Агрессивные дети - что делать?
консультация

Агрессивные дети - что делать?

Шпаргалка дя внимательных педагогов и родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Агрессивные дети - что делать?

Шпаргалка дя внимательных педагогов и родителей

  1. Истоки детской агрессии

Песочница. Малыши пытаются что-то мастерить. Подходит к ним мальчик с машинкой. Ему тоже нужна лопатка, но при попытке взять у другого начинается драка. Это агрессия или попытка достичь цели?

Почему нет ни малейшей попытки договориться? Откуда в малышах столько агрессии?

  1. Как рождается агрессивность

«Агрессия возникает как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути».

«Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны, усваиваются в ходе становления личности».

Ребенок раннего возраста не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома и доступна. Часто, увидев, что этот способ эффективен, ребенок понимает, что незачем учиться договариваться, если можно укусить, отнять, ударить…Вот когда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера.

  1. Из «Азбуки детской психологии»

АГРЕССИВНОСТЬ – «СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ГОТОВНОСТИ К АГРЕССИИ»

«АГРЕССИЯ – ЭТО

ДОСТИЖЕНИЕ СВОИХ ЦЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ НАСИЛИЯ,

А ПОРОЙ И ПРОСТО БЕССМЫСЛЕННОЕ НАСИЛИЕ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ»

(С.С.Степанов «Азбука детской психологии»)

  1. Усмешка – это агрессия?

Агрессия бывает не только физическая (наказания), но и вербальная (угроза, ругань), косвенная (сплетни, злые шутки). Агрессией так же считают раздражение и негативизм (вспыльчивость, грубость речи и жестов).

Агрессией считается любое стремление к моральному и физическому подавлению других людей

  1. Особенности детской агрессии

С рождения до 3 лет

Это – импульсивность, истеричность.

Защита внутренней границы «Я», включая игрушки.

Способ контроля поведения ребенка:

Мягкое физическое манипулирование,

просьбы, помощь взрослого.

С 4 до 14 лет

Это  - целенаправленность.

Возможно в 5 раз больше агрессии, чем в раннем возрасте ( в зависимости от отношений в семье и детском обществе)

Способ контроля:

Изменение поведения

  1. Социальные   причины
    агрессивного поведения детей

Реакция на враждебную действительность, желание возмездия

Стремление завладеть предметом, достичь цели

Провокации, подстрекательство

Просмотр боевиков, сцен насилия по ТВ

Одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта или попустительство взрослых

Агрессивное поведение родителей (не обязательно по отношению к ребенку, достаточно скандалов)

  1. Индивидуальные
     причины детской агрессии:

Стремление быть лидером

Адаптация в новом коллективе

Страх или комплекс неполноценности

Защита занимаемой территории

Способ привлечь внимание к себе

Способ самоутвердиться

Способ психологической разрядки

Недостаточно развитые умения общаться

Некоторые соматические заболевания

  1. Внешние     причины детской агрессии

Голод, жажда

Жара, духота

Шум

Мигающий или слишком яркий свет

Теснота

Табачный дым

Поэтому малыш быстро устает, перевозбуждается в цирке, в кино, на дне рождения, на ярмарке. Родителям нужно продумать, как и где ребенок отдохнет, перекусит, сходит в туалет, или нужно составить такой план поездки, важного события, чтобы она не заняла много времени.

  1. Результат агрессии

Агрессия приносит живому и неживому только вред.

Она может разрушить как один предмет, так и город, страну, весь мир.

Для людей это  состояние напряжения, страха, подавленности, унижения, что разрушает не только отношения, но и физическое здоровье.

Невыраженный гнев также может стать одной из причин язвы желудка, мигрени, заболеваний сердца (гипертонии, ревматического артрита), кожи (псориаза, крапивницы) и др.

  1. Как предотвратить детскую агрессию

Создать в семье атмосферу безопасности

Лучшим гарантом адекватного поведения у детей является умение взрослого владеть собой.

Исключить просмотр сцен насилия

Научить ребенка выражать гнев в приемлемой форме,  перенести его на неопасные предметы – подушки, мячи, резиновые игрушки и т.п. Спорт и труд, подвижные игры и развлечения расслабят, помогут снять мышечное напряжение

Обучить способам выхода из конфликта – считалкам, мирилкам

Учить детей сдерживаться, косвенно, а иногда и прямо заявлять о своих агрессивных чувствах, не «загоняя» их вовнутрь

Учить детей видеть и чувствовать настроение других детей, соблюдая правила игры, проигрывая возможные ситуации

Слушание спокойной музыки, медленные танцы, игры с водой, рисование, лепка успокаивают, снимают излишнее возбуждение

  1. Что делать, если ребенок зол на вас:
  1. Не прикасайтесь к ребенку, лучше уйти в другую комнату, или наоборот, возьмите его за плечи и посмотрите в глаза.
  2. Старайтесь не делать резких движений, не кричать, не хлопать дверью, двигайтесь медленно.
  3. Контролируйте свои эмоции.
  4. Сообщайте детям о своем состоянии.
  5. Со временем наладьте с ним эмоциональный контакт, найдите компромисс, помиритесь
  6. Чтобы обида не осталась неотреагированной, можно ее рассказать другому, нарисовать и т.д.

Нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности участников конфликта – «лекарство» для одного может быть «ядом» для другого. Постарайтесь предвидеть неприятности!

  1. Варианты нестандартного взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников

1.Признать силу ученика.Правило вытекает из принципа «чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Прием заключается в том, чтобы не втягиваться в обреченную на проигрыш битву, а напротив, неожиданно признать силу ученика» « Я действительно не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого не захочешь».Признание власти (силы) подростка часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других,  атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские  отношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфликта.

14.   2.Убрать зрителей.

Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классе. Но в некоторых случаях, например, если произошла драка на перемене в коридоре, это вполне осуществимо, хотя и нестандартно.Если все же свидетелей устранить не удается, можно «устранить конфликтное обсуждение».Например, на уроке,какой-ни будь ученик вступил с педагогом в яростную полемику по теме, не относящейся к уроку (он при этом чувствует горячее внимание всего класса), просто сказать: «Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и «провокатор» без публики может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

15. 3.Перенести обсуждение вопроса.Если Ваше состояние не достаточно комфортно, лучше отложить противостояние до того момента, когда Вы почувствуете себя более уверенно. Необходимо выбрать более удобное время и место для продолжения дискуссии.

4.Делать записи.

Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласна выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше говорить не следует, переключитесь на деятельность.

16. 5.Озадачивать «агрессора».

Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечаний, можно ответить так, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае: 1) соглашаться с учеником; 2) менять тему.Техника озадачивания – нечто противоположное навыкам «активного слушания». Техника активного слушания подчеркивает важность того, что собеседники хотят: «Если я тебя правильно поняла, ты имеешь в виду…». Но когда произносимое ребенком – словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В то же время оно будет уместно при последующей индивидуальной беседе.

17. 6.Изменить тему.

Если не отвечать на словесный вызов, необходимо изменить тему и тем самым прекратить конфликт.Например, в ответ на любой вызов подростка можно неожиданно спросить его совсем о другом. Так следует реагировать вновь и вновь, пока подросток не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит.Главная задача педагога – прекратить агрессивную выходку и снять напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Агрессивность детей"

Цели: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка;  вызвать у родителей желаниепо-новому строить взаимоотношения в св...

Родительское собрание:"Агрессивниые дети"

Обсудить с родителями причины детской агрессии и пути её преодоления....

ПАМЯТКА "АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ"

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Агрессивные дети.

К родительскому собранию...

Агрессивные дети. Причины и последствия агрессивности детей.

Тема для обсуждения  с родителями замещающих семей в форме круглого стола. Советы психолога по различным ситуациям после прослушивания доклада....