Статья "Лингвоэкологические риски педагогического процесса и применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе при реализации требований ФГОС"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Лингвоэкологические риски педагогического процесса и применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе при реализации требований ФГОС
"В шесть лет можно выучиться всем главным языкам,
но всю жизнь надобно учиться своему природному.
Нам, русским, еще более труднее, нежели другим".
Н. М. Карамзин
Родной язык в школе — это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться с близкими. Речь - канал развития интеллекта. Учитель должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Перестройку урока надо начинать с главного-выбора точной дидактической стратегии, направленной на развитие духовного потенциала ребенка. Ученики должны сами задуматься, открыть новые законы. А главное - выразить свою мысль словом. Для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Речь является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно определить уровень мышления говорящего, уровень его развития. Но на этом сложном профессиональном пути учителя подстерегают различные лингвоэкологические риски.
Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Вся наша жизнь погружена в языковую среду и, пожалуй, сохранять чистоту языка не менее важно, чем сохранять чистоту воздуха, которым мы дышим.
Актуальность рассматриваемой проблемы более чем очевидна, ибо от духовного здоровья и физического состояния каждого ребёнка сегодня зависит духовность и физическое здоровье всей нации в будущем. Что мы оставим за собой? Какой речью, какими мыслями будут оперировать наши дети, внуки, правнуки?.. Думать об этом, переживать, предпринимать действенные шаги нужно уже сегодня и нам.
Культура речи — это эквивалент здоровья. Из данной концепции следует, что равно бережно и ответственно следует относиться как к истории родного языка, так и к его настоящему и будущему. Учителю следует быть примером речевой культуры для своих учеников, знакомить детей с этимологией слов, их этносом, помогать очистить и обогатить речь сегодняшнюю и научить, как не разрушить свой генетический код созданием мыслеобразов негативного содержания. Каждая мысль, созданный образ, сказанное слово никуда не исчезает, а заполняет информационное пространство вокруг нас и становится нашим естественным окружением с того самого времени, когда «вначале было слово…» Мы живём в созданной до нас среде нашими предками, ежеминутно продолжая создавать её для своих потомков. И здесь речь идёт не только об экологии непосредственно слов, но и об интонациях, с которыми они сказаны, и о внутреннем состоянии говорящего, о чувствах, которыми сопровождается каждая фраза. Поэтому, развивая речь ученика, мы не только развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование мышления, представления высших эмоций. Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Почувствовав слово более глубоко, вживаясь в его звучание, можно открыть ещё одно значение, помимо определения толкового словаря. Большим мастером такого яснослышания можно назвать парапсихолога, широко использующего в своих занятиях работу со звучанием слов-Евгения Макарова, практикующего в Санкт-Петербурге. Это и очистительные хороводы, и звукотерапия (оздоровительные вибрации органов), и лечение колокольным звоном и мантрами, и создание благоприятного информационного поля, и фоносемантические тренинги, и погружение в слова. Так, например слово «смотри», если прочитать его справа налево даст нам дополнительное знание, что смотреть надо и ртом, т.е. смотри, что ты ешь и что ты говоришь, а буква «с» означает свет. Родителям, использующим в своей практике ремень как средство воспитания тоже можно предложить прочитать это слово в обратную сторону, и тогда они услышат, что в самом слове заложено его глубинное значение, доказанное жизнью: пытайтесь воспитывать словом, примером и любовью, а ремень – не мера.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. А среда, её экология, как подтвердилось, во многом зависит от заполняющей её речи, от языка, на котором мы говорим. Что значит для человека язык? Родной язык — это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Каждый человек должен любить свой язык, уважать его. Судьба родного слова не должна быть нам безразлична. Ведь язык — это средство общения между людьми в обществе, в их трудовой деятельности. Поэтому, если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, его огромный словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль. Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речь могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить правильно и хорошо — это залог хорошего здоровья. Поэтому мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия, чистоты.
И если всё, что сказано выше, так или иначе звучало и обозначалось в виде проблем на различных педагогических уровнях, то вопрос о лингвоэкологических рисках, встречающихся в образовательном процессе, поднимается впервые. Причём рискам этим подвергаются и взрослые, и дети, а забота о языке превращается в настоящую борьбу. О каких же рисках идёт речь? Что нужно учитывать в ситуациях обоснованного риска учителю? Как взаимодействовать с учащимися без насилия и принуждения? Как не стать заложником образовательного процесса и не подорвать здоровье ребёнка в самом начале его учебного пути? На эти и другие вопросы можно найти ответы в методическом пособии под редакцией профессора Л.Г. Татарниковой о лингвоэкологических рисках. В книге рассматриваются различные концепции воспитания, способы взаимодействия между учителями и учащимися, проранжированы школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на здоровье детей по их значимости и силе влияния. Для меня небезынтересно было узнать, по какой причине сложнее даётся учебный процесс правополушарным детям. Теперь, зная специфику восприятия материала такими детьми, при подготовке к уроку я учитываю эти особенности, добавляю в ведение урока музыкальные фрагменты, даю им (по возможности) творческие задания.
