Конспект урока по курсу _Социокультурные истоки_ _Кузнецы-умельцы_ (2 класс)
план-конспект урока (2 класс)

Тема урока: Кузнецы-умельцы.

Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.

Задачи урока:  

  1. расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;
  2. создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;
  3. развивать словарный запас детей и речь;
  4. воспитывать уважение к людям труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Социокультурные истоки» 2 класс.

Подготовил: учитель начальных классов  Мухаметшина Э.Р.

Тема урока: Кузнецы-умельцы.

Цель урока: дать общее представление о работе кузнеца.

Задачи урока:   

  1. расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;
  2. создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;
  3. развивать словарный запас детей и речь;
  4. воспитывать уважение к людям труда.

Основные понятия: мастер-кузнец, кузница, горн, мехи, молот, наковальня, сила и ловкость.

Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы: беседа, наглядно образный и иллюстративный, работа с тетрадью.

АФО: 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку».

2.Ресурсный круг «Кузница»

Социокультурный инструментарий: 

  1. А.В. Камкин «Истоки-2» (учебник),
  2. рабочая тетрадь «Истоки» 2класс,
  3. презентация,
  4. видеозапись с работой кузнеца,
  5. изделия из металла (подкова, гвозди, серп.)

Литература:

  1. А. Лопатина, М. Скребцова. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах /В помощь педагогам, воспитателям и родителям/ - М. ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
  2. А. Навроцкий. О кузнецах и кузницах – издательство «Малыш», Москва, 1990. Истоковедение. Том 1.М. Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  3. Камкин А.В. «Истоки-2»

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Прозвенел звонок,

начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке желаю всем нам плодотворно поработать и надеюсь, что вы, как и всегда, будете помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Пусть вашими помощниками будут внимание, находчивость и смекалка.

Итак, начинаем.

Слушают учителя

Коммуникативные:

-социально-психологические умения

2

Подготовительный

этап

2.1.Присоединение учащихся к теме урок

- Какой раздел мы с вами начали изучать на прошлых уроках?

- С какими людьми нас знакомит этот раздел?

- О людях каких профессий мы уже с вами говорили ?

- Мы много узнали о людях-тружениках, об их нелёгком труде, о том какими нужно быть сильными, выносливыми и терпеливыми. Сегодня мы продолжим наш разговор о людях, умеющих и любящих трудиться. А о чем мы будем беседовать, вы узнаете, если внимательно   послушаете мой рассказ.

Отвечают на вопросы

(Труд земной)

(С людьми разных профессий)

(О земледельцах, животноводах, мастерах-плотниках, ткачихах-рукодельницах).

Предметные:

- умение называть различные профессии людей

Коммуникативные:

- речевые умения.

Личностные:

- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

2.2. Целеполагание и мотивация.

Слайд 2

Учитель читает текст.

Чуть в стороне, на окраине деревни, часто на берегу небольшой речушки или ручья, стоял сарай с черной трубой, в которой, посвистывая, гулял ветер. Из деревни, сюда то и дело заходили люди, кто по делу, а кто просто побеседовать по душам, да полюбоваться работой мастера. Давайте и мы потихоньку откроем тяжёлую скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер здесь трудится.  Слышите? (Звуки молота и наковальни) Он уже давно начал свою работу. Догадались кто это?

- Как вы думаете, о человеке, какой профессии мы сегодня будем говорить?  Назовите тему и цель нашего урока.

Смотрят видеоклип, определяют тему урока

 

Это работает кузнец.

(Отвечают на вопрос учителя, определяют тему и цель урока).

(Как трудятся кузнецы)

Предметные:

 - умение определять и называть тему урока.

Познавательные:

- умение воспринимать и обрабатывать информацию.

Регулятивные:

- умение определять и ставить цель

Коммуникативные:

- речевые умения

3

Основной этап

3.1   Поиск новых знаний

- Итак мы пришли в кузницу, где работает кузнец. Слайд 3 И говорить мы будем сегодня об интересной работе кузнецов.

