Роль слова в жизни человека. Слово как средство общения
методическая разработка

для методистов и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_prohorovoy_l.s.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Роль слова в жизни человека. Слово как средство общения» (автор – Прохорова Л.С.)

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Методы: словесный; практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Каждый день мы используем слова. Без слова немыслима жизнь вообще.
Слово – это не просто колебание воздуха во рту. Слова имеют силу и очень большую.

Что же такое слово?

С одной стороны, слово - это способ выражения своих мыслей вслух. То есть, при помощи слов человеком воспроизводится его речь. «Я мыслю, значит я существую», - сказал Декарт. Но мысль без слова бесплотна. При помощи речи мы не просто передаём информацию друг другу. Общаясь, мы по речи понимаем настроение и эмоциональное состояние собеседника. Через слово мы определяем интеллект человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ. По речи и голосу мы создаём впечатление о женственности, мужественности, боли, доброте и многим другим качествам личности. Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. Конфуций.

При помощи слов мы выражаем позитивные или негативные эмоции, возвышенные или низменные чувства, принимаем или отвергаем события нашей жизни. С помощью слов заявляем о своих потребностях и желаниях, беседуем с людьми или ведем бесконечные диалоги с самим собой. Слова нам нужны для того, чтобы высказать свою позицию, отношение к чему-либо или к кому-либо. Со словами в нашу жизнь приходит мудрость. Посредством слов заявляем миру о себе: кто мы есть, для чего живем, о чем мечтаем.  Словами мы передаём свой опыт, знания. Словами связываются поколения.

Но с другой стороны слово называют очень сильным оружием. Как вы думаете почему? (Оно может ранить и может исцелять, словом можно обидеть, унизить, искалечить душу. А можно и возвысить, дать возможность обрести уверенность, смысл жизни. Слово имеет силу побуждать к действию, которое может привести к подвигу. Слово может “парализовать”, остановить человека на пути. Слова – это главное движущее средство, приводящее в действие добро или зло.)

Если мы просмотрим высказывания известных людей, то увидим, что многие из них подчёркивали силу слова.

Невоздержанный язык- худшее из зол. От малой искры до пожара людей язык доводит. Еврипид

Злой язык – признак злого сердца. Публий

Прежде всего научись сдерживать язык. Способно мудрое слово печаль врачевать. Менандр

Средь скверного скверней всего язык колючий. Шиллер И.

Осторожность в словах выше красноречия Ф.Бэкон

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей. Л.Толстой

Слова заряжают энергией, придают уверенность, поднимают настроение поддерживают. Сила слова- мощнейший инструмент воздействия на человека. Удачно выбранному слову удавалось вести к победе армии, спасать страны и империи.

Люди, понимающие силу воздействия слов и владеющие искусством красноречия, обретают безграничную власть и способность управлять другими людьми, ситуацией, способность творить историю, изменять реальность. Известный немецкий филолог Виктор Клемперер в своей книге «Язык третьего Рейха» описывает как в нацисткой Германии была выстроена система воздействия на людей посредством языка. Люди утрачивали способность рассуждать и слепо подчинялись власти фюрера. Даже небольшой процент инакомыслящих немцев поддавался гипнозу. Гитлеру было достаточно произнести одну только речь, как все прибегут к нему снова.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить ...

                                                          В.Шефнер

Но слова могут и лишить сил и уверенности, испортить настроение и всю жизнь. В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей – до сих пор саднит мне сердце”.

        Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Группа австралийских и американских психологов доказала, что психологическая боль, которую могут вызвать слова, живёт гораздо дольше физической боли. В ходе экспериментов было выявлено, что со временем человек забывает боль, вызванную физическими повреждениями, однако психологическая боль может вернуться с прежней силой.

Дерево, даже подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце. Иоанн Дамаскин

Всегда ли мы задумываемся о силе слова, о поступках, которые сопровождают порой эти слова?

Чтобы не быть голословными, сейчас мы с вами тоже проведём небольшой эксперимент. Вы, работая в паре со своим одноклассником, будете говорить друг другу определённые фразы. Обратите внимание, на те чувства и эмоции
По сигналу я буду просить водящего вступать в общение с другим участником. При этом я буду называть, что примерно вы должны будете делать. Участники должны будут благодарить своего партнера по общению и говорить ему "спасибо".
Итак, приготовьтесь…

· Сделайте комплимент вашему соседу напротив;
· Похвалите;
· Поздравьте с днём рождения и выскажите добрые пожелания;
· Признайтесь в своей любви или симпатии;
· Выскажите своё восхищение;
· Выразите своё доверие этому человеку.

Опишите свои чувства и эмоции. А теперь:

· Обвините в каком - либо проступке;

· Покритикуйте его поведение;
· Нагрубите ему;
· Выскажите своё недовольство поведением своего товарища.

Что вы почувствовали сейчас? Какие выводы можно для себя сделать. (нужно всегда стараться использовать слова в речи правильно, и слова эти должны быть добрыми.)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

М. Лисянский

Беседа о важности чтения

А откуда мы можем узнать хорошо или плохо использовать данное слово? Какое слово лучше использовать в данной ситуации?

(из классической литературы)

Как сказал Д.С. Лихачёв «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.»

«Русская классическая литература - это наша надежда, неисчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения»

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. Д.Сфивт

Подведение итогов.

Научившись управлять словом мы можем действовать во благо себе или окружающим. Действуя словом, мы можем управлять как своей судьбой, так и судьбой страны. С помощью речи мы побуждаем действовать. Речью мы меняем жизненные установки, убеждения,  а значит и всю жизнь человека. Слово является живым, оно всегда с нами, и только от нас зависит, как мы его используем. Давайте дома ещё раз задумаемся:
Правильно ли мы используем слова в жизни? Служат ли они созиданию и улучшению нашей судьбы, жизни близких нам людей или же несколькими движениями губ мы разрушаем то, что уже сотворено и служило благом для нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в жизни человека.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения....

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Азбука значимых слов в жизни человека

Презентация по предмету "Литературное чтение" на тему: Азбука значимых слов в жизни человека...

Проектная работа "Роль сока в жизни человека"

Проектная работа учащихся 4 класса...

открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"

изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве....

Роль книги в жизни человека

Современный человек очень мало читает. Это факт. Но, к счастью, есть люди, которые пытаются бороться с этой проблемой. Как помочь ребёнку полюбить чтение, книгу?...

Роль слова в жизни человека. Слово как средство общения

материал будет полезен для учителей начальных классов, родителей детей младшего школьного возраста...