Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".

Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие) и их представителями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tsarstvo_zhivotnyh.docx455.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

МО Тосненского района Ленинградской области

Методическая разработка занятия на тему

«Разнообразие животного мира»

по курсу дополнительной общеразвивающей программы

«Юный исследователь природы»

Автор: педагог дополнительного образования

Лагутенок Юлия Александровна                                                      

                                                    Дополнительная  общеразвивающая  программа

 «Юный исследователь природы»

один год обучения

Возраст обучающихся: 7-8 лет

г. Тосно

2017

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

МО Тосненский район Ленинградской области

Конспект занятия на тему « Разнообразие животного мира»

по курсу дополнительной общеразвивающей программы

«Юный исследователь природы».

Автор: педагог дополнительного образования Лагутенок Юлия Александровна.

Занятие является частью календарного плана образовательной программы «Юный исследователь природы» (раздел III «Исследуем живую природу», тема «Разнообразие животного мира»). Занятие разработано для группы обучающихся 7-8 лет (15 человек). Занятие средней степени сложности.

Место учебного занятия в системе занятий: введение нового материала.

Цель занятия: познакомить детей с основными классами животных и их представителями.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с основными классами животных (рыбы, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие);
  • научить выявлять основные признаки животных, присущие данному классу животных;
  • познакомить детей с разнообразием животного мира.

Развивающие:

  • развить у учащихся интерес к изучению мира природы;
  • способствовать развитию мелкой моторики руки детей;
  • способствовать развитию у учащихся таких познавательных психических процессов, как внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у обучающихся таких черт характера, как: активность, дисциплинированность;
  • воспитывать познавательный интерес к миру природы;
  • способствовать воспитанию бережного, гуманного отношения к миру живой природы.

Форма учебного занятия:

  • комбинированное

Форма организации работы:

  • групповая;
  • индивидуальная.

 Основные методы проведения занятия:

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение;
  • наглядные: просмотр презентации по теме «Разнообразие животного мира»,
  • игровые («Выложи из спичек золотую рыбку», «Дорисуй насекомое», «Попрыгай как лягушка»).

Продолжительность занятия: 1 час 10 минут (из них 10 минут - перерыв)

Материально-техническое оснащение занятия:

  • аудитория;
  • учебная доска;
  • мебель для размещения детей и педагога;
  • раздаточный материал (картон, картинки с изображением замка, озера, дерева, рыбы, лягушки, птицы, черепахи, комара, зайца, Василисы Прекрасной, клей);
  • мультимедиа проектор и презентация на тему «Разнообразие животного мира»;
  • демонстрационный материал: игрушки различных животных, Василиса Прекрасная (кукла).

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  • формирование и систематизация знаний учащихся об объектах животного мира.

Надпредметные:

  • развитие внимания, воображения;
  • развитие навыков работы в коллективе;
  • развитие моторных навыков.

Личностные:

  • активизация любознательности, творческой активности.

Результативность занятия определяется степенью активности детей на занятии, скоростью и качеством выполняемых заданий  и выявляется посредством наблюдения.

Структура учебного занятия.

1.        Вводная, организационная часть (6 мин.).

1.1.        Приветствие (1 мин.).

1.2.        Введение в тему занятия, постановка цели занятия (5 мин.).      

2.        Основная часть (26 мин.)

2.1.      Введение нового образовательного материала (7 мин.).

2.2.      Игра «Выложи из спичек золотую рыбку» (5 мин)

2.3.      Введение нового образовательного материала (3 мин.).

2.4.      Игра: «Попрыгай как лягушка» (3 мин.).

2.5.      Введение нового образовательного материала (2 мин.)

2.6.      Игра: «Дорисуй насекомое» (5 мин.).

2.7.      Введение нового образовательного материала (1 мин.)

3.        Перерыв (физминутка)  (10 мин)

4.        Основная часть (18 мин.)

4.1.        Введение нового образовательного материала (18 мин).

5.        Заключительная часть 10 мин

5.1.        Подведение итогов занятия (5 мин)

5.2.        Завершение занятия (5 мин)

Ход занятия:

  1. Вводная, организационная часть (10 мин.)
  1. Приветствие (1 мин.).

Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! У нас сегодня будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости в одно удивительное царство.

(Звучит музыка и появляется Василиса Прекрасная).

1.2. Введение в тему занятия, постановка цели занятия (9 мин.)

