ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Глебова Ирина Анатольевна

Работа современного учителя в начальной школе – это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Применение современных образовательных технологий позволяет учителю добиваться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Глебова И.А.

     Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Казани Республики Татарстан

Работа современного учителя в начальной школе – это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Применение современных образовательных технологий позволяет учителю добиваться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.

Согласно ФГОС, образовательные технологии в начальной школе строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:

- демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;

- активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;

- эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;

- развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;

- способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию [3, с.23]. 

Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения. Современные игровые технологии в начальной школе должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе. Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные способности, стремится к познанию нового. Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения [7, с.18]. При этом необходимо помнить о том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д. 

Технология критического мышления. Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию. Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам: формирование личного интереса посредством вызова; понимание материала и его осмысление; закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием [4, с.38]. 

Проектная технология. Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать, зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике. 

Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками. Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию проблемного обучения в начальной школе. Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. 

Технология проблемного обучения привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей [6, с.64].

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении [5, с.20].

Обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий способствует развитию у детей познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений. ИКТ являются одним из мощнейших стимулов для творчества детей. В соответствии с требованиями образовательного стандарта, традиционная форма урока не может  дать учащимся такой объем информации, чем урок с использованием информационных технологий. Экран притягивает такое внимание, которого учитель иногда не может добиться при фронтальной работе с классом. Обучение учащихся начальной школы с включением дополняющих технологий -  самая удобная форма для учителя при проведении урока и самая легкоусвояемая для ученика [2, с.72].

При реализации информационных технологий в начальных классах, модернизация школ является наиболее верным решением. Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям. Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания. Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие. Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике. На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной. 

ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством: применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий; формирования интереса к учёбе у школьников; способствования к самообразованию; развития в детях коммуникативных компетенций; мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий; максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем [1, с.57]. 

ИКТ технологии в начальной школе подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания. В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес. Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде. 

Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Современные образовательные технологии в начальной школе способствуют развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2012. – 120 с.
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
  3. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2016. – 231с.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие/ Л.А.Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
  7. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

  Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовател...

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому необходимо внедрять в практику инновационные технол...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику иннова...