Самоанализ «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
проект

Гуримская Наталья Валерьевна

Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии  системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
  • использование технологии системно- деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России».  Учебно-методический комплект постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. Работа по этим учебникам позволяет ребёнку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе, в полном объёме учитываются индивидуальные особенности детей.

    Для работы по учебно-методическому комплекту «Школа России»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов:                                                     это учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, литературному чтению, окружающему миру, контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, CD и DVD диски по темам уроков. (Приложение 1)

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии  системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
  • использование технологии системно- деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Использование их позволяет проводить работу в нескольких направлениях по развитию ключевых компонентов познавательной деятельности учащихся. Важно понимания тех механизмов, которые лежат в основе успешной познавательной деятельности детей.

Для мобилизации внимания провожу разного вида упражнения с элементами игры.

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу. (Приложение 2)

Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я предлагаю использовать цветные карандаши. "Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся. Например, я предлагаю ребятам выполнить аппликацию из набора геометрических фигур, составить картину из частей, найти соответствия и т.д. (Приложение 3)

Я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения. Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре. Данную работу мы проводим на занятиях по внеурочной деятельности «Занимательная математика». (Приложение 4)

Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся.  Разработана система содержательно-логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти в свою работу я  включаю такие игры "Цепочка слов”, "Лишнее слово” и др. (Приложение 5)

Современное содержание образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость. Мышление базируется на знаниях ребенка. Поэтому активно использую задания на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках с учащимися: задачи на смекалку, кроссворды, ребусы. (Приложение 6)

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся, осуществляется путем организации учебной деятельности.

Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.

Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием дополнительного материала. Я считаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь развития ребенка. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. На уроках и во внеурочной деятельности мы работаем над проектами. В эту работу вовлечены  и родители, так как детям пока сложно самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, готовить презентации. (Приложение 7)

Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки при повторении и закреплении изученной темы.

Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.  

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке.  На уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать  условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Так же регулярно  использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное   мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. (Приложение 8)

                                                                        

На протяжении нескольких лет позитивны результаты внеурочной деятельности учащихся. Дети участвуют в интернет олимпиадах и конкурсах, в школьных выставках, демонстрируют свои успехи на внеклассных мероприятиях. (Приложение 9).

Абсолютная успеваемость в моём классе на протяжении нескольких лет 100% (Приложение 10).

Обучающиеся в моём классе успешно справляются с комплексными работами на межпредметной основе, а так же со стандартизированными работами по предметам (Приложение 11).

Мои учащиеся являются участниками и победителями  предметных олимпиад (Приложение 12).

   Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно - методическая деятельность.

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах     повышения квалификации (Приложение 13).

     Делюсь своим педагогическим опытом: провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступаю на семинарах района и региона (Приложение 14).

Проведённые уроки получили положительные отзывы со стороны родителей (Приложение 15).

Принимаю участие в профессиональных конкурсах (Приложение 16).

За  профессиональное мастерство имею грамоты и благодарности (Приложение 17).

Использую в работе сеть Интернет ( www.festival. Iseptember.ruwww.hr – portal.rv),слежу за педагогическими новинками на страницах журнала ,, Начальная школа”, приложения к газете ,,1 сентября ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС. Из опыта работы...