А чем же он занимается? Кого называют кузнецом?

- Всё верно. Кузнец – это мастер по обработке и изготовлению самых различных изделий из металла. Слайд 4,5

Обратите внимание на изделия, выполненные кузнецами очень давно: амбарный замок, кованый гвоздь, серп, подкова – всё это требовалось в быту. Слайд 6,7

 - В старину кузницу можно было распознать по внешнему виду, по звукам и запахам.  Она была покрыта копотью. Из её открытых дверей доносился металлический перезвон. Пахло дымом и раскалённым железом. 

 Давайте заглянем в такую кузницу и понаблюдаем, как   обычный металл превращается в прекрасные предметы. Слайд 8

Учитель рассказывает, как работает кузнец.

В кузнице стояла выложенная из кирпича   кузнечная печь. Это горн. Слайд 9

К горну прикреплены кожаные мехи. Они непрерывно то сжимались, то раздувались. Слайд 10

Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли, чтобы они не гасли. Там нарастал нестерпимый жар.  В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка.

С помощью длинных щипцов заготовку из горна переносили на наковальню. Кузнец и его помощники начинали ковать. Слайд 11

5слайд. Первый - маленьким молотком показывал место, второй - большим молотом — кувалдой, ударял. А иногда ковали и втроём. Слайд 12,13.

 И вот, из-под ловких рук уже вместо бесформенной металлической заготовки появляется знакомая подкова – помощница лошади. Слайд 14

Тут и гвозди, ножи, ножницы,  вилы, лопаты, кованые сундуки и даже кухонная утварь.  Слайд 15

От водяного пара и постоянно горящих в горне углей в кузнице  нестерпимо жарко. Кузнецы одевали кожаными фартуками, чтобы защититься от брызг раскаленного железа.

Кузнец, сильный,  ловкий, выносливый, уверенный настоящий богатырь – мастер своего дела, каждое его движение чётко размерено продумано. У него крепкие, ловкие руки выполняют каждое движение без суеты. Кузнецы знали свойства разных металлов: чёрных, цветных, драгоценных. Одни металлы они ковали, другие – отливали, третьи - просекали, чеканили. Слайд 16

Кузнецы-умельцы   отливали различные колокола, ажурные решётки. Слайд 17

Они могли выковать и изготовить замок с секретом, цветы    и даже   кареты. Слайд 18-21

В современном мире кузнечное дело не пропало.  На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни - сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена. Слайд 22,23

Что вы увидели и запомнили в кузнице? Какие инструменты нужны кузнецу для его работы?

Отвечают на вопрос учителя

 (Он работает с железом, металлом).

Рассматривают изделия на выставке.

Просматривают презентацию, знакомятся с основными понятиями и терминами.

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия.

Предметные:

- умение осознавать смысл увиденной и услышанной информации.

Познавательные

- умение воспринимать и обрабатывать информацию

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные

- речевые умения

3.2 Первичное закрепление новых знаний

 - Верно. Но необходимы и другие инструменты кузнецу. А какие, мы узнаем, выполнив задание в тетради. Откройте в тетради   страницу 18. Давайте рассмотрим рисунок, и, попробуем определить, какие же инструменты потребуются кузнецу-умельцу. Будем работать в парах. (Работа в парах.) Слайд 24

Какие же инструменты потребуются? Что вы выбрали? Перечислите их и объясните свой выбор. Какие действия ими совершаются?

Учитель обобщает высказывания детей.

 - Для работы кузнецу были нужны и наковальня, и молоток, и клещи со щипцами, чтобы держать горячие заготовки, и напильники и ковш на длинной ручке для того, чтобы расплавить металл, кроме инструментов нужен был прочный кожаный фартук, чтобы уберечься от грязи, копоти, сажи, от ожогов, порезов и ссадин. 

Инструменты выбраны. Пора и за работу приниматься.

Рабочая тетрадь, с. 18.

