Основы религиозной культуры и светской этики» На тему: Роль религии в конфликте
статья (4 класс)

Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространство.

С давних времен религия выступала институтом, тесно взаимодействующим с властью. Она способствовала упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Являясь наиболее консервативным, чем любые другие общественные институты, она, в основном, стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою [1].

Религиозный фактор стал одним из наиболее весомых в решении социально-политических проблем. [2] Неудивительно, что роль религии во всем мире стала возрастать. Особенно, при решении локальных и глобальных конфликтов.   

Однако, роль религии в конфликте сложно оценить без понимания природы конфликта, ее эволюции в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ворд29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 428 Приморского района Санкт-Петербурга

Эссе

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»

На тему: Роль религии в конфликте

Подготовила: Хадживалеева Е.К.

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2020 г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………

3

  1. Роль религии в конфликте ……………………………………….......

4

1.1. Конфликт и его эволюция в обществе …………………………….

4

  1. Религия и конфликт ………………………………………………...

5

1.3. Роль религии в социуме  …………………...………………………

6

Заключение ………………………………………………………………

7

Список использованных источников …………………………………..

8

 

Введение

Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространство.

С давних времен религия выступала институтом, тесно взаимодействующим с властью. Она способствовала упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Являясь наиболее консервативным, чем любые другие общественные институты, она, в основном, стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою [1].

Религиозный фактор стал одним из наиболее весомых в решении социально-политических проблем. [2] Неудивительно, что роль религии во всем мире стала возрастать. Особенно, при решении локальных и глобальных конфликтов.  

Однако, роль религии в конфликте сложно оценить без понимания природы конфликта, ее эволюции в обществе.

Роль религии в конфликте

Конфликт и его эволюция в обществе

Тема конфликта изучается в обществе уже давно. В философских концепциях любых народов мы наблюдаем борьбу света и тьмы, добра и зла, противостояние богатства и бедности. От представлений ученых древней Греции и Рима, конфликт перерос в отдельную науку – конфликтологию.

Так, в концепции государства Платона особо выделялось предупреждение конфликтов: для этого было нужно, чтобы каждый член общества занимал свое место. Согласно Платону, «самое лучшее – это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же – это всеобщее дружелюбие[1]».

В современном мире предпосылки конфликтов зависят не только от личности как таковой, но и от политико-правового устройства государства. Буржуазная экономика, основанная на конкуренции, ставит в приоритет личную выгоду. С одной стороны этот факт способствует развитию прав личности, свободы мысли и совести, а с другой – усиливает внутрисоциальные конфликты.

По мнению Г. Зиммеля, конфликт, выступая формой разногласия, одновременно является силой, способной объединить противоборствующие стороны, т.е. выполняет функцию социализации. Иными словами, подтверждается философский дуализм – солидарность и враждебность не исключают друг друга [3].

Важно также учитывать, что конфликтология в своем развитии опирается на конкретные социокультурные и исторические условия жизни народов и общественных групп, она носит историко-культурный характер [4].

Религия и конфликт

Человеческая природа такова, что любое увлечение, предубеждение или точка зрения имеет как сторонников, так и противников. Конфликт заложен в человеке, как внутри отдельной личности, так и в различных социальных группах.

Религия, выступая формой общественного сознания, может служить как основой для единения и сплочения людей, так и поводом для разногласий.

Ярким тому примером служат конфликты на почве религиозных воззрений.  Известным специалистом по конфликтологии Д. Раппортом в ходе исследования справочной литературы по религии было установлено, что работ, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. Несмотря на то, что религия редко выступает как единственный источник конфликта, в XXI веке конфликтов на религиозной и национальной почве становится всё больше; именно религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие [5].

Однако, обвинять религию в конфликтах неправильно. Зачастую она выступает лишь поводом противостояния, в то время как истинная его причина находится в плоскости перераспределении и завоевании власти, природных ресурсов и материальных благ, личного обогащения лидеров религиозных и политических движений [5].

В современном мире религия оказывает влияние не только на становление и развитие личности, отдельных групп и наций, но и на международные отношения в целом. По сути, являясь одной из неформальных ветвей власти, она способна как становится причиной конфликтов, так и сглаживать их, напоминать людям о вечных ценностях – любви, сострадании, дружбе, духовной силе и уважении.

Роль религии в социуме

Современными социологами замечено, что большинство людей на планете в значительной мере идентифицирует себя именно по религиозной принадлежности. Ранее этот факт был наиболее ярко выражен, в связи с чем религия оказывала прямое воздействие и на государственную стабильность разных стран. Как таковых межэтнических конфликтов не наблюдалось, но зато имели место конфликты на почве вероисповедания [6].

Только к началу ХХ века религиозная идентификация личности ослабела, и ключевым аспектом для самоопределения личности стала выступать ее принадлежность к какой-либо культуре. Например, к европейской, национальной и т.д. Однако, в конце ХХ столетия принцип религиозной идентификации снова занял приоритетные позиции. Так или иначе, сегодня религиозные нормы и правила в сильной мере оказывают влияние на духовное развитие личности, социальные и семейные отношения. Предпосылками периода «религиозного возрождения» стали именно стремительный прогресс второй половины ХХ века, порой непредсказуемые изменения в экономике и социальной сфере, появление новых угроз (атомная энергия, вирусы и пр.), резкая смена быта [7].

Многообразие религиозных культур наряду с преимуществами имеет и ряд недостатков, основным из которых можно назвать появление почвы для потенциальных конфликтов в межконфессиональных и этно-конфессиональных отношениях. Но гораздо опаснее будет, если этот процесс приведет к конфликтам между странами и регионами.

Поэтому религиозные учения, в первую очередь, должны акцентировать внимание на позитивных качествах личности, ее духовном росте. Именно духовное развитие способно предотвратить конфликты в условиях тотальной глобализации и стать залогом дальнейшего развития человечества.

Заключение

О роли религии в обществе можно спорить бесконечно. Каким бы ни был исход спора, религия существует и укрепляется в обществе. Она представляется невидимым «мостом», который связывает человека со сверхъестественными силами, в которые он верит, помогает ему отвлечься от обыденной жизни [8].

Религия сегодня компенсирует потери духовных ориентиров на фоне глобализации общества, развития технологий и постоянно меняющейся окружающей среды: социальной и бытовой. Религиозный фактор трансформировался в ключевой инструмент стабилизации как общественно-политической жизни общества, так и сферы мировой политики. Однако, нередко именно он становится причиной многих конфликтов.

Впрочем, далеко не всегда религиозные взгляды одних групп являются истинным источником общественных конфликтов. Нередко они используются главами государств и духовных общин для удовлетворения собственных корыстных интересов. Поэтому, важно делать акцент на всестороннем развитии личности, т.к. умение разделять духовность от безропотного повиновения сегодня ценно как никогда.  

Список использованных источников

  1. Панкин С. Ф. История мировых религий: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. – 158 с.
  2. Сухейль Фарах. Духовная секуляризация и религия: опыт христианства и ислама/ Отв. ред. д.и.н., проф. В.В. Наумкин. Перевод с араб. В. Волосатов. М.: 2008. - 182 с.
  3. Зиммель Г. Человек как враг // Психология конфликта: Хрестоматия. 2-е изд. / под общ. ред. Н.В.Гришиной. СПб.: Питер, 2008. С. 18–25.
  4. Дудник С.И., Осипов И.Д. Проблема конфликта в историко-философском измерении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 142–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-v-istoriko-filosofskom-izme renii (дата обращения: 01.12.2020).
  5. Гутарева, Н. Ю. Роль религии в международных отношениях / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 1487-1489. – URL: https://moluch.ru/archive/90/19046/ (дата обращения: 01.12.2020).
  6. Черепанова, Е. С. Философия конфликта : [учеб. пособие] / E. С. Черепанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 196 с.
  7. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 288 с.
  8. Зеньковский В.В. Апологетика. – Минск : Белорусская Православная Церковь, 2010. – 528 с.
  9. Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1972. Т. 3, ч. 2. 687 с.


[1] Платон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1972. Т. 3, ч. 2. 687 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Урок по основам религиозных культур и светской этики на тему: "Религии мира"

С 1 сентября 2012 года во всех школах нашей страны  ввели курс Основы религиозных культур и светской этики, в 4 классах. Вашему вниманию предлагаю одну из разработок урока по теме: "Религии мира"...

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"

Данная презентация поможет познакомить учащихся с  мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...

Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"

Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...