Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс)

Кузьминых Надежда Николаевна

 

Направление: социально-гуманитарное.Срок реализации: 1 модуль / 1 год. Для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  ПРОГРАММА

«Умники и умницы»

(направление: социально-гуманитарное)

Срок реализации: 1 модуль / 1 год.

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Количество часов в год: 35  

Составитель:

Кузьминых Надежда Николаевна, учитель начальных классов,

п. Коммунистический, 2020

II. Пояснительная записка.

2.1. Направленность программы

Программа соответствует заявленной направленности дополнительных общеобразовательных программ и является социально-гуманитарной.

2.2. Структурные элементы

Курс состоит из одного модуля (учебный год).

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Занятия по развитию познавательных способностей (РПС) отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Серьёзная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Таким образом, принципиальной задачей данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создаёт благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка и имеет социально-гуманитарную направленность. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

2.3. Актуальность программы

 Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяются в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

2.4. Программа разработана на основе документов, регламентирующих деятельность в дополнительном образовании:

  • Федеральный закон   «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;  
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации   от 09.11.2018 г. №196  «Об утверждении порядка организаций и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. № 33660);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. «О направлении методических рекомендаций  по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» ;
  • В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУСОШ п. Коммунистический.

Программа  курса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей 6 - 7 лет. (1 класс)  и составлена на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О.А.Холодовой. Для реализации программного содержания используется УМК «Юным умникам и умницам»:

  1. О.А.Холодова. «Юным умникам и умницам»: Методическое пособие для 1класса и программа курса «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2020.
  2. О.А.Холодова. «Юным умникам и умницам»: рабочие тетради  для 1  кл: в 2-х частях. – М.: Издательство РОСТкнига, 2019.

  1. Отличительной особенностью данной программы является реализация

педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
  1. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2.  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

8. Развитие лингвистических компетенций учащихся.

9. Формирование любви и уважения к русскому языку.

10. Расширение кругозора учащихся. 

2.7. Планируемые результаты и способы их оценки.

Предметными результатами курса являются формирование следующих умений:
1.  Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

2.  Выделять существенные признаки предметов;

3.  Сравнивать между собой предметы, явления;

4.  Обобщать, делать несложные выводы;

5.  Классифицировать явления, предметы;

6.  Определять последовательность событий;

7.  Судить о противоположных явлениях;

8.  Давать определения тем или иным понятиям;

9.  Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

10. Выявлять функциональные отношения между понятиями;

11. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

 Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

    - формирования мотивов достижения и социального признания.
2.  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных  учебных действий (УУД).

Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

2. Проговаривать последовательность действий.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные:

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Слушать и понимать речь других.

3. Читать и пересказывать текст.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы контроля, критерии оценки результатов

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов

— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются  следующие
формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий: 
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание Портфолио.
Для
оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при    выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
      Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

   

   III. Механизм реализации.

3.1. Форма обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий.

3.2.  Срок реализации: 1 модуль/1 год.

Режим работы: периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 35 учебных часов.

3.3 Характеристика групп.

Возраст обучающихся: 6-7 лет, ученики 1 класса. Программа предусматривает свободный набор группы детей по их собственному желанию.  В группе 16 человек.

3.4 Требования к уровню подготовки педагога.

Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога

3.5. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программного содержания используются   образовательные технологии: 

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • ИКТ;
  • Здоровьесберегающая.

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

  • повествование;
  • объяснение;
  •  диалог;
  •  доказательство;
  • рассказ;
  • рассуждение;
  • беседа.

Методы организации деятельности:

  •  состязание;
  •  показ примеров и образцов;
  • создание ситуации успеха;
  •  перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

  • Методы стимулирования интереса к учению:
  • игры;
  •  соревнования;
  •  познавательные беседы;
  • создание ситуации успеха;
  • эмоционально-нравственных ситуаций;
  •  творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

  • убеждение;
  • требование;
  •  поощрение;
  •  порицание;
  •  наказание;
  •  поручение.

Формы  организации занятий.

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие.

 

По количеству детей, участвующих в занятии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • коллективная;
  • групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

  • практикум;
  • конкурс;
  • занятие-сказка;
  • подвижные игры;
  • опрос(анкетирование);
  • дискуссионные формы;
  • интеллектуальная игра.

Занятия проходят в учебном кабинете. Для проведения  занятий в наличии  имеются:

  • персональный компьютер( для  учителя) с подключением к сети Интернет,
  • классная доска,  
  • интерактивная доска,
  • документ-камера,
  • принтер,
  • сканер,
  • мультимедийный проектор,
  • парты 16 штук,
  • стулья – 16 шт.

В реализации программы «Умники и умницы» участвует учитель начальных классов, другие специалисты не привлекаются.

IV. Учебный план. Модуль 1.

№п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

Входной  тест

Текущий контроль

Итоговый тест

2.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

1

0

1

3.

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

5

1

4

4.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

5

1

4

5.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

5

1

4

6.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

5

1

4

7.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

5

1

4

8.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

4

1

3

9.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

2

0

2

10.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

1

0

1

11.

Подведение итогов

1

1

0

ИТОГО

35

8

27

V. Содержание программы. Модуль 1.

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с техникой безопасности при проведении занятий. Определение целей будущих занятий. Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность.

Практика: Знакомство с рабочими тетрадями, условными обозначениями в тетради.

Раздел 2.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

Теория: -

Практика: Тестирование входное с целью выявить уровень развития детей. Графический диктант.

Раздел 3.Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Теория: Беседа «Почему важно быть внимательным и наблюдательным»

Практика: Упражнения на развитие концентрации внимания, тренировку внимания, на развитие мышления. Графический диктант.

Раздел 4. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Теория: Беседа «Роль слуховой памяти в жизни человека».

Практика: Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Графический диктант. Штриховка.

Раздел 5. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Теория: Беседа «Роль зрительной памяти в жизни человека»

Практика: Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.  Графический диктант. Штриховка.

Раздел 6. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Теория: Беседа «Что такое аналитические способности».

Практика: Упражнения на развитие аналитических способностей. Обучение поиску закономерностей. Графический диктант.

Раздел 7. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Теория: Беседа «Роль воображения в жизни человека».

Практика: Упражнения на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисование по образцу.

Раздел  8. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Теория: Беседа «Что такое логика»

Практика: Упражнения на развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Логически-поисковые задания.  Графический диктант. Штриховка.

Раздел 9. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

Теория: Беседа «Почему важно быть внимательным»

Практика: Упражнения на развитие внимания, мышления. Логически-поисковые задания. Графический диктант.

Раздел 10. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

Теория:  -

Практика: Тестирование с целью выявить уровень развития детей. Графический диктант.

Раздел 11. Подведение итогов.

Теория: -

Практика: Интеллектуальная игра

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить  коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и  слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания.

– задания на развитие памяти.

– задания на совершенствование воображения.

– задания на развитие логического мышления.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

   В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

    Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

Каждое занятие подчинено определенной структуре, имеющей следующие рубрики:

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных  психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно - познавательной деятельности.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически – поисковые задания (10 – 12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.

Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления, и достижению состояния зрительного комфорта.

Графический диктант, штриховка (10 минут).  В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графический диктант – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, то есть овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

VI. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

Неделя 1

По расписанию

Теоретичес-кое занятие

1

Вводное занятие

Кабинет

Текущий

2.

Сентябрь

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

Кабинет

Входной тест

3.

Сентябрь

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Дорисуй фигуру»

4.

Сентябрь

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Задание «Найди фигуру»

5.

Октябрь

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Кабинет

Задание

«Выполни действия и запиши полученное слово.

6.

Октябрь

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Кроссворд «Имена веселых человечков»

7.

Октябрь

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Кабинет

Игра «преврати слово «сын» в слово «сук».

8.

Октябрь

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Игра незаконченные рисунки»

9.

Ноябрь

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Задание – конкурс «Зачеркни букву, чтобы получилось новое слово»

10.

Ноябрь

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Набери телефонные номера и расшифруй слова»

11.

Ноябрь

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Лабиринт»

12.

Ноябрь

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра "Найди слова в цепочке»

13.

Декабрь

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Задание «Найди путь по плану»

14.

  Декабрь

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Кабинет

«Магические треугольники»

15.

Декабрь

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Конкурс «Рисование лица человека, используя геометрические фигуры»

16.

Декабрь

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Промежуточный тест

17.

Январь

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Конкурс «Переставь буквы, чтобы получились слова»

18.

  Январь

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Расшифруй слова»

19.

Январь

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Конкурс «В каждом слове найди новые слова»

20.

Январь

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Игра «Наборщик»

21.

Февраль

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Кабинет

Игра «Назови обобщающим словом»

22.

Февраль

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Конкурс

Расшифруй ребусы.

23.

Февраль

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Путаница»

24.

Февраль

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Конкурс «Составь слова»

25.

Март

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Конкурс «Вспомни названия сказок»

26.

Март

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Игра «Какие слова хотел написать Незнайка»

27.

Март

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Кабинет

Конкурс

Расшифруй ребусы.

28.

Март

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Игра «Учись рассуждать»

29.

Апрель

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Кроссворд – «Допиши сравнения».

30.

Апрель

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «Отгадай зашифрованное слово».

31.

Апрель

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Кабинет

Игра «соедини половинки слов»

32.

Апрель

Неделя 4

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

Кабинет

Задание «Рассели зверей по квартирам»

33.

Май

Неделя 1

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Кабинет

Игра«Лабиринт»

34.

  Май

Неделя 2

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

Кабинет

Итоговый тест

35.

Май

Неделя 3

По расписанию

Практичес-кое занятие

1

Подведение итогов

Кабинет

ИТОГО

35

VII. Список литературы

Список литературы для учителя

  1.  Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.,1996.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4.  Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.,Луч, 1995.
  5. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
  6. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. - М.:

Академкнига/Учебник, 2002.

  1. Сухин И. Г. Занимательные материалы. - М.: Вако, 2004.
  2. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на Дону, 2008г.
  3. Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов. – М. : Баласс, 2013
  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учащихся. Москва. «Рост», 2019 г.

Список литературы для обучающихся

1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, рабочая тетрадь в 2-х ч. Москва. «Рост», 2019 г.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 3 класс

Цель. Развитие мотивации, активности и самостоятельности обучающихся в познавательной сфереЗадачи. 1. Мотивационные:• создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и с...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содерж...

Дополнительная общеобразовательная программа " Умники и умницы" 1 класс

Программа по логической математике для развивающего занятия " Умники и умницы" составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы».

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме «Умники и умницы»Направленность: общеинтеллектуальноеУровень: базовыйВозраст обучающихся: 7- 10 летСрок реализации: ...