечером зубы, не ем сладости.

         Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Правый большой палец - это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый- - этот пальчик безымянный
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. (После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.)

       Используя метод проектов, я даю возможность ребенку больше узнать в интересующей его теме, научить публичному выступлению, развить творческие способности ученика, приобщить его к достижениям информационного общества, позволить ребенку самостоятельно добывать знания, принимать решения, планировать действия, сотрудничать. Это можно подтвердить высокой успеваемостью в классе, активностью детей в урочной и внеурочной работе, желанием детей работать с компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа современного учителя в начальной школе – это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средс...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

  Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовател...

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому необходимо внедрять в практику инновационные технол...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику иннова...