Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
статья

      Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоящее время встречается все больше и больше детей с недостатками речевого развития. Работа над исправлением различных нарушений речи формирует речевые умения и навыки, развивает познавательные способности, совершенствует общую и интеллектуальную деятельность ребёнка. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования и воспитания детей с ОВЗ.

Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом деятельности педагога. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка с ОВЗ, новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.

Инновационными технологиями в логопедии являются следующие технологии:

- Арт-терапевтические технологии;

- Современные технологии логопедического массажа;

- Современные технологии сенсорного воспитания;

- «Су-Джок» терапия;

- Музыкотерапия 

- Сказкотерапия 

- Хромотерапия (цветотерапия) 

- Куклотерапия

- Песочная терапия

- Мнемотехника

-Информационные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Выполнила:

Астафьева Елена Анатольевна,

учитель

ГБОУ школа №7

Санкт-Петербург

2022

Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ

      Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоящее время встречается все больше и больше детей с недостатками речевого развития. Работа над исправлением различных нарушений речи формирует речевые умения и навыки, развивает познавательные способности, совершенствует общую и интеллектуальную деятельность ребёнка. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий, серьёзно изменяются цели, содержание и функции образования и воспитания детей с ОВЗ.

Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям. Новые и обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, инструменты, являющие конечным результатом деятельности педагога. Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка с ОВЗ, новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.

Инновационными технологиями в логопедии являются следующие технологии:

- Арт-терапевтические технологии;

- Современные технологии логопедического массажа;

- Современные технологии сенсорного воспитания;

- «Су-Джок» терапия;

- Музыкотерапия 

- Сказкотерапия 

- Хромотерапия (цветотерапия) 

- Куклотерапия

- Песочная терапия

- Мнемотехника

-Информационные технологии.

"Арт-терапия" является средством свободного самовыражения. Через рисунок, музыку, игру, сказку мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

"Арт-терапия"–это путь к психологическому здоровью ребёнка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

Виды "Арт-терапии": музыкотерапия (вокалотерапия, игра на инструментах), изо-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, креативная игротерапия, смехотерапия, ароматерапия, хромотерапия, кинезиотерапия (танцетерапия, логоритмика, психогимнастика).

Арт-терапии в работе с детьми способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимоотношений между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки в зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

- нормализация биоритма;

- стимуляция слухового восприятия;

- улучшение исполнения качества движений;

- коррекция и развитие ощущений,

- стимуляция речевой функции;

- нормализация тембра, ритма, интонации.

-формирования навыков словообразования;

- формирования слоговой структуры слова.

Техники Изо-терапии, используемые для развития речи (нетрадиционное рисование): "кляксография"пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование на стекле, "ниткография", рисование на манке, техника рисования листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- эффективность игровой мотивации детской речи;

Элементы сказкотерапии: сотрудничество взрослого и ребёнка, создание благоприятной психологической атмосферы, приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору. Сказкотерапия  является одним из  самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья которые имеют отклонения в речевом развитии, эмоциональной, физической и  поведенческой сфере. Этот метод является  открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающая запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии связной речи, зрительной и слуховой памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения, ускорения процессов автоматизации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение, весь текст зарисовывается схематически. С помощью этих схем ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Креативная игротерапия (песочная терапия) – метод способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять боль. Расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность, позволяют поддерживать хорошее настроение, помогают излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Виды ароматерапии: ванны, распыление, ингаляция, массаж.

Хромотерапия (цветотерапия) – восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специального подобранного цвета. Период детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна. Работа с цветом способствует решению многих задач:

- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей

В детях природой заложена определённая реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребёнок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребёнка может бодрить, улучшать настроение, а переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия несомненно способствует улучшению стимуляции интеллектуального и развития школьников; приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Телесноориентированые техники также являются инновационными технологиями в логопедии. Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Обращая внимания на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют тонус мышц. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Массаж. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), массаж основанный на приёмах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя и т. п.), а также элементы самомассажа.

  Терапии являются одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и речевую сферу ребенка.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

 Использования  "Информационных технологий " в логопедии способствует повышению мотивации к занятиям, организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Помимо нетрадиционных методов работы с детьми,  важное место занимают традиционные технологии обучения, которые позволяют обогащать воображение воспитанников, стимулируют развитие речи. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм. Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровьесберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить  ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающей технологий на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач:

  • повышает речевую активность детей;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • восстанавливает работоспособность на занятии;
  • улучшает концентрацию внимания;
  • укрепляет здоровье детей,  что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать.

Заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. А также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекции. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма.

Обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой,  люди занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

«Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ в коррекционно-образовательном учреждении»

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"...