«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
статья

Кошкина Татьяна Александровна

Выступление из опыта работы с проектами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование регулятивных УУД  у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»

     Дети – это абсолютно особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.

    Посмотрите на этот рисунок - мы видим мир глазами ребёнка. Но если мы посмотрим на него глазами педагога, то увидим нарисованные  дома, деревья, солнце. Всё это - воплощенное на бумаге представление о том, о чём думает ребёнок, чем заняты его мысли.

    Ребёнок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врождённые исследовательские качества? В раннем детстве интересно абсолютно всё!

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

     Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Поэтому я выбрала тему самообразования «Формирование регулятивных УУД  у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности».

     Девизом проектной деятельности могут служить слова «Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и  успешно реализовывать свои жизненные проекты»

     Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

     Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической и ли теоретической, но обязательно личносто-значимой проблемы. Этот результат и называется проект, что в переводе означает замысел, план.

     Проектная деятельность подготавливает учащихся  к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

  • учебно-познавательные
  • коммуникативные
  • информационные.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

     Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  • проявить себя,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

    Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классе  учитываю возрастные и психолого-физиологические  особенности своих учеников.

    Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

    Так, например, первый свой мини - проект «Зимушка –зима» мои первоклассники выполняли на уроках окружающего мира. Цель проекта: познакомить детей с признаками зимы. Работа над проектом была организовала так, что в проектную деятельность были вовлечены все ученики класса. Выполняя посильные творческие и исследовательские задания, ребята собрали доказательства наступления зимы, итоги проделанной работы представили в презентации, были оформлены выставки рисунков и фотографий на зимнюю тему, сделаны поделки из природного и бросового материала. Дальше были творческие мини - проекты на уроках изобразительного искусства и технологии: «Какие бывают картины?», «Волшебная клякса», «Разноцветный мир природы», «Бал цветов», «Макет детской игровой площадки».

В работе над проектом использую следующие этапы работы

1 этап - погружение в проект

    Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

    Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

    Так, ученица второго класса Андреева Александра выбор темы проекта «Шоколад: за и против» объясняет так: «Перед тем, как выбрать тему для моего исследования, я задумалась: что же мне интересно» На самом деле меня интересуют многие темы, но будут ли они интересны всем, или хотя бы большинству из моих одноклассников? В этом я была не совсем уверена. А потом, получив свой новогодний подарок, я подумала  о шоколаде. Ведь большинство детей, да и многие взрослые любят шоколад, но не многие знают все факты о нём»

    Значимый проект для одного ребёнка, может стать значимым для всего класса. Например, проект первоклассницы Шпаченко Анастасии «Квиллинг – чудеса из бумаги» так заинтересовал её одноклассников, что они решили научиться этому искусству бумагокручения на уроках технологии.

2 этап - организация деятельности

    Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы. Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:

  • генератор идей – тот, кто придумывает
  • эрудит – тот, кто много знает
  • критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет

     Так же должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

     Когда появляется чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

     Примером может послужить проект «Родословная матрёшки». При выполнении этого проекта весь класс разделился на группы. Первая группа выступила с обзором словарей и  гипотезами происхождения слова «матрешка». Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.  Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки. Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки. Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из солёного теста. Затем ученики расписали ее по своему желанию. Кроме этого были нарисованы разные виды матрёшек и сделаны аппликации матрёшек.

3 этап – осуществление деятельности.

    На данном этапе ученики ищут необходимую информацию,  пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта,  посещают библиотеки, архивы, музеи,  проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

4 этап – презентация результатов и рефлексия

     Презентация – это витрина проекта. Важнейший навык, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

      Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учу ученика анализировать свою деятельность.

      Так как выполнение проекта происходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителе. Поэтому на одном из родительских собраний я разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, о формах возможного участия родителей в проектах. Объяснила, что не надо делать всё за ребёнка. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей – важные факторы поддержки мотивации школьников при выполнении проектной деятельности . Итогом работы с родителями стали  четыре семейных проекта: «Клумба для школьного двора», «Читающая семья», «Бумажные фантазии», «Наше семейное хобби – вязание».

      Можно сделать вывод, что проект - это действенный метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

      О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

       Каждый день я смотрю в зеркало с названием  «ученики», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать : « Себя, как в зеркале, я вижу», правда, мое отражение не всегда мне нравится, и мне хочется меняться и менять.

       Есть всевозможные измерители и показатели: мониторинги качества знаний, победы в олимпиадах, победы в конкурсах, но для меня важнее личностные  достижения, которые, к сожалению, измерить  очень трудно.

       Мне очень близки слова  Сухомлинского,  «иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг  сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем...»

        У нас – у меня и у моих детей – еще очень много планов на будущее. Мы решили освоить новую форму проектной работы – сетевой проект, в котором хотим поучаствовать уже в феврале этого года. На весеннюю школьную научную конференцию готовим три индивидуальных проекта. Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Методический семинар «Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»

Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Проект – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру­жающего нас мира, в...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

                 Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный р...