Безопасность и здоровье ребёнка стоит в школе во главе угла, но не менее важно и здоровье самого учителя, чьё состояние и настроение как в зеркале отражается на настроении и состоянии здоровья детей. Язык для него есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры.
Одним из важнейших показателей уровня культуры учителя, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности в воспитательном процессе в современной школе.
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на ученика с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:
- правильность речи
- точность
- выразительность
- уместность употребления языковых средств и др.
Своими репликами и высказываниями учитель, несомненно, влияет на процесс общения с учеником, либо оптимизируя, либо тормозя процесс развития. Невозможно не учитывать «лингвистические способы проникновения во внутренний мир человека». Такие реплики как:
-Давай подумаем…
-Попробуй порассуждать…
-Соберись…сосредоточься…
-Не спеши, ещё есть время подумать…
-Посмотри внимательно…
-Попробуй ещё раз… - помогут наладить контакт с ребёнком, подтолкнут его к спокойному процессу решения поставленной задачи. Этот же процесс легко затормозить такими высказываниями как:
-Ну и что ты сделал?
-Опять ты не думаешь.
-Следовало ожидать, что у тебя ничего не выйдет.
Есть учительские фразы, которыми можно стимулировать, регулировать мыслительную активность:
-Ты на верном пути…
-Очень интересная мысль...
-Попробуй развернуть эту идею
Часто учитель, не скрывая своего раздражения, может сбить ребёнка с мысли, бросив привычную для себя реплику:
-Опять безобразное оформление!
-Ничего не знаешь! Ужас! Как ты собираешься дальше учиться?
-Смотри на меня! Сядь прямо! Слушай ещё раз!
Таким образом, от настроения, от физического состояния, от состояния здоровья учителя напрямую зависит и здоровье каждого ребёнка.
Всё это ещё раз подтверждает, как необходимы учителю лингвоэкологические знания, как важно ему знать о воздействии сказанного слова, понимать, как это слово отразится и на ребёнке, и на самом же учителе, и, в свою очередь отразится на здоровье обеих сторон. Как важно вовремя остановиться и не высказать прямое критическое замечание, не бросить язвительную насмешку, не обидеть, возможно, незаслуженным оскорблением, не унизить чаще всего незащищённого ребёнка. Опасность любого негатива, отрицательной энергетики слова ещё более усиливается, если накладывается на усталость и невозможность в ближайшее время освободиться от перевозбуждения, снять с себя психологическую нагрузку посредством отдыха или релаксации.
Слово учителя является для ученика мерой его настроения, состояния, здоровья, культуры, поведения… Оно несет в себе большую эстетическую нагрузку. Учитель ответственен за свою речь и обязан избегать разрушающей агрессии в отношении своих воспитанников. Его задача, посредством слова прокладывать дорогу к сердцам и умам детей, не теряя их доверия, исключив из общения языковое насилие, языковую демагогию, языковое манипулирование.
Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошей речи таково: из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения, или коммуникативные задачи. Воспитание и образование два взаимосвязанных процесса. Ввести образование в контекст воспитания может язык. В истории человечества роль языка в жизни общества возрастает. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением. И если учитель заинтересован в результате речевого поведения, то ему необходимо вооружиться знаниями об особенностях современного ребёнка, познакомиться с методами диагностики физического и психического состояния ребёнка, быть компетентным в лингвоэкологии.
Для устранения лингвоэкологических проблем в современной школе необходимо широко использовать в своей работе здоровьесозидающие, здоровьеразвивающие, здоровьесберегающие и арттехнологии. Целью здоровьесозидающих технологий является подготовить подрастающее поколение к активной самостоятельной жизни в обществе. Для того, чтобы сделать процесс обучения в современной школе здоровьесозидающим, следует делать уроки творческими, эмоционально насыщенными, применять групповые и индивидуальные формы занятий, использовать музыку, хоровое чтение, проводить во время урока физминутки, дыхательную гимнастику, релаксацию. Урок должен доставлять радость и удовольствие, только в этом случае можно говорить о здоровье каждого ребёнка. А для того, чтобы исключить педагогические риски в учебном процессе, сквозным действом через все субъект-субъектные отношения должна проходить любовь, способная создавать, обогащать, возвышать, побуждать к положительным действиям. Любовь по отношению к себе и к окружающему миру. Особенно это важно стало в современных условиях, когда члены семьи проводят всё меньше и меньше времени со своими детьми, в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов всё большее число детей живёт с одним из родителей, не получая достаточно внимания и любви. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Грубое поведение детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, всё меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удаётся слушать других. Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достаётся всё меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о замкнутом круге: им приходится работать с всё большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать всё более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся всё более агрессивными и неуправляемыми, разрушая, сами того не ведая, своё здоровье. Тогда учителя пытаются ещё сильнее вмешиваться в работу класса и ведут себя всё жёстче и жёстче.
В своей практике я ввела в работу с классом так называемые «тетради доверия». Эта форма работы позволяет детям накапливать некий рефлексивный опыт. Зная, что всё написанное останется неразглашённым, дети имеют возможность поразмышлять наедине с собой о проблемах, которые их очень волнуют, высказать свои тайные тревоги, поделиться своими волнениями и приоткрыть свой внутренний мир. Восполняется, хотя бы частично, дефицит общения, снимаются внутренние зажимы, вступление в контакт позволяет детям надеяться, что к их нерешённым вопросам будет привлечено внимание взрослых. А для меня, как для учителя и воспитателя, открывается бесценная возможность своевременно узнать о том, что скрывают мои воспитанники даже от своих самых близких людей, вовремя отреагировать на их заблуждения, помочь разобраться в себе, найти верные ориентиры, при необходимости связать конкретного ребёнка с конкретным специалистом. Может потребоваться помощь психолога, медика, социального педагога, родителей и т.д. Используя эту форму работы уже четвёртый год, могу говорить о её несомненной важности, как для учеников, так и для педагога, о её здоровьесберегающих функциях, о действенности и положительных результатах при анализе психологических характеристик класса.
На уроках литературного чтения для создания благоприятной, располагающей обстановки я ввела обязательное рассказывание притч, по возможности связывая их с темой урока. Детям нравится слушать этот жанр, они с удовольствием принимают участие в обсуждении, делают интересные выводы, пересматривают свои жизненные позиции. Для урока это хорошее начало, оптимизирующее учебный процесс.
Дети очень любят работу в группах. Такая работа позволяет им больше общаться, - в обсуждении легче принимать решения и делать выводы. Обсуждение позволяет всем высказать свои предположения, не опасаясь, что они могут быть ошибочными.
Большим успехом у учеников пользуются интегративные уроки, хотя для создания и проведения такого урока учитель затрачивает очень много времени, но цель оправдывает средства.
Незаменимыми оказались занятия пальчиковой гимнастикой, проведение которой имеет прямое отношение к здоровьесозидающим технологиям и с удовольствием успешно применяется в работе с классом.
Для того, чтобы создать здоровьесозидающую среду необходим комплексный подход. Должны учитываться такие моменты как: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников, дифференцированный подход к организации физической активности детей, домашний режим школьника, здоровьесозидающий потенциал урока.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Это беседы, праздники здоровья, санитарные рейды, кукольные спектакли («главные правила для первоклассника), соревнования с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т.д., устные журналы, периодические газеты со статьями о санитарных рейдах и с публикацией результатов этих рейдов.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Из здоровьеразвивающих технологий, отвечающих за развитие человеческой личности, интеллекта, за восстановление растраченного жизненного потенциала, за индивидуальное оздоровление, следует отметить большое значение использования в работе музыки. Два раза в неделю дети начальной школы играют на свирелях, один раз в неделю им предлагаются занятия хореографией, функционирует хор для учащихся. Что касается моего класса, то с ними мы при каждом удобном случае поём песни под гитару. У каждого ребёнка есть свой песенник и неплохой репертуар. Для любого школьного мероприятия у нас есть готовый номер, поэтому мои дети активно задействованы в творческой жизни школы.
Каждый учитель может, преломив своё привычное поведение, попытаться что-то изменить в образовательном процессе и сделать шаг навстречу своему здоровью и здоровью своих учеников. Хочешь быть здоровым – будь им. Хочешь, чтобы твои дети были здоровы – ты можешь это сделать.
В статье использованы материалы книги доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Татарниковой и И.Н. Булычёвой «Лингвоэкологические риски педагогического процесса и пути их устранения в современной школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Построение процесса обучения на основе применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Здоровьесбережение – это одно из приоритетных направлений нового этапа реформы системы образования. Задача педагога свести влияние отрицательных факторов до минимума. Главными, несомненно, остаются зд...
Публичное обобщение опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках ФГОС»
Публичное обобщение педагогического опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»...
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках ФГОС (мастер-класс)
Методический семинар на городском конкурсе "Педагог года 2018"....
Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».
Задачи:1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя. Аспекты реализации требований ФГОС"
Коррекционная педагогика...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Аспекты реализации требований ФГОС"
Коррекционная педагогика...