Приём ТРКМ "Фишбоун"
статья

Александрова Татьяна Павловна

Описание приёма   «Фишбоун», направленного на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyom_trkm_fishboun_aleksandrova_t.p.docx232.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТРКМ. Приём «Фишбоун».

  1. Описание

Приём «Фишбоун» -  дословно  переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Этот приём применяется на стадии осмысления.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.C:\Users\user\Desktop\hello_html_m7eac70ab.png
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме.

Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.

Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

  1. Пример.
  • Русский язык, 2 класс.Тема урока: «Части речи. Обобщение».
  • Основная цель урока:обобщить знания детей об изученных частях речи; совершенствовать умение определять часть речи; формировать умение работать с тексом (поиск ответов на вопросы, выделение главного, представление информации в графическом виде).
  • Приём используется на стадии осмысления.

Определив тему урока,учитель предлагает детям вспомнить, какие части речи они уже знают.

Стадия вызова.На стадии вызова дети определяют тему урока и ставят перед собой задачу (закрепить умение определять части речи).

Стадия осмысления:Чтобы систематизировать наши знания, давайте составим схему Фишбоун. Какой главный вопрос (проблему) мы разместим в «голове»?  - КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ?

/на партах у учеников пустые схемы, которые они заполняют индивидуально или в парах/

-на верхних косточках укажите части речи, которые мы изучили (имя существительное, имя прилагательное, глагол). На нижних косточках запишите, что обозначает эта часть речи и на какие вопросы отвечает. Сделайте вывод (Чтобы определить часть речи, нужно поставить к слову вопрос и узнать, что оно обозначает.), запишите его в «хвосте» схемы.C:\Users\user\Desktop\img10.jpg

Стадия рефлексии: На стадии рефлексии можно предложить учащимся такой приём работы, как «Кольца Венна».                                                                                     Информационный лист подготовила Александрова Т.П.

Описание приёма взято из статьи https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

Пример  собственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём и оформление родительских пожертвований

Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...

Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Приёмы ТРКМ

Бортовые журналы...

Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...