Обычаи и традиции русского народа
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Лошкарева Алёна Сергеевна

Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой.  Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей родине, гордость за нее – необходимо всегда.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

-Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

-Развивать интерес к крестьянскому бытурусскому народному фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бердниковская основная школа»

Методическая разработка урока по родному (русскому) языку

  «Обычаи и традиции русского народа»

Составитель: Лошкарева Алёна Сергеевна

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

с. Бердники,

2022

  «Обычаи и традиции русского народа.

Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой.  Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей родине, гордость за нее – необходимо всегда.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

-Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

-Развивать интерес к крестьянскому бытурусскому народному фольклору.

Оборудование:  пословицы, картинка Домовёнка, мяч, картинки-отгадки, дразнилки, небылицы  на отдельных листах.  

Заранее раздаются некоторым учащимся слова. Музыка для конкурса.

 Проектор для просмотра видеоролика, компьютер, экран

Ход урока:  

  1. Организационный момент

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

  1. Самоопределение к деятельности

У вас на столе пословицы, их нужно собрать (работа в паре)

Какова сторона, таков и обычай

На всякий случай - свой обычай.

 У каждого времени свои обычаи

В каком народе живешь, такого обычая и держишься.

Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке? (Ответы детей)

  1.  Работа по теме урока

На доске картинка Домовёнка

Мы с Домовенком  к путешествию в старину приглашаем -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

А что вы знаете о Домовенке? (ответы детей)

  • Домовой живёт в каждой деревенской избе. Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев.
  • Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает  это  больше от озорства.
  • Вот и сегодня он будет моим помощником на наших посиделках.

Беседа по теме  урока:  

 В старые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки.  Весело было.  То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод - совсем весело станет.

 А самое главное пили чай из самовара с баранками и пирогами. Домовёнок был постоянным гостем на таком празднике. Его угощали печеньем, молоком, чаем.

-А знаете, ребята, как хозяйка встречала гостей?

-Мы узнаем, посмотрев сценку.

Сценка «Встреча гостей»

Гости. -Здравствуйте, пустите к себе в избу?

Хозяйка. -А чем платить будете?

Гости. -А чего надобно?

Хозяйка .-Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.

Гости: Вот так немножко!

Хозяйка: Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Гости: Чайку попить, хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, пирогов покушать.

—Посмеяться, поплясать, себя показать.

Хозяйка - Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

-В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: "Чай пить - не дрова рубить"  

А вы знаете историю появления чая на Руси? А  из чего пили чай ? Предлагаю посмотреть видеоролик «История чая на Руси»

Вопросы после просмотра.

Благодаря кому появился чай на Руси? (Иван Перфильев)

Сколько чая было впервые завезено в Россию? (10 пудов)

Что заготавливали люди для заваривания чая? (Иван-чай, лист малины, смородины, чабрец, мяту, душицу)

Что за чаепитие «вдогонку»? (На кусочек хлеба клали сахар, при откусывании хлеба, сахар отодвигали. Как бы догоняя его).

Домовёнок приглашает вас поиграть в игру "С чем можно пить чай"

Игра "  C чем можно пить чай" (дети, передавая друг другу мяч называют продукты, с которыми можно пить чай).

  1. Физминутка

Отдых наш - физкультминутка, 
Занимай свои места: 
Раз - присели, два - привстали. 
Руки кверху все подняли. 
Сели, встали, сели, встали 
Ванькой-встанькой словно стали. 

  1. Продолжение работы по теме урока

 Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:

(дети отгадывают загадки, на доску вывешиваются отгадки)

Огонь в печи горит,

А что в печи стоит?               (Чугунок)

В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.      (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе.        (Ковш)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо.          (Самовар)

Бел как снег

В чести у всех

В рот попал-

Там и пропал.        (Сахар)

Черненько, горяченько

А все любят.          (Чай)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем-

Разделю ребятам всем.  (Бублик)

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

Очень любили гости на посиделках пошутить. Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал устную литературу: мудрые пословицы, веселые песни, смешные небылицы”.

Конкурс небылиц.   Читаем по двое.

-Что сегодня делал?

-Рукавицы искал

-Нашел?

-Нашел.

-Где они были?

-Да за поясом.

2.-А ты куда шагаешь

-За семь вёрст!

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать!

-Это которого же комара?

-Да того, который меня за нос хочет укусить!

-Что ты, кошка, сторожишь?

   

  - Сторожу у норки мышь. Выйдет мышка  невзначай - приглашу её на чай!   

-Федул, что губы надул?                   

-Я сегодня устал!

- Почему?                               

-Да кафтан прожёг                       

Можно ли зашить?                        

- да иглы нет                                       

-А велика ли дыра?                       

- Остались ворот да рукава

                

“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими историями-прибаутками.

Дразнилки: (дети читают)

1. У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.

3. Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

4. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.

VII. Закрепление работы по теме урока

А сейчас мы проведем мини-викторину

  1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
  2. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
  3. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
  4. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
  5. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
  6. Какое национальное дерево России? (Берёза.)
  7. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
  8. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
  9. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
  10. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
  11. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
  12. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)

Составление Синквейна «Обычай»

(Народный, Русский. Принимать, следовать, соблюдать. Уважай обычаи своей страны. Традиции)

  1. Рефлексия

Я узнал (а)…

Я вспомнил(а)..

Мне было интересно...

  1.  Итог урока

Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную

историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны

гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием.

Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.

Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Используемая литература:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-meroprijatija-kak-byvalo-v-starinu-posidelki-po-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html

2.https://infourok.ru/material.html?mid=41043 Мероприятие «Калейдоскоп народных праздников»

3.https://urok.1sept.ru/статьи/501845/ Сельские посиделки "Преданья старины глубокой"

4. Взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании школьников. Пенза, 1994 г.

5.https://www.youtube.com/watch?time_continue=215&v=lQX7anR1lkg&feature=emb_logo «История чаепития на Руси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа

Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа...

Обычаи, обряды и традиции русского народа

      Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благо...

Обычаи и традиции русского народа.

Знакомство детей с русскими традициями и обычаями происходит во время проведения игр и праздников....

Обычаи, обряды и традиции русского народа

Презентация учащейся 4 класса на тему "Обычаи, обряды и традиции русского народа" к уроку кубановедения...

Обычаи и традиции русского народа

Занятие проводилось в ГПД 3 классе. Русский народ – представители восточнославянского этноса. Национальным языком русского народа является русский язык. Наша страна имеет богатую историю, насыще...