Урок литературного чтения в 4 классе Мифы древней греции
методическая разработка (4 класс)

Наумова Виктория Анатольевна

Урок литературного чтения в 4 классе Мифы древней греции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: Урок  по  литературному  чтению в 4 классе.

Тема:  Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».

Цель: познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.

Задачи: 

-совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;

-стимулировать познавательный процесс,

-развивать  коммуникативные способности обучающихся;

-раскрывать потенциальные возможности детей;

- развивать творческие способности и интерес к литературе,  

-учить использовать различные источники для поиска информации.

Познавательные УУД
Развитие способностей обучающихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;  слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Использованные методы и приемы:   технология интерактивного обучения, интегрированное  обучение,  игровые технологии обучения.

Оборудование:  Персональный компьютер,  мультимедийный проектор и мультимедийная доска; презентации «Путешествие по Греции», «Летающие герои литературных произведений»

Основные понятия:  устное народное творчество, мифы.

                                               Ход урока.

I.Орг. момент: - Добрый день! Меня зовут Наталья Васильевна! Я - здесь, чтобы провести необычное занятие по литературному чтению. Мне нужны неравнодушные и любознательные дети. Есть такие? Тогда начнём.

 «Надежда - это сон наяву».

Так говорил древнегреческий философ Аристотель.

II.Постановка целей урока.

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

- Мы отправляемся с вами в центр древнейшей цивилизации – в Грецию.

-Какие надежды у вас на урок? (Будет необычно, будет интересно)

Хочу, чтобы ваши надежды оправдались!

Работать на уроке мы будем в различных амплуа,  выполняя те или иные роли.

III.Актуализация опорных знаний.

  1 роль – ЖУРНАЛИСТЫ.

-  Я  предлагаю эту роль двум учащимся, которые отправятся на улицу города и проведут небольшой опрос. Результаты опроса мы вскоре получим.

  1. Вопросы: Помните ли Вы миф о Дедале и Икаре?        Да                      Нет
  2. Как вы относитесь к поступку Икара?   Одобряю                                                   Осуждаю      Не знаю
  3. Кого называют Икарами в жизни?

 2 роль – ГЕОГРАФЫ.  

- А все остальные на короткий срок станут географами. Нам важно знать, что за страна – Греция?  Используя карту и вопросник,  соберите сведения.

1 вопрос: Если Греция расположена на юге Европы, то это страна (выберите и подчеркните) холодная страна, жаркая страна, тёплая страна

2 вопрос: Какими морями омывается Греция? (впишите) Греция омывается _________________ морем, _________________________ морем, _______________ морем.

3 вопрос: Грецию легко найти, если увидеть, сколько вокруг островов? (сосчитайте и дайте ответ) а) ДВА     б) ТРИ     в) МНОГО

4 вопрос: Ты наверное слышал, что алфавит, олимпийские игры, театр, мифы – это всё зародилось в _____________________. Догадались?

Учитель:   Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги! История Греции насчитывает 5 тысячелетий. Каждый камень овеян временем, легендами, мифами. 

Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами!        

Нас сегодня будут интересовать мифы. Они есть у любого народа, но особой популярностью пользуются мифы Древней Греции. Удивительно, почему?

3 роль - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

Наверняка, вы знакомы с таким жанром литературы, как миф.

 Каковы особенности этого жанра?  Что такое миф?      Ответы детей.

Учитель:  Посмотрите на обратную сторону вопросника,  и вы увидите информационный лист. Какой ответ вам кажется более достоверным?

Миф – трудно сказать, что это…

Миф (с греческого «слово») – слово о мире и обо всём, что существует вокруг человека.

Миф  - (с греческого) предание, сказание.

Учитель: Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, странствовали  от одного поселения к другому, перелетали моря и поселялись в других странах. Вот один из мифов, который наверняка хорошо знаком вашим родителям.

4 роль – ЗРИТЕЛИ.

-Будьте внимательны, и вы  узнаете удивительную историю Дедала и Икара.(вопросы после просмотра)

В Древней Греции, в прекрасном городе Афины, жил когда-то человек по имени Дедал. Это был великий скульптор, строитель, изобретатель. Здания, построенные Дедалом, были самыми красивыми в городе.

Афиняне глубоко уважали Дедала. Не раз они увенчивали его лавровым венком.

И Дедал возгордился. Всё ему было мало. Ему казалось, что недостаточно чтят его сограждане. И он решил покинуть Афины и поселиться там, где его будут ценить больше.

 Он сел на корабль и поплыл на остров Крит.

 На Крите правил царь по имени Минос. Он принял художника с самыми пышными почестями.

Дедал выстроил Миносу великолепный дворец, украсил город удивительными статуями. 

Минос был очень доволен, и народ всячески почитал Дедала.

Одно было плохо: не отпускал царь своего любимца. Много раз просил Дедал пустить его путешествовать по разным странам и городам, посмотреть, как работают другие художники. Но Минос ласково отказывал ему. Царь очень гордился своим художником, любил показывать его творения гостям из других стран. И он боялся, что Дедал покинет Крит, что его искусство перестанет приносить славу ему, Миносу.

И снова приходил Дедал к Миносу, и снова царь ему отказывал.

Великий художник жил в роскоши и почёте, но всё чаще и чаще ему  казалось, что он пленник.

Нередко выходил Дедал вместе с сыном своим Икаром на берег моря и с тоской глядел в ту сторону, где был родной город. Переплыть море было не на чем, да и пытаться не стоило: слуги царя  сразу бы поймали беглецов.

Увидел однажды Дедал над морем и горестно вздохнул: «Почему мы не вольные птицы?»

А мальчик сказал: « Отец! Ты ведь великий мастер. Неужели ты не можешь сделать крылья? Ах, как хочется подняться в небо!»

И тут Дедал воскликнул: «Верно, сын мой! Как я раньше об этом не подумал?.. Неужели не под силу мне сделать крылья?! Всем владеет Минос – и сушей, и морем, только небо неподвластно ему. Воздух – вот наша дорога!»

-Когда жил Дедал?

-Чем он был знаменит?

 -Почему он решил покинуть Родину?

-Куда он поплыл?

-Как его встретили?

- Почему Минос не отпускал Дедала?

-Как проявлялась тоска Дедала по Родине?

5 роль – МЫ – ТАНЦОРЫ

- Представьте … море, волна набегает на берег…плещет и пенится, издавая особую музыку…

6 роль – ЧИТАТЕЛИ (Чтение и анализ произведения)

- А, что было дальше? Хотите узнать? Тогда вы читатели. (после прочтения)

Прочтите и промаркируйте те места в тексте, которые помогут вам ответить на следующие вопросы. 

 -Из чего и как Дедал сделал крылья?

- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?     (с лёгким назиданием)  

-Кто видел летящих сына и отца и что они подумали?    (чтение по настроению, как чувствуешь)          

-Как летел Дедал? (тихо)  А как Икар? ( читать громко)

7 роль – МЫ - ФИЛОСОФЫ -  ЛЮДИ, РАЗМЫШЛЯЮЩИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

- Почему погиб Икар?    - Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». (Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью)                

- Можем ли мы однозначно относиться к Икару? Что в нём вам не нравится? А что вызывает восхищение? Почему?

Учитель: Икар – герой мифа, беспечный,  непослушный, испытав чувство лёгкости, свободы, хотел быть схож с богами, которым всё под силу…Возможно, людям он запомнился,  потому что стал первым покорителем неба.

8 роль – МЫ – ЖУРНАЛИСТЫ.

- Сколько людей было опрошено? Сколько вопросов задавали? Какие это были вопросы? Какой результат опроса?

Учитель:  (Говорит по ситуации) Характерно, что величайшим достижением художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые здания, а именно сделанные им крылья.   Икар  погиб. Но люди запомнили этот полёт. С тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.  

- Я обратилась в архив к архивариусам и вот какой материал они подобрали.

Посмотрите и вспомните произведения, в которых главные герои летали.     

  - И ещё. На своём наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: «Человек вырастит себе крылья». Встаньте и посмотрите, есть ли у вас крылья, а у меня?...  Тогда, что он имел в виду? (ответы детей) Человек сумеет оторваться от земли, благодаря открытиям и изобретениям.

- Учитель:  Полёт  Ю. Гагарина в космос, высадка первых  американских астронавтов на Луну были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего  себя летящим, как птица. Опыт одного народа – это достояние всего человечества. Человек уже столько достиг, и сколько ещё достигнет! 

9 роль – МЫ – ОБЫЧНЫЕ ДЕТИ

Рефлексия.

-Мы познакомились с мифом «Дедал и Икар». Понравился ли он вам?

Почему популярны мифы Древней Греции?

- Мифы – сокровищница первоначального опыта людей, в которых отразились представления об окружающем мире

-Вернёмся к словам Аристотеля, с которых мы начали урок:

 «Надежда - это сон наяву».

 В отличие от героев мифа, оправдались  ли ваши надежды на наше занятие? В чём?

А самое главное, что прикасаясь сегодня к чужой культуре, мы учимся уважать собственную!!!

- Давайте поаплодируем друг другу за хорошую работу!!!

Домашнее задание:

-Самостоятельно выберите себе роль, которую вы исполните дома.

РОЛЬ ХУДОЖНИКА

РОЛЬ БИБЛИОФИЛА (ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЧИТАТЕЛЯ)

                                       

Приложение

    Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаосв котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

  1. Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.
  2. Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.
  3. Посейдон - владыка морей.
  4. Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.
  5. Деметра (Димитра) - богиня земледелия.
  6. Аполлон - бог света и музыки.
  7. Афина - богиня мудрости.
  8. Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.
  9. Гефест (Ифестос) - бог огня.
  10. Афродита - богиня красоты.
  11. Арес (Арис) - бог войны.
  12. Артемида - богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Добро пожаловать в мир греческой мифологии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения.Легенды и мифы Древней Греции.Персей.

Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека....

Сценарий классного часа или инсценировки к урокам литературного чтения изучения темы "Мифы Древней Греции"

Чтобы дети лучше запомнили древних богов Греции, им предлагается перевоплотиться в них......

Урок литературного чтения, 4 класс, "Мифы народов мира".

Урок литературного чтания для учеников 4 класса по теме "Мифы народов мира" (урок закрепления и обобщения знаний)....

Урок литературного чтения " Зарубежная литература . Мифы Древней Греции."

Урок литературного чтения УМК "Школа России" 3 классПрезентация " Мифы Древней Греции"...

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."

В технологической карте предствлен интегрированный  урок( чтение +музей)  по программе УМК "Перспектива" для 4 класса  по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по теме Мифы древней Греции "Храбрый Персей".

Презентация по теме Мифы древней Греции "Храбрый Персей" 3 класс...