Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

В рамках ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том  числе и  познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

В рамках ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том  числе и  познавательной активности.

Что же такое познавательная способность?

« Познавательная способность  – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности.

Я выделяю для себя такие пути развития познавательных способностей.

- на уроке; 

- на внеурочной деятельности

Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию способностей каждого из них.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

• быть внимательным к каждому ребенку;

• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Важнейший побудитель любой деятельности -интерес . Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Работая по ФГОС, мы не можем обойтись без проектной и исследовательской  деятельности.

Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей

Первые проекты, которые осуществляем  мы в 1 классе, были: «Моя родословная», «Животный  мир. Сходства и различия», «Кто такие насекомые? ( муравьи, пчелы, божьи коровки)».

Во втором классе нас заинтересовала тема в программе окружающего мира «Водоемы. Обитатели водоемов.» и мы занимались  проектом «Обитатели водоемов».Также были проведены групповые проекты «Военные песни», «Этот занимательный русский язык!».

На внеурочной деятельности в своей работе  я использую пособие «Юным умникам и умницам» О.А.Холодовой. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, формируют нестандартное мышление.

Начало занятий начинается с разминки (3-5мин), в разминку  включены легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Важную роль в развитии познавательных способностей играет научно-исследовательская работа.        

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

- самостоятельному, критическому мышлению,

- принимать самостоятельные аргументированные решения,

- размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы

- учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому. Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной. Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС – составляют часть того, что делает такое поведение учащихся “интеллектуальным”. И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

-на этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

-разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

-определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;

-организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

-проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

-совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Вывод:  система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....

Самоанализ «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии  системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОСЗадачи:повышение к...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС. Из опыта работы...