Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена
план-конспект урока (4 класс)

Рыбина Наталья Анатольевна
Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные и творческие способности детей, • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа. Тип урока: комбинированный. Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ. Оборудование: 1. Конспект урока, презентация. 2. Компьютер, телевизор. 3. Сообщения детей. 4. Карточки с заданиями. Прогнозируемый результат: учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_azbuka_nravstvennosti.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Азбука нравственности»

 для учащихся 4 класса

Тема: Наши имена

Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств.

  Задачи:

  • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
  • развивать познавательные и творческие способности  детей,
  • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям  и обычаям  народа.

Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы,  самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование:

  1. Конспект урока, презентация.
  2. Компьютер, телевизор.
  3. Сообщения детей.

           4.  Карточки с заданиями.

Прогнозируемый результат:

учащиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку. 

    Формирование УУД

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Слайд «Счастливый случай»

Под звуки музыки входят ведущие.

 Ведущий 1. Мы приветствуем всех на игре «Счастливый случай».

Приглашаются команды – участницы.

(Команды занимают свои места).

 Ведущий 2. Сегодня игра будет посвящена именам.

А одержать победу поможет вам ум и, конечно же, Счастливый случай. 

Ведущий 1. Мы предлагаем командам представиться.

( Команды представляются)

Позвольте представить членов жюри – это наши уважаемые гости.

 

Начинаем  игру.

Ведущий 2. “Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: в первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.

Слайд «Древние имена»

1 гейм

«Древние имена»

Ведущий 1. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека можно было выделить из семьи.

Ведущий 2. В одних случаях человек характеризовался по внешности, в других – по черте характера, по месту в семье, по отношению к нему членов семьи и т. д.

Внешность

Место в семье

Малёк

Третьяк

Белой

Большак

Кудряш

Второй

Черныш

Меньшак

Черта характера

Место и время рождения

Добрыня

Зима

Молчан

Дорога

Умник

Суббота

Несмеяна

Веснянка

Ответы команд

Ведущий 1.  Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд «Пословицы»

2 гейм

«Пословицы»

Ведущий 1.  Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя? 

Ведущий 2.  В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. За каждую пословицу команда получает 1 балл. Команды соревнуются 2 минуты.

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд  «Заморочки из мешочка»

3 гейм.

«Заморочки из мешочка»

 Ведущий 1. Капитаны команды по очереди достают из мешочка карточки с именами. За 1 минуту предлагается каждой команде назвать все возможные производные формы то имен.

Условие: кто больше назовет производных от имен.

Ведущий 2. Например: Наталия – Наташа, Натулечка, Тата, Таша, Ната, Натали, Натулька, Наташечка и т.д.

 

1 команда: Василий – Василька, Василька, Василюшка, Василек, Васяня, Васюня, Васюша, Васюха, Васяй, Васян, Васяха, Васяша.

 

2 команда: Александра – Александрушка, Алексаня, Саня, Сашуха, Сашуля,

 Сашуха, Сашуня, Шура, Шураня, Алекся, Алексюха, Алексюша.

Ответы команд

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд

легкая разминка «мы, делим апельсин»:

         Мы – обе руки через стороны к груди (показываем)

         Делим – туловище поворачиваем вправо, руки разводим

        Апельсин – туловище прямо, руками описываем перед собой круг (апельсин)

        Много – туловище поворачиваем влево

        Нас – руки в стороны

        А он один - туловище прямо, руками описываем круг.

        Эта долька – правая рука вперед

        Для ежа – руки над головой, пальцы растопырены

        Эта долька – левая рука вперед

        Для чижа – руками «дудим» в дудочку

        Эта долька – правая рука вперед

        Для котят – руки к ушам, ладони раздвинуты как ушки, голова поворачивается то вправо, то влево

        Эта долька – левая рука вперед

        Для бельчат – руки вверх, ладошки как «кисточки» на ушках бельчат.

        Эта долька – правая рука вперед

        Для меня – руки к груди  

Для меня и для тебя – показываем на соседа. 

Слайд   «Что означает ваше имя»

4 гейм

«Что означает ваше имя»

Ведущий 1. Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Ведущий 2. Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

Ведущий 1. Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, часто эгоистичны, талантливы, у них хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Ведущий 2. Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

Ведущий 1. Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Ведущий 2.  Ребята, расскажите о своём имени, а жюри оценит вашу презентацию.

Презентация

Настя  - Кирилл  

Саша  -  Арина  

Катя  -  Герман  

Ваня  -  Лиза

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд «Синквейн»

5 гейм

«Синквейн»

Ведущий 1. Давайте составим синквейн слова “Имя”.

Ведущий 2. Правила написания синквейна вы хорошо знаете, а жюри оценит вашу работу.

переодевание на сценку

( Правила написания синквейна (пятистрочное стихотворение):

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах - именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами-глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.)

Ведущий 1. Просим жюри оценить итоги конкурса

Ведущий 1

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках....

-  Как можно различить этих девочек?

(По фамилии).

-  А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

Дети отвечают.

Слайд  Дунечки

Сценка «Дунечки»

Слайд  «Семейный портрет»

6 гейм

«Семейный портрет»

 Ведущий 1. Команда – это семья. И вы сейчас сделаете семейный портрет вашей команды.

Ведущий 2.  На ваших столах лежат фигурки детских лиц. Напишите красиво свое имя на этих личиках. Девочки на бантиках, мальчики – на галстуках-бабочках.

Ведущий 1. Раскрасьте его в любимый цвет. Прикрепите фигурки со своими именами на плакат.

Ведущий 2. У вас получится семейный портрет вашей команды. Жюри оценит вашу работу.

Ответы детей

Ведущий 1. Просим жюри подвести итоги конкурса.

Слайд - «Русские имена» 

Ведущий 1. Послушайте замечательное  стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор "видит" русские имена.

 

Ведущий 2. Когда услышу имя Василиса -

                      В глаза зелёным светом полыхнёт.

                      Листва и травы - сверху и донизу,

                      Луга, леса, цветение болот.

Ведущий 1. А Марью вижу только белым цветом,

                     Пустым, ещё не затканным, холстом,

                     А Катерину - красным, словно летом

                     Глядит полянка ягодным пластом.

Ведущий 2. Как имя  Настя звонко и упруго,

                      Как будто тесто шлёпнулось об стол!..

                      Давно-давно была полна округа

                      Таких имён - да, видно, срок прошёл...

Ведущий 1. Но вот теперь, как к прошлому причастье,

                      Как связь времён, что заново сплелись,

                      Вновь подрастает много Катей, Настей

                      И Марьюшек, и даже Василис.

Ведущий 2. А это значит - гуще станет зелень,

                      И уродится ягода в свой срок,

                      И будет холст для вышивки набелен,

                      И, что ни праздник, выпечен пирог. 

Ведущий 1. Наша небольшая игра подошла к концу, надеюсь, она была занятной, увлекательной и, самое главное, полезной.

Ведущий 2. Просим членов жюри подвести итоги игры.

Слайд  - Аплодисменты

Под звуки музыки члены жюри подводят итоги игры, объявляют победителей, награждают грамотами.

 

Ведущий 1. Вот настал момент прощания,

                      Будет краткой наша речь.

 

Ведущий 2. Говорим вам, до свидания,

                     И до новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: Кошка в нашем доме.

Конспект урока с фотоматериалами: породы кошек, уход за животными....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"

Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса

Рабочая  программа  по курсу «Азбука нравственности»  для 2 класса...

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.

Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....