Ассоциативная методика
материал (3 класс)

Методика ассоциативного запоминания словарных слов. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова и помогает правильно написать слово с орфограммой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assotsiativnaya_metodika_dlya_slovarnyh_slov.docx433.63 КБ

Предварительный просмотр:

Графические ассоциации

 При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Если взять слово карандаш, то на картинке должен быть не только карандаш, но и буква А.

Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

В I классе в период обучения грамоте целесообразно использовать следующие упражнения.

 — Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения — и они напомнят вам окружающие предметы .

 Придумайте свои картинки, на что похожа буква, нарисуйте или опишите словами. Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобно.

— Найдите на иллюстрации, в окружающих вас предметах спрятавшиеся буквы.

 Звуковые (фонетические) ассоциации

Предпочтительны в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна, и тогда ученики запомнят с первого раза орфограмму или ударение.

Например: слово завтрак — рак. 

Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: На завтрак раки.

 Багаж — Носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

 Базар — Бабы на базаре.

 Береза — Белая береза.

 Билет — Автобус сигналит: би-би, купи билет!

Брошюра — Брошь подарил мне Юра.

Велосипед — На велике едут лоси.

 Ветер — Ветер обдувает раны ветерана.

Винегрет — Виноград ели негры или: Винт негру попался в винегрете.

 Герой — Гена — герой или: У героя герб на щите.

Деревня — Дед в деревне или: Деревня из дерева.

 Железо  Железо режу еле-еле.

 Женщина — Женщина варит щи.

Запад — На западе солнце падает.

 Инженер — Женя — инженер.

 Капуста — Капает дождь по капусте «Кап-кап».

 Кастрюля — Каска из кастрюли.

 Квартира — Ква-ква—хорошая квартира.

 Комната — Комната у Наты.

 Корзина — Короб тащит Зина.

 Коридор — Корки в коридоре.

Костер  Костя развел костер.

 Кофта  Кофта цвета кофе.

Лопата  Лопата лопнула.

Магазин — Маг в магазине продает бу- маги.

 Малина — Малина маленькая.

Мебель  Мебель из ели.

Метро — В метро спустились козы и блеют: «Ме-ме-ме!»

Морковь — Морковь мокрая.

Осина — На осине живут осы.

 Пальто, костюм — У Паши пальто, у Кости костюм.

 Паук — У паука папа.

Пенал — Пенал моют пеной.

Работа — Раб работает.

 Рисунок — На рисунке рис.

Рябина Рябину клюет курочка Ряба.

 Салют Салют из сала.

 Сапоги — Саша в сапогах.

Собака Жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.

Стадион — Стадо диких зверей на стадионе.

Тарелка — Тарелка — это тара.

Топор — Топор топает топ-топ.

Троллейбус — На троллейбусе едут тролли с лейками.

Улица — На улице встречаю знакомые лица.

Чувство — Уважай чужие чувства.

Ударение

Жалюзи Орешки лучше не грызи, а задерни жалюзи.

 Договор  Зарифмуйте: договор украл вор.

Торты — Съели торты, и не налезли шорты.

Звонит — Вам звонит Айболит.

Звонишь  Если мне не позвонишь, то меня ты удивишь.

 Каталог  Упал каталог — обвалился потолок.

 Квартал  Завершается квартал, кто теперь богаче стал?

Щавель — Любишь сладость-карамель, а полезнее щавель или: Говорили о земле, о котле и щавеле.

 Баловать — Чтобы слез не проливать, лучше уж не баловать.

 Красивее — Быть куда красивее поможет платье синее.

 Облегчить — Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчить.

Сливовый — Прокисший сливовый компот быстро слили в огород.

 Свекла Дождь прошел, намокла в огороде свёкла или: И заметил сокол, сколько мокрых свёкол или: Долог путь окольный, вкусен борщ свекольный.

 Завидно — Так завидно, что ничего не видно.

В слове спряталось другое слово

 Базар — На базаре база.

 Богатство — Бог дал богатство.

 Валенки — Валенки у Ленки.

Вдруг — Друг друга.

Веранда — На веранде Вера.

Гореть — Горе гореть!

 Горизонт — Гори, зонт!

Иногда — Иногда не чувствую ног.

 Котлета — Кот все лето ел котлету.

Лисица — Братец Лис.

 Магазин — В магазине работает маг.

 Облако — На облаке лак.

 Пианино — Пианино Анино.

 Пират — Пират идет на пир.

 Пловец  Пловец плывет в плове.

Ракета — В ракете рак.

Сверкает — В новом платье сверкает Верка.

Соловей — Соловей поет соло.

 Солома — Солома поет соло.

 Трамвай — Трамвай съело чудовище — Ам!

Ужин — Ужи на ужин?

Учитель — Учитель учит ель.

Хорошо — В школе хороший хор.

Фамилия — Ноты фа и ми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Ассоциативная азбука"

Фонетика – одна из разделов программы, предоставляющая богатые возможности для применения игровых методов, занимательных заданий. «Нигде … игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, разви...

Словарные слова, ассоциативный образ

Примеры  словарных  слов  и  ассоциативных  образов....

ассоциативная схема "Правописание корня"

Предлагаю Вашеему вниманию ассоциативную схему к уроку русского языка по теме "Правописание корня". Её мы получили совместно с учащимися 2 класса....

ассоциативная схема "Правописание корня, суффикса, приставки"

Ассоциативная схема к уроку русского языка во 2 классе. Предлагаю обобщение по теме в виде ассоциативной схемы, созданной совместно с детьми....

АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Запоминание словарных слов...

Методика «Рисунки на буквах», основанная на этимологической справке и ассоциативном образе.

Одной из важнейших задач курса русского языка в начальной школе является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативно...