статья "Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ"
статья

Коновалова Наталья Николаевна

статья "Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_diafilm.docx719 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Технология составления диафильма с детьми 6-7 лет как средство формирования предпосылок читательской грамотности в ДОУ»

Автор: Коновалова Наталья Николаевна, воспитатель МКДОУ № 303

В современном мире существует такое понятие как «Кризис чтения» («критический предел пренебрежения чтением») – одна из тревожных общемировых (в том числе – общероссийских) тенденций.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации. А современные дети – это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картину». Чтение уходит на второй план. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Я хочу поделиться опытом работы с детьми 6-7 лет по формированию предпосылок читательской грамотности через использование технологии составления диафильма.

Перед тем, как выстраивать работу по формированию интереса к чтению, важно помнить, что процесс формирования читателя в дошкольном возрасте имеет 2 этапа:

  1. Пассивный этап, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.
  2. Активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает работать сам.

Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, способность творчески воспринимать литературу.

В своей деятельности я использую различные методы и формы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Технология составления диафильма способствует:

  • формированию умения слушать литературные произведения, выделять в них действующих лиц, видеть сюжетную линию, понимать взаимоотношения героев;
  • формированию умения рисовать иллюстрации по мотивам литературных произведений;
  • обогащению художественно-творческого опыта детей;
  • развитию интереса к чтению, к литературным произведениям;
  • развитию речи, памяти, воображения.

Преимущества технологии составления диафильма:

  • творческий подход к анализу и пересказу литературного текста;
  • индивидуализация образовательного процесса (детям предлагаются разные сюжеты литературных произведений; разные способы выполнения – рисование, аппликация, раскраски);
  • акцент на совместное творчество (дети + педагог, дети + родители,

дети + дети).

Диафильм – серия иллюстраций, отражающих смысл произведения, в общих чертах передающих его основное содержание.

На подготовительном этапе я познакомила детей с фильмоскопом и настоящими диафильмами.

                             

Затем мы посмотрели диафильм, который сделала родительница в программе PowerPoint.

Потом я принесла диафильм, сделанный своими руками. Показала, как можно без фильмоскопа использовать диафильмы, и мы решили сделать диафильм вместе.

Для начала я предложила детям выбрать сказку, затем в форме беседы мы с ребятами сделали анализ литературного произведения. С помощью схематических рисунков определили его смысловые части.

План, по которому проводился анализ:

  • «С чего все началось»;
  • «Почему все произошло?»;
  • «Как развивались события, что приключилось с героями»;
  • «Самый важный, главный момент, от которого зависит плохой или хороший будет конец произведения»;
  • «Чем все закончилось?»;

Следующий этап – распределение смысловых частей (кадров). Дети выбирают, какой эпизод будут изображать. Договариваются о стиле выполнения (Колобок желтый, гриб коричневый, и т.п.). Практическая деятельность детей сопровождается музыкой. Я стараюсь вовлечь всех детей в творческий процесс, помогаю им изображать задуманное, так как уровень развития творческих способностей у ребят разный.

Из выполненных рисунков при помощи клея мы составляем диафильм. При этом «дети» вспоминают последовательность сюжета, определяют его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении диафильма важно, чтобы в нем нашли место все детские рисунки. Далее детям предлагаю «озвучить» получившийся диафильм, то есть пересказать сказку по рисункам.

Я использую в своей работе такой прием, как «закончи сказку по-другому». Детям очень нравится быть в роли автора, они придумывают интересные истории. Например, Колобок повстречался с цветком – одуванчиком, с которым подружился, или, Колобок повстречал такого же Колобка, который стал ему другом.

Родители тоже включились в творческую деятельность по созданию диафильмов. Меня радует то, что инициатива шла от самих детей. Дома, после чтения, ребята с родителями старались анализировать прочитанное произведение, выделять смысловые части и изображать их.

                          

Когда ребята освоили принцип совместного составления диафильма со взрослым, я начала пробовать организовывать детей по подгруппам. Ребятам я предлагала составить диафильм по знакомой сказке или прочитанному рассказу.

Работа в подгруппах строилась по определенному плану:

  1. Выбор произведения.
  2. Анализ произведения совместно с педагогом.
  3. Разделение сюжета на кадры.
  4. Распределение обязанностей (кто какой эпизод изображает).
  5. Практическая деятельность. Детям можно предложить не только карандаши, но и фломастеры, восковые мелки, готовые изображения (например, раскраски). Все зависит от того, какие задачи вы решаете в данный момент.

После того, как эпизоды для диафильма будут готовы, мы их склеиваем.

Получаются вот такие диафильмы, которые потом ребята презентуют друг другу.

      

В группе у нас есть детская фильмотека из созданных детьми диафильмов, которая постоянно пополняется.

                                                 

Диафильмы используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.

Диафильмы становятся элементом развивающей среды. Дети с удовольствием «показывают и озвучивают диафильмы» друг для друга.

Данная технология также способствует формированию осмысленного чтения. А именно семейного. Родители учатся сами работать с тестом (осмысливать прочитанное) и учат этому детей.

Кроме того, технология создания диафильма может использоваться и как реклама литературного произведения. Ребенок дома прочитал с родителями новую книгу и с помощью созданного диафильма рассказывает краткое содержание, чтобы заинтересовать других ребят.

На данный момент я наблюдаю, что у детей повысился интерес к литературным произведениям, они делятся друг с другом не только информацией о прочитанной дома книге, но и приносят их в группу. Повысился уровень овладения навыком пересказывания сюжетов повествовательных рассказов, дети могут выделить смысловые части произведения.

Таким образом, технология составления диафильма является эффективным средством формирования предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся

В начальной школе маленькьй читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Задача учителя развивать такое качество личности, как читательская самостоятельность....

"Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями"

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (д...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности...

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...