Выполняют задание в тетради. Выделяют нужные инструменты, подчеркивают, обсуждают свой выбор в паре.

Высказывают свои решения. Объясняют свой выбор

(Наковальня, молоток, щипцы, клещи, напильники, клещи, ковш).

Предметные:

-умение называть и обосновывать свой выбор.

Познавательные:

Умение воспринимать устную и письменную инструкцию

Регулятивные:

- умение управлять собственной деятельностью и достигать результата.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения.

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

4

 Физкультминутка

-Подготовим горн к работе, раздуем мехами жар в печи.

Учитель показывает учащимся движения.

Выполняют движения, изображающие раздувание горна

Коммуникативные:

- умение пользоваться невербальными средствами общения

3.3 Подготовительный этап АФО (тренинг)

Основной этап АФО

-Вам хотелось бы попробовать встать к наковальне и поработать молотом? Работа кузнеца предполагает не только физический труд, но и знание своего дела.

- Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. У лошадки, которая стоит во дворе, потерялась подкова. Нужно нам лошадку осмотреть и заново подковать.

 (Активное занятие. «Подкуём лошадку»).

А для этого давайте определим последовательность работы кузнеца. Будите работать самостоятельно. (Время -3минуты)

Теперь работаем в тройках (время — 3 минуты). Слайд 19

(Это же задание обсуждается в тройках)

-Озвучьте принятые вами решения.  Проверьте ваше решение. (Экспертная оценка)

Легко ли было прийти к единому решению? Оцените работу группы

Рабочая тетрадь, с. 19.

Самостоятельно определяют последовательность действий кузнец

Выслушивают выбор друг друга, обсуждают и приходят к единому решению

Лидеры сообщают решения групп и  комментируют их

Слушают экспертную оценку и проверяют свои решения.

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

- определять верную последовательность действий

Познавательные:

-умение воспринимать, обрабатывать информацию и предъявлять результат.

Регулятивные:

- умение использовать управленческие способности\

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения;

- умение использовать нормы речевого этикета

3.5 Физкультминутка

-Давайте встанем в хоровод, представим себя кузнецами и попробуем изобразить их работу.

Дети встают в круг и выполняют движения под звуки народной песни «Во кузнице».

Коммуникативные:

- умение пользоваться невербальными средствами общения

5

Заключительный этап  

4.1 Подготовительный этап АФО

(ресурсный круг)

Основной этап АФО

Рефлексия АФО

Ребята, представьте, что мы подходим к кузнице.

Что слышите? 

И вот мы вошли в кузницу. Там кипит работа. Что вы видите?

Что вы почувствовали, когда очутились в кузнице?

Учитель подводит итоги сказанного

Удалось ли вам присоединиться к одноклассникам? Что было труднее определить: увиденные образы, услышанные звуки или ваши чувства?

Понравилось ли вам в гостях у кузнецов? Захотелось ли вам стать такими же сильными, ловкими и умелыми?

По кругу высказываются

Я слышу... Застучали, зазвенели молоток и кувалда.

Я вижу... Там горит горн, рядом стоит подмастерье и кузнец с молотом в руке.

Я чувствую ... В кузнице пахнет горячим железом и копотью? Очень жарко кругом.  

Дети  делятся своими впечатлениями.

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения;

- умение использовать нормы речевого этикета

- умение пользоваться невербальными средствами общения

6

Рефлексия  

Учитель подводит итоги урока.

- У кого мы побывали в гостях? Труд кузнеца нелёгок, он требует не только силы, но и знаний, умений, ловкости и сноровки.  Благодаря этим качествам они могут обычный металл превратить в чудесные и   полезные нам предметы. Я благодарю  вас за работу на уроке, мы тоже хорошо потрудились.  Слайд 26

7

Домашнее задание

Выполнить задание на с. 18. №2

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."

В конспекте  отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой  заповеди "Почитай отца твоего...

Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"

Цель урока:  ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия                    «у...

Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"

Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...

Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс

Тема занятия:  «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями ...

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»...

Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена

Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные...