ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "В мире животных"
рабочая программа (2 класс)

Сазонова Наталья Анатольевна

Адаптированная рабочая программа кружка «В мире животных» естественнонаучной направленности разработана на основе авторской программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С.В.Машковой «Земля – наш дом» «Юный эколог. 1-4 Направленность: естественнонаучная. Уровень: ознакомительный Особенностью программы является тот факт, что она решает широкий спектр разноплановых задач, позволяющих заниматься учащимся с интеллектуальными нарушениями. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся. На занятиях школьники занимаются различными видами деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием. В процессе дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки. В программу кружка включены разные виды предметно-практической деятельности, интересные для детей данного возраста, и, дающие возможность расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   И НАУКИ ГОРОДА   МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«»

Принята на заседании                                                                                                Утверждаю

педагогического совета                                                               директор ГБОУ Школа

протокол №5 от 28.06.2021 г.                                                 _______________

                                                                                                       приказ от 19.08.2021г №646/1                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"В мире животных"

Направленность: естественнонаучная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 9-11лет

Срок реализации: 8 месяцев

Автор-составитель программы:

Сазонова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительногообразования

Москва, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа кружка «В мире животных»  естественнонаучной  направленности разработана на основе авторской программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С.В.Машковой «Земля – наш дом» «Юный эколог. 1-4

Направленность: естественнонаучная.

Уровень: ознакомительный

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы заключается в

том, что животные наши ближайшие соседи на планете Земля и понимание их языка и

особенностей поведения для общения с ними также необходимо, как и необходимость

изучения иностранных языков для посещения других стран. В программе также

рассматривается вопрос о важности животных для развития таких качеств как

ответственность, дисциплинированность, общительность, дружелюбность, толерантность,

а также снижение агрессивности, замкнутости и др., а также о влиянии животных на

здоровье – знания об этом у учащихся недостаточные. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении заданий.

Новизна и педагогическая целесообразность данной программы в том, что ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка.

Отличительные особенности программы

Особенностью программы является тот факт, что она решает широкий спектр разноплановых задач, позволяющих заниматься учащимся с интеллектуальными нарушениями.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.

На занятиях школьники занимаются различными видами деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием. В процессе дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки. В программу кружка включены разные виды предметно-практической деятельности, интересные для детей данного возраста, и, дающие возможность расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью.

 Цель программы: формирование у детей знаний о животных и практических навыков по уходу за ними через непосредственный контакт с живыми объектами.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

сформировать знания о животных как о живых организмах, многообразии животного мира, взаимосвязях живой и неживой природы;

сформировать практические умения и навыки по уходу за животными

Воспитательные:

воспитывать любовь и ответственное отношение к животным, желание ухаживать за ними;

воспитывать осознанно бережное отношение к родной природе;

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

воспитывать у обучающегося правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к объектам живой природы посредством наблюдений и практической деятельности по уходу за ними;

развивать эмоциональность восприятия и общения с животными.

Рабочая программа по дополнительному образованию «В мире животных» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Формы и виды занятий: групповые, индивидуальные, практические занятия, беседы, игры, экскурсии, викторины, поисковая деятельность, конкурсы.

Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут

Срок реализации программы: 8 месяцев - 1 час в неделю (32 учебные недели). Всего – 32 часа.  

Планируемые результаты освоения в соответствии с ФГОС

Личностные результаты:

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к взаимодействию с ней,  восприятие;

- познавательный интерес к доступным видам  деятельности;

- адекватное понимание успешности (неуспешности) творческой деятельности;

- демонстрация результатов своей работы;

- построение речевого высказывания с помощью учителя или самостоятельно;

- ориентировка в задании (частично с помощью учителя);

- умение наблюдать, делать простейшие сравнения;

Возможные предметные результаты:

Представления о животном  мире их значении в жизни человека:

- интерес к объектам живой природы расширение представлений о животном мире   (животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);

 опыт заботливого и бережного отношения к  животным, ухода за ними;

Содержание курса

Учебный (тематический) план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации(контроля)

Теория

Практика

Всего

1.

Почему волка называют санитаром леса?

0,5

0,5

1

Творческие задания

Король орлов.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Летучие мыши.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Альбатрос.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Самый большой лежебока.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Клёст, или северный попугайчик.

0,5

0,5

1

Выставка

Анчоусы –что это за рыбки.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Бакланы- род морских птиц.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Непоседливый зверёк.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Самый высокий зверь.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Самая большая змея.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Опасные малютки.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Кто плавает на боку?

0,5

0,5

1

Проект

Быстрая как стрела.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Красногрудые красавцы.

0,5

0,5

1

Выставка

Как лягушки квакают?

0,5

0,5

1

Творческие задания

Мохнатые тяжеловесы.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Жемчужина сибирской тайги.

0,5

0,5

1

Проект

У кого мешок под клювом?

0,5

0,5

1

Творческие задания

Глухарь.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Гигантские рептилии.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Загадочные панды.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Самое большое животное.

0,5

0,5

1

Выставка

Птица, которая не боится мороза.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Розовая птица.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Почему льва называют царём зверей?

0,5

0,5

1

Творческие задания

Самый лучший прыгун.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Ласточки.

0,5

0,5

1

Проект

Павлин.

0,5

0,5

1

Выставка

Самый быстрый зверь.

0

1

1

Творческие задания

Скат.

0,5

0,5

1

Творческие задания

Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».

0

1

1

Выставка

Итого: 32 часа

Содержание учебного (тематического) плана 

1 год обучения (32 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это беседа, решение кроссвордов, ребусов, загадок и других заданий, и игр, направленных на умственное развитие ребенка в ходе изучения различных тем.

Тема 1. Почему волка называют санитаром леса?(1 час)

Теория (0,5)

Беседа об экологической проблеме. Пользу или вред приносит природе волк? Почему волка называют санитаром леса? Работа с текстом В.Зотова«Волк»

Практика (0,5)

Работа в группах - «Раскрась животное».

Тема 2. Король орлов.(1 час)

Теория (0,5)

Знакомство с видами хищных птиц. Самая большая птица орлиного племени.  Разгадывание загадок.

Практика (0,5)

Работа с пазлами «Мир птиц»

Тема 3. Летучие мыши. (1 час)

Теория (0,5)

Узнают о единственном млекопитающем на Земле. Пользу или вред приносит природе летучая мышь?

Практика (0,5)

Экологическая игра «А что будет если…»

Тема 4. Альбатрос.(1 час)

Теория (0,5)

Почему альбатрос – странствующая птица?  Причины сокращения численности альбатросов.

Практика(0,5)

Просмотр видеоматериалов.

Тема 5. Самый большой лежебока.(1 час)

Теория (0,5)

Барсук. Повадки и особенности барсука.

Практика (0,5)

Сочинение сказки о барсуке (карточки) Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».

Тема 6. Клёст, или северный попугайчик. (1 час)

Теория (0,5)

Клёст – еловик.  Почему его так называют? Условия гнездования и вскармливание птенцов.

Практика (0,5)

Сочинение загадок. (работа с карточками) Работа в группах «Собери мозаику».

Тема 7. Анчоусы.(1час)

Теория (0,5)

Обитают ли анчоусы в нашей стране? Особенности внешнего вида анчоусов.

Практика (0,5)

Разгадывание загадок. Настольная игра

Тема 8. Бакланы.(1час)

Теория (0,5)

Морская прожорливая птица. Среда обитания.

Практика (0,5)

Оригами. Работа с бумагой

Тема 9. Непоседливый зверёк.(1 час)

Теория (0,5)

Белка в природе и в домашних условиях. Особенности зимовки.

Практика (0,5)

Работа по карточкам. Игра «Белочка-прыгунья».