Педагог: К нам на занятие пришла Василиса Прекрасная. Она много путешествовала, многое повидала, многое знает. Была она и в «Тридевятом царстве», и в «Королевстве кривых зеркал», и в «Царстве Славного Салтана». Сегодня Василиса Прекрасная предлагает нам с вами отправиться в новое путешествие. Ребята, вы готовы?

Ответы детей:…….

Педагог: Итак, наше путешествие начинается…Оказались мы с вами на дорожной развилке. Стоит указатель, но на нем ничего не написано. Ребята, давайте вместе решим, куда пойдем дальше: направо или налево?

Ответы детей:…….

Педагог: Долго ли, коротко ли шла Василиса, видит она впереди красочное царство! Царство Животных!

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня погостим в «Царстве Животных», познакомимся с представителями (жителями) этого царства и с его разнообразием.

(Каждому ребенку раздается лист картона, клей и картинка замка (дворца). Ребятам дается задание приклеить замок на картон).

2.        Основная часть (26 мин.).

2.1.      Введение нового образовательного материала (7 мин).

Педагог: Возле прекрасного замка увидела Василиса голубое озеро.

(Детям раздается картинка «Озеро», которую нужно приклеить на картон рядом с «замком»). 

Педагог: Послышалось ей, что кто-то там плещется. Кто же это, вы узнаете, отгадав загадку: Плаваю под мостиком

                                            И виляю хвостиком.

                                            По земле не хожу,

                                            Рот есть, да не говорю.

                                            Глаза есть - не мигаю,

                                            Крылья есть – не летаю.

Ответы детей:……….

Педагог: Это рыбка!

(Детям выдается картинка «Рыбка», которую они помешают на картон в «озеро»).

Педагог: В царстве животных обитают рыбы. Рыбы – это животные, тело которых покрыто скользкой чешуей. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Рыбы бывают пресноводными (обитают в пресной воде – реке, озере, в пруду) и морскими (обитают в соленой воде морей и океанов).

Педагог: Ребята, перед вами лежат спички. Предлагаю выложить из них золотую рыбку.

2.2 Игра: «Выложи из спичек золотую рыбку». (5 мин.)

Ребята под музыку выкладывают из спичек рыбку.

2.3. Введение нового образовательного материала (3 мин).

Педагог: Только Василиса собралась отправиться в замок, как почувствовала, что что-то холодное и влажное коснулось ее ноги:

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зеленая скажу,

Дом на речке и в пруду.

Педагог: Кто же это?

Ответы детей:……..

Педагог: Лягушка – это земноводное. Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная. Часть жизни они проводят на земле (на суше), а часть – в воде. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны.

(Дети получают картинку «лягушку» и прикрепляют ее рядом с «озером» на картон).

Педагог: Ребята, а как передвигаются лягушки?

Ответы детей:…….

Педагог: Сейчас я предлагаю нам попробовать попрыгать как лягушки.

2.4. Игра: «Попрыгай как лягушка» (3 мин.).

Ребята под музыку прыгают как лягушки.

2.5. Введение нового образовательного материала (2 мин.).

Педагог: Как оказалось, лягушка не просто так выпрыгнула из воды. Она решила подкрепиться. Василиса услышала чей-то тоненький писк (раздается писк комара).

Педагог: Ребята, вы догадались, кто это пищит?

Ответы детей:……

Педагог: Василиса увидела комара. Комар – это насекомое. Насекомые – это животные, у которых три пары ножек (то есть всего шесть) и тело четко делится на три части: голова, грудь, брюшко.

2.6. Игра «Дорисуй насекомое» (5 мин.).

На доске появляется незаконченный рисунок насекомого. Ребятам предлагается дорисовать насекомое. Обсуждаем вместе с детьми их рисунки.

2.7.Введение нового образовательного материала (1 мин).

Педагог: Насекомые – многочисленные представители царства животных. Они обитают и на земле, и в воде, и в воздухе, и под землей. К насекомым мы относим: жуков, бабочек, пчел, кузнечиков.

(Дети приклеивают комара на картон).

3.Физкультминутка и перерыв (10 мин.).

Педагог: Ребята, предлагаю нам немного отдохнуть и потанцевать вместе с веселым ежиком.

(Ребята повторяют забавные движения танцующего ежика из видеоролика).

4. Основная часть занятия (18 мин.)

4.1. Введение нового образовательного материала (18 мин.).

Педагог: Немного потанцевали, отдохнули, теперь давайте посмотрим, что же делает наша Василиса.

А Василиса, тем временем, услышала чудесное пение (звучит песня соловья).

Прекрасная мелодия доносилась со стороны большого дерева.

(Детям выдается картинка «дерево», которую они приклеивают рядом с «замком»).

Педагог: Ребята, вы догадались, кто исполняет эту прекрасную мелодию?

Ответы детей:…….

Педагог: Это соловей.

(Дети помещают картинку «соловья»  на «дерево»).

Педагог: Соловей – это птица. Птицы тоже являются жителями царства животных. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, они откладывают яйца. Вместо передних конечностей – крылья. Большинство из них умеют летать. Мир птиц очень разнообразен: встречаются лесные птицы (дятел, иволга), водоплавающие птицы (гуси, лебеди, утки) и даже такие птицы, которые и вовсе не умеют летать (пингвин).

Педагог: Заслушалась Василиса пение соловья, да присела на камень, который лежал под деревом. Вдруг этот камень ожил!!! Ребята, вы знаете, кто же это?

Ответы детей:…..

(Ребята помещают картинку «черепаха» под дерево).

Педагог: Черепаха – это пресмыкающееся животное. Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Всю свою жизнь они ползают – «пресмыкаются». К пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы.

Педагог: Пошла Василиса по дорожке к замку и увидела чьи-то петляющие следы (появляется слайд с изображением следов зайца).

Педагог: Дети, знаете ли вы, кто здесь пробегал?

Ответы детей:….

Педагог: Следы на дорожке оставил зайчик. (Дети приклеивают картинку «зайчик» на картон).

Заяц – это зверь. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Они рождают живых детенышей и выкармливают молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

Педагог: Ребята, а каких зверей вы знаете?

Ответы детей:…

5. Заключительная часть (10 мин).

5.1. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Педагог: Ребята, давайте посмотрим, какое царство у нас получилось.

В нашем царстве живут рыбы, земноводные (лягушка), насекомые (комар), птицы (соловей), пресмыкающиеся (черепаха) и звери (зайчик).

(На столе появляются игрушки-животные).

Педагог: Очень понравилось Василисе в Царстве Животных. Грустно ей стало. Как вы думаете, ребята, может ей стоит остаться в этом царстве жить?

Ответы детей:……

Педагог: Подумала Василиса и решила остаться. Ведь человек – тоже относится к царству животных. Люди и животные должны жить вместе в гармонии друг с другом!

5.2. Завершение занятия (5 мин.).

Педагог: Наше занятие-путешествие подошло к концу. Попрощаемся с жителями царства животных.

Завершение занятия. Уборка рабочих мест.

                                           

Используемая литература.

1. Анатомия насекомых/ Т. Грин; Пер. с англ. А.А. Петяевой; - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

2. Афонькин С.Ю. / Жизнь в пресной воде.- СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2003.

3. Бровкина Е.Т. Рыбы наших водоемов.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.

4. Большая книга животных. – М.: «Белый город», 2007

5. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

6. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Млекопитающие. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

7. Животные. Энциклопедия для детей.- М.: «Махаон», 2004.

8. Рыбы/ Пер.с англ. С. Анисимова. – М.: «Премьера», «Астрель», АСТ, 2000.

9. Рептилии и амфибии/ Пер. с англ. С. Анисимова.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Используемые Интернет-ресурсы.

http://razdeti.ru/

http://www.numama.ru/

https://yandex.ru/images

Приложение

C:\Users\Пользователь\Desktop\komar5660.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\rybka_no_15.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\skazdom12.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\LTdon79ac.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\A-Shady-Oak-Tree-Coloring-Page.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\frog8.gifC:\Users\Пользователь\Desktop\1230060385_raskraska_rssrrrjosr_45.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\singing-nightingale-coloring-page.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\Раскраска-Василиса-премудрая-вторая547.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\2075394_risunki-zaichiki-karandashom.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»

Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности   по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"

Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»

         Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и  образовательных конструкторов LEGO  как инст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...

Занятие по дополнительной развивающей программе "Юный эколог" "Будь природе другом"

             Занятие №11      «Будь природе другом»Цель: развитие экологической культуры у детей  школьного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"

Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход...