Волнуйтесь спокойно.
статья (4 класс)

Создание положительного настроя  на контрольные работы и ВПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volnuytes_spokoyno.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Волнуйтесь спокойно.

    Негативные эмоции могут выразиться через цвет, форму, линию и другие зримые образы. Простой акт изображения на бумаге негативной эмоции, вызывающей стресс, освобождает наше тело от напряжения и уже не может принести вред здоровью.

    Для снятия или уменьшения действия стрессовых факторов психологи 

 предлагают использовать свои внутренние ресурсы:
1.    антистрессовое дыхание;

2.    минутная релаксация (напряжение и расслабление мышц);

3.    смена обстановки;

4.    расслабление;

5.    отвлечение (переключение мыслей);

6.    музыка;

7.    арифметика (счет в обратном порядке от 50-ти);

8.    общение.

   Стрессы могут быть острые, или шоковые, вызванные различными  катастрофами — войнами, землетрясениями, стихийными бедствиями, — словом, экстремальными  ситуациями, выходящими за рамки  нашего жизненного опыта. У школьников –это предстоящие  контрольные работы.

Каковы первые признаки стресса?
 Наиболее распространенными симптомами при стрессе являются:

Депрессия

Головные боли

Бессонница

Быстрое сердцебиение

  Стресс встает на пути самых сильных и самых слабых. Один человек его выдерживает, приспосабливаясь к нему, другого он ломает. Некоторых «стресс» закаляет, и они  становятся еще крепче. Что же позволяет организму человека приспособиться к

 непривычным, чрезвычайным, экстремальным условиям? И существует ли реальная возможность повысить жизнестойкость, стрессоустойчивость каждого человека?

Стрессоустойчивость повышать  можно на разных уровнях:

1. Физический (телесный): снятие физического напряжения, усталости.

2.Эмоциональный: снятие эмоционального напряжения, беспокойства,

взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояния.

3. Социальный (повышение удовлетворенности социальной жизнью).

  Я хочу представить вашему вниманию

 Мастер класс  «Волнуйтесь спокойно!», который  помогает  преодолевать 

стресс перед контрольными работами или ВПР.

 Любимые уроки у моих учеников   это уроки повторения,  ведь

именно тогда, каждый может проявить свои знания в большей или

меньшей степени, но каждый. На уроках повторения мы не только повторяем и закрепляем  материал, но и пытаемся преодолеть волнение, стресс перед

контрольной работой.

 Цель    Создать положительный настрой на контрольные работы

 или ВПР.

 Задачи     Сформировать умение управлять своим психофизическим

 состоянием;  обучить методам нервно-мышечной релаксации; повысить

сопротивляемость к стрессу; развить навыки самоконтроля.

 «Ассоциации»

Как эффективно можно подготовиться к контрольной  работе, психологически настроиться на неё? Я  предлагаю вам  придумать и записать

 ассоциации к словам контрольная работа   Например:  если  контрольная    работа   –  это  мебель (одежда, фрукт, цветок, животное),  то какая (какой, какое)?

 Ассоциации в идеале должны показать учащимся, что в ситуации С

контрольной работой  как и в любой  другой ситуации, есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе  преобладает последняя, то при обсуждении привожу 

следующие доводы:

 «На результаты контрольной работы  не влияет мнение учителя, “намеренно” понизить оценку тебе он не хочет», 

это возможность  показать свои знания, свою работу . Учитель хочет оценить и твою и

свою работу,  посмотреть, что надо ещё повторить.

 «Оперативные способы преодоления   стресса»  Я  предлагаю познакомиться ещё со способами, которые достаточно быстро помогут справиться с волнением и тревогой, снять  напряжение – как во 

время контрольной работы, так и в период подготовки к ней.

На этом этапе разучите с учащимися несколько способов. Например:

1) упражнение«Сколько зубов?..». Посчитайте зубы кончиком языка. 

 2) «Комок». Чтобы снять напряжение, скомкайте газетный лист и выбросите 

его в ведро.

3) «Контакт с водой». В период возникновения стрессовой ситуации, чтобы  снять 

напряжение, сполосните руки  и лицо прохладной водой, захватить область  за ушами.

 Вода снимает негатив и активизирует ресурсы организма.

4) «Переход во времени».  Для отдельных учеников или после уроков Индивидуально. Если есть возможность, покиньте помещение, в котором возник острый стресс. Если 

обстоятельства не позволяют, мысленно  переместитесь во времени: вспомните 

приятные мгновения (поездка на море,  в гости, неожиданный сюрприз, недавняя 

смешная ситуация). Если есть домашние животные, подумайте, чем бы они могли 

быть заняты в ваше отсутствие  (спят, гуляют, ждут вас, хулиганят). Помните – такой

 «переход во времени»  не должен длиться более 3 4 минут, иначе будет трудно вновь настроиться  на учебный лад

5)  упражнение «У меня всё получится»

Встаньте  так,  чтобы  вокруг  вас  было  достаточно  места.  И  начните  отряхивать 

ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все  неприятное – плохие чувства,

 тяжелые заботы и дурные мысли о самих  себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом

 отряхните свои ноги от носков  до бедер. А затем потрясите головой. Будет 

еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие нибудь звуки... Теперь отряхните лицо  и прислушайтесь, как смешно меняется ваш

 голос, когда трясется рот.  Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и

 вы становитесь  все бодрее и веселее, будто заново родились… Расскажите, как вы себя чувствуете после того, как выполнили упражнение?         

        

На этом этапе также можно рассказать учащимся о фразах-формулах для  самопрограммирования и предложить проговорить

 некоторые из них, например: 

1) Я могу получать радость каждый день своей жизни, даже если впереди 

меня ждет контрольная работа.

 2) Контрольная работа – лишь часть моего дня. 3) Чтобы ни случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого. 4) Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно напишу

 контрольную работу.

 Упражнение «Дождь в джунглях». 

Упражнение, которое хорошо работает за 1-2 часа до контрольной работы.

 Оно прекрасно сочетается с динамическими паузами, можно так занять ребят

на переменах, особенно сейчас, в условиях, когда нам надо и расшевелить ребят

 и не давать им «смешиваться» друг с другом.

Давайте  встанем  в  тесный  круг  друг  за  другом.  Представьте,  что  вы оказались

 в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко

 и душно. Но вот подул легкий ветерок.  Прикоснитесь к спине впереди стоящего

 человека и совершайте легкие  движения руками. Ветер усиливается (давление на 

спину увеличивается).  Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел 

мелкий дождь  (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение  пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения  всеми пальцами). Снова пошел

ливень, застучал мелкий дождь, пронесся  ураган, подул сильный ветер, затем он стал 

слабым, и все в природе  успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180  градусов и продолжим игру.  После того как ученики выполнят упражнение, 

предложите им ответить на вопросы. Как вы себя чувствуете после такого массажа?  Приятно или нет было выполнять те или иные  действия?

  Я прошу высказаться почти каждого ученика.

Эти упражнения помогают ученикам создать положительный настрой на  контрольные работы или ВПР.  Сформировать умение управлять своим  психофизическим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."

Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....

"По морям по волнам..."

сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля в 1 классе....

"По морям по волнам..."

Сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля в 1 классе....

Внеклассное мероприятие к 23 февраля "По морям, по волнам"

Сценарий предназначен для учащихся 4 классов....

Памятка для родителей "Как прожить один день спокойно"

В памятке представлены рекомендации психологов...

День рождения телепередачи "Спокойной ночи малыши

История телепередачи "Спокойной ночи малыши"...