Тема 10. Самый высокий зверь.(1час)

Теория (0,5)

Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф? Человек – враг жирафа.

Практика(0,5)

Коллективное панно «Жираф»

Тема 11. Самая большая змея.(1 час)

Теория (0,5)

Человек - единственный враг анаконды.

Практика (0,5)

Отгадывание загадок на тему «Змеи». Работа с пластилином «Змеи»

Тема 12.  Опасные малютки.(1час)

Теория (0,5)

Пираньи. Просмотр видеофильма «Хищные рыбы».

Практика (0,5)

Игра с мячом «Хищная рыба, не хищная рыба» Наблюдение за повадками рыбок.

Тема 13.  Кто плавает на боку?(1час)

Теория (0,5)

Чем же уникальна камбала? Работа с текстом.

Практика (0,5)

Викторина на тему «Рыбы».Оригами. Работа с бумагой.

Тема 14. Быстрая как стрела.(1час)

Теория (0,5)

Щука – самый страшный хищник. Легенды об этой удивительной рыбе. Просмотр видео фрагмента.

Практика(0,5)

Оригами. Работа с бумагой.

Тема 15. Красногрудые  красавцы. (1 час)

Теория (0,5)

Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над  пословицами и народными приметами.

Практика (0,5)

Рисование ярких птиц.

Тема 16. Как лягушки квакают?(1 час)

Теория(0,5)

Лягушка. Виды лягушек. Работа с текстом. Просмотр  мультфильма «Лягушка – путешественница».

Практика (0,5)

Оригами. Работа с бумагой.

Тема 17. Мохнатые тяжеловесы. (1час)

Теория (0,5)

Белый полярный медведь, самый крупный из современных хищников. Белые медведи внесены в Международную Красную книгу.

Практика (0,5)

Настольная игра: «Найди животное». Рисование на тему: «Мохнатые тяжеловесы».

Тема 18.  Жемчужина сибирской тайги.(1 час)

Теория (0,5)

Соболь – уникальная жемчужина тайги. Человек, остановись!!!

Практика (0,5)

Игра «Зоопутаница». Рисование «Животное тайги»

Тема 19. У кого мешок под клювом?(1 час)

Теория (0,5)

Пеликаны. Виды пеликанов. Просмотр видео фрагмента.

Практика (0,5)

Решение головоломок. Игра « Перенеси лягушек в клюве».

Тема 20 . Глухарь.(1 час)

Теория (0,5)

Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Причины   исчезновения глухарей. Просмотр видеоматериалов

Практика (0,5)

Настольная игра: «Кто где живет». Наблюдение за повадками птиц.

Тема 21.  Гигантские рептилии. (1 час)

Теория (0,5)

Крокодилы – древние жители нашей планеты. Крокодиловые фермы. Кто опасен больше: крокодил для человека или человек для крокодила.

Практика(0,5)

Игра  « Крокодил».Рисование на тему: «Гигантские рептилии»

Тема 22. Загадочные панды.(1 час)

Теория (0,5)

Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Панда внесена в Международную Красную книгу. Кто виноват? Можно ли содержать панду в зоопарке?

Практика (0,5)

Конкурс рисунков на тему «Бамбуковый медведь».

Тема 23.  Самое большое животное.(1час)

Теория (0,5)

Кит – рыба или животное? Виды китов.. Чтение стихотворения Б. Заходера  «Кит и кот».

Практика (0,5)

Викторина «Рыба или животное». Аппликация «Аквариум»

Тема 24. Птица, которая не боится мороза.(1 час)

Теория (0,5)

Пингвин. Почему эта птица не боится мороза?  Ясли для пингвинов. Чтение рассказа  Г.Снегирева  «Пингвиний пляж».

Практика(0,5)

Игра с мячом « Я пингвин - несу яйцо». «Повтори движение»

Тема 25.  Розовая птица.(1 час)

Теория (0,5)

Фламинго – сказочная птица. Просмотр видеофильма. Работа с текстом.

Практика (0,5)

Работа с иллюстрациями. Рисование на тему: « Сказочная птица»

Тема 26. Почему льва называют царём зверей?(1 час)

Теория (0,5)

Лев – ласковая кошка или царь зверей? Образ жизни хищного млекопитающего семейства кошачьих.

Практика (0,5)

Просмотр видеофильма. Лепка из пластилина. «Лев» Наблюдение за повадками кошек.

Тема 27. Самый лучший прыгун.(1 час)

Теория (0,5)

Кенгуру – это своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками.

Практика (0,5)

Игра «Кто выше прыгнет». «Повторяй за мной»

Тема 28. Ласточки.(1 час)

Теория (0,5)

Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек? Народные приметы.

Практика(0,5)

Наблюдение за повадками птиц- ласточки. Наблюдение на природе за полетом птиц

Тема 29. Павлин.(1час)

Теория (0,5)

Павлин – курица или нет? Просмотр видео фрагмента.

Практика (0,5)

Изготовление панно «Павлин».

Тема 30. Самый быстрый зверь.(1час)

Теория (0,5)

Гепард.   Гепард – это кошка или собака?

Практика (0,5)

Игра  «Доскажи словечко». Разгадывание загадок на тему «Кошки».

Тема 31. Скат.(1 час)

Теория (0,5)

Скаты  «морские орлы» или «морские ястребы», ближайшие родственники акул. Как скаты разочаровывают рыболовов? Сувениры из скатов

Практика (0,5)

Работа с пазлами « Морские обитатели»

Тема 32. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».(1 час)

Практика (1 час)

Конкурс рисунков «Удивительные животные»

Формы контроля и оценочные материалы

  • В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
  • Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.
  • Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса,  выполнения творческой работы
  • Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  1. однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  2. постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  3. тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.Проверка степени усвоения обучающимися новых для понятий, новых знаний осуществляется путем регулярных опросов и бесед. В каждый раздел программы включены итоговые занятия, с целью обобщить и систематизировать знания и умения правильно обращаться с объектами живой природы.

В результате освоения дополнительной образовательной программы «В мире животных» обучающиеся приобретают:

Знания:

о правилах техники безопасности при работе с животными;

о представителях каждой группы животных;

о природной среде обитания и образе жизни животных ;

о нормах по уходу за животными в разные периоды жизни;

о характере питания и особенностях условий содержания животных .

Умения:

составлять правильный рацион кормления для животных;

самостоятельно проводить наблюдения за животными;

ухаживать за животными  - кормить, убирать клетки;

создавать необходимые условия для содержания в неволе зверей, птиц, рыб;

проводить наблюдения за животными.

Материально-технические условия реализации Программы

Технические средства обучения:

  • 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • 2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • 3. Мультимедийный проектор.
  • 4.  Компьютер

 Оборудование класса:

  • 1. Ученические столы с комплектом стульев.
  • 2. Стол учительский.
  • 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  • 4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы 

Методическое обеспечение:

  • Таблицы: «Дикие животные». «Домашние животные». «Птицы». «Рыбы»
  •  Раздаточный материал, рисунки, схемы и фотографии.
  • Настольная игра «Мир животных»,«Пазлы», «Сборник настольных игр».
  • Видеофильмы. Презентации.

Список литературы

1 Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.

1. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./

Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.

2. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой,О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

4. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

5. Болотова Е.А., Т.А.Воронцова; Итоговая аттестация по окончании начальной школы. Интегрированные тесты. Издательство «Учитель»,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»

Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире математики»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «В мире математики» имеет социально-педагогическую направленность. ...

Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...

Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Экос» по окружающему миру для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Экос»  по окружающему миру  для 4 класса34 часа...

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире музыки»

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире музыки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В волшебном мире оригами"

Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что составлена она с учётом психологических особенностей детей, обусловленных ...