Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками.
проект (3 класс)

Жеребцова Лариса Анатольевна

      Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zherebtsova_obrazov._sreda.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

      Образовательная среда школы сегодня: делимся новыми практиками.

                                                      Жеребцова Л.А.

         Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» города Обнинска

Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся:  увеличение самой скорости изменений в жизни, быстрое освоение подрастающим поколением  социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций в индустриально развитых странах; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. Существенная роль в разрешении проблем и противоречий современного мира отводится образованию человека. Образование как важный фактор социализации призвано помочь человеку осмыслить окружающий мир, свою взаимосвязь с социокультурной и природной средой, выработать достаточно определенное непротиворечивое видение современного мира и своего места в нем. Именно поэтому проблемы человека, его мировосприятия, образования и воспитания и проблемы формирования и развития образовательной среды необходимо рассматривать во взаимосвязи. Основной функцией образовательной среды является заполнение пробелов в программе человеческого развития. Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия. При этом одна из важнейших задач правильно организованной образовательной среды – выявление склонностей и дарований ребёнка, развитие человека

Образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Школа, в которой удаётся создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Принципиально важно, чтобы учащиеся сами включались в решение своих образовательных и социокультурных проблем посредством выработки, с помощью педагогов, собственной индивидуальной образовательной траектории

В 2018 году Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» начал реализацию Программы по развитию личностного потенциала. Программа отвечает на эволюционные вызовы неопределенности, сложности и разнообразия современного мира, и связанной с этим необходимости переосмысления миссии системы образования и школы в обществе.

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задач.

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30-ти регионах к 2023 году.

МБОУ «СОШ №7» города Обнинска в рамках пилотного проекта взяла за реализацию

ПРОЕКТ «Создание личностно-развивающей образовательной среды».

Разработка системы управления личностно-развивающей образовательной средой образовательного учреждения многогранный и длительный процесс, в ходе которого наиболее важным моментом является понимание того, что же является отправной точкой и на какую систему ресурсов мы имеем возможность опираться. Именно для этого административным аппаратом во главе с директором образовательного учреждения и с помощью педагогов был произведен анализ среды, выявлен вектор для ее создания и построен стратегический план дальнейших изменений. Мы убеждены, что даже небольшие изменения производимые системно и совместно сотрудниками школы, которые понимают важность изменений и готовы из осуществлять, способны, со временем, привести к созданию той самой личностно развивающей среды.

В рамках этого проекта я реализую свой проект:
«
Развитие саморегуляции через  внеурочную деятельность  в  начальных      классах».

Современные дети сильно зациклены на собственном –Я. Всех окружающих их

взрослых воспринимают как обслуживающий персонал. На любой собственный

 дискомфорт реагируют очень эмоционально и агрессивно. Не умеют выражать свои эмоции эмоции и контролировать их.

Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного.

Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Цель методического проекта:
Обобщение и структурирование опыта по развитию саморегуляции через внеурочную деятельность в начальной школе.  Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также  формирование коммуникативных компетенций

Концепция

Чтобы ребёнок мог справляться со своими чувствами, сначала мы должны научить его понимать, какие именно чувства он испытывает. Правильно понять и назвать эмоцию — половина успеха. Поэтому регулярно обсуждайте с детьми их переживания, чтобы научить облекать эмоции в слова и снять табу с разговора о чувствах.

Вот какие шаги помогут ребёнку научиться понимать свои эмоции и справляться с ними.

Структура занятия включает в себя три части:

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Вводная часть. Цель: ознакомить детей с элементами выразительных

движений, таких как, мимика, жесты, поза и походка; работа со словами,

обозначающими эмоциональные состояния.

Основная часть. Цель: рассказ ведущего по теме занятия; вопросы для

обсуждения; психологические игры и упражнения.

Заключительная часть. Цель: снятие психоэмоционального напряжения;

рефлексия.

Материально – техническое оснащение: наглядные пособия «Градусник

настроения», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», «Дневник настроений» для каждого учащегося.

Составление «Дневника настроений»:

Шаг 1. Составляем словарь эмоций

Постарайтесь найти слова для всех оттенков переживаний. Злость может проявляться с разной силой, от раздражения до ярости. Страх — от волнения до паники. Радость — от приятного удивления до эйфории. Добавьте в словарь любопытство, стыд, удивление, отвращение, скуку и чувство вины. Приведите примеры эмоций, которые испытывают герои любимых книг.

Шаг 2. Думаем вместе, зачем нужны эмоции

Эмоции — это важный биологический сигнал о том, насколько удовлетворяются наши базовые или актуальные потребности. Эмоции оберегают человека, напоминают ему о его намерениях и желаниях, а также сигнализируют другим людям: «Мне нужна помощь!», или, наоборот, «Не стой у меня на пути!». Эмоции помогают понять себя и других.

Шаг 3. Объясняем важный принцип: эмоция — это не я сам, это лишь часть меня, и я могу наблюдать за ней со стороны

Любое переживание имеет начало, кульминацию и конец. Важно научиться не погружаться в эмоции полностью, а оставаться хотя бы немного отстранённым или уметь «выпрыгнуть» в самом начале эмоциональной «волны», не дожидаясь, пока она накроет с головой. Учите ребёнка «выходить» из ситуации или брать тайм-аут, чтобы он мог совладать с нахлынувшими чувствами.

Шаг 4. Просим описать эмоции словами или картинками

Попросите детей описать, что с ними происходит, когда они злятся, грустят, волнуются или радуются. Можно вести дневник, рисовать или описывать словами — подойдёт любой способ.

Шаг 5. Наблюдаем, записываем и анализируем

Дети должны вспомнить прошлые события или внимательно понаблюдать какое-то время за своей повседневной жизнью, чтобы ответить на три вопроса:
• Какие ситуации выводят меня из себя?
• Что я обычно делаю, когда злюсь, грущу или волнуюсь?
• Что мне помогает справиться со злостью, унынием или тревогой?

Перед тем как учиться новым техникам, стоит проанализировать те, которыми ребёнок уже пользуется. Может оказаться полезным организовать в классе дискуссию, чтобы показать, насколько разные действия и мысли помогают разным людям в одной и той же ситуации.

Формы работы, упражнения: эмоциональный тренинг (мимическая

гимнастика), работа со стихотворениями, беседа, обсуждение, тренинг

сменынастроений, обучение, релаксационные упражнения, беседа, обсуждение, тестирование, творческие работы.

 

Упражнение «Дерево».

Представить что ты красивое дерево. Медленно сделать глубокий вдох, почувствуй, как тревоги уходят вверх, в пространство над тобой. Задержи дыхание и сосчитай до пяти ( в это время дерево набирает свежий воздух, солнечную энергию). Медленно выдохни. Повтори: медленный вдох-задержка дыхания- медленный выдох (4-5 раз).

Список литературы:

1.Обновленные ФГОС.

2.Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.Просвещение.

3.Анцулов А.Я., Шипилов А.И.Словарь конфликтолога.- Издательство ЭСКМО. М.2010

4.Божович Л.И. Личность и ее иформирование в детском возрасте.-СПБ.:Питер,Серия «Мастер психологии»,2008

5.Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? – М.Просвещение, 2005

6. https://vk.com/fondvbudushee .Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Выступление "Информационно-образовательная среда школы"

Выступление на педсовете о внедрении учителями в своей работе ИКТ, плюсы и минусы....

Компетентностно-образовательная среда школы.

Виды компетенций. Компетентность образовательная....

Практико-значимая работа "Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"

В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое зд...

«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям совре...