ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
рабочая программа
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Актуальна и экологическая направленность занятий. Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный турист ХМАО»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог-организатор
Мунтян Анастасия Ивановна
2022 год
Оглавление
1.2. Цель и задачи Программы 5
1.4. Срок реализации Программы 7
1.7. Формы аттестации обучающихся и оценочные материалы 9
2.1. Учебный (тематический) план 10
2.2. Содержание учебного (тематического) плана 11
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13
3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы 13
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный турист ХМАО» для обучающихся 8-11 лет разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. от 06.10.2009, № 373);
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
- письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
- письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях ".
- сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
В приказе Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 сказано, что основными задачами реализации программы предметной области «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данные задачи можно решать посредством проектирования и реализации программ внеурочной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 августа 2021 года № 289-п «О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (протокол заседания от 30 сентября 2021 года), патриотическое воспитание юных граждан России является актуальным и приоритетным.
1.1. Актуальность Программы
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Актуальна и экологическая направленность занятий. Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность, туризм), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
- осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
- укреплять семейные отношения.
1.3. Категория обучающихся
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8–11 лет.
1.4. Срок реализации Программы
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения.
Предполагаемый численный состав учебной группы 10 - 15 человек.
1.5. Форма и режим занятий
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий- аудиторные и внеаудиторные (очные экскурсии).
Форма организации занятий – в группах.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий – по 60 минут.
Формы проведения:
- познавательные беседы;
- открытые мероприятия (занятия, тематические праздники);
- интеллектуальные, физические игры, викторины, тесты;
- экскурсии;
- встречи и беседы со старожилами, земляками ХМАО.
1.6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.
1.7. Формы аттестации обучающихся и оценочные материалы
Вид контроля | Периодичность | Формы аттестации и контроля | Используемые оценочные материалы | Способы фиксации результатов | Критерии оценивания |
Начальный контроль | На вводном занятии в начале учебного года | Тестирование, беседа | Тест, опросник | Результат тестирования фиксируется в индивидуальных карточках учащихся | Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень |
Текущий контроль | На каждом занятии | Опрос, контрольное упражнение или задание, система самооценивания | Критерии оценки работ и упражнений | Фиксация результатов не предусмотрена | Оценка не предусмотрена |
Промежуточный контроль | Не реже 1 раза в месяц | Участие в соревнованиях, конкурсах | В соответствии с положением о мероприятии | Итоговые протоколы мероприятия | Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень |
Итоговый контроль | В конце учебного года | Выполнение индивидуального задания. Зачетная работа. | Требования к проверочной работе, конкурсной деятельности и отчетам по ним | Результат работы фиксируется в индивидуальных карточках учащихся | Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень |
Формы контроля и система оценивания
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
Осуществление самооценки в конце каждого занятия с помощью «Листа контроля».
Цветовое решение самооценивания
- Самооценка
Оранжевый | Голубой | Фиолетовый |
Любопытно | Интересно | Полезно |
- Оценка работы группы
Зеленый | Желтый | Красный |
Достаточно активна | Согласованная | Не очень активна |
- Впечатление от занятия
Зеленый | Желтый | Красный |
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Теория (часов) | Практика (часов) | Формы контроля |
1 | Край, в котором я живу | 17 | 7 | 10 | Анализ произведений; подготовка сообщений; написание сочинений; экскурсия. |
2 | Главная водная артерия Сибири | 18 | 9 | 9 | Конкурс рисунков; создание буклетов; написание сочинения. |
3 | Устное народное творчество народов Севера | 15 | 6 | 9 | Конкурс рисунков; конкурс сочинений и загадок; посещение музея. |
4 | Хантыйские праздники и игры | 10 | 4 | 6 | Составление игр; проведение подвижных/ сюжетно-ролевых игр. |
5 | Природа родного края | 17 | 6 | 11 | Составление газет; экскурсия-путешествие. |
ИТОГО | 77 | 32 | 45 | ||
1. Край, в котором я живу.
Цель: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.
2. Главная водная артерия Сибири.
Цель: расширение представлений детей о реке Обь. Продолжать знакомить детей с жизнью реки Оби и её обитателями, ролью реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц.
3. Устное народное творчество народов Севера.
Цель: приобщить детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды). Развитие творческой индивидуальности детей на основе изучения обычаев и традиций народа ханты и манси. Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
4. Хантыйские праздники и игры.
Цель: знакомить детей с национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ханты и манси, через национальные игры, песни, танцы.
5. Природа родного края.
Цель: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
Узнать основные породы деревьев, парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
№ п/п | Тема | Часы | Содержание теоретической части | Практическая часть | Раздел |
1.1 | Введение. Мой дом — Югра | 2 ч. | Расположение Югры, описание. | Нахождение на карте России округа. | Край, в котором я живу |
1.2 | Мой адрес -Сибирь | 3 ч. | Значение округа для страны. | Сочинение «Каким я вижу наш округ в будущем». | |
1.3 | Облик родной земли |
| Описание родного края в различных произведениях. | Собрание самых красочных произведений о крае. | |
1.4 | Мой дом на карте России | 3 ч. | История заселения Югры. | Сообщения о первооткрывателях. | |
1.5 | Геральдика Югры | 3 ч. | Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления. | Экскурсия по памятным местам родного города. Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?». | |
2.1 | Река Обь – многогранная и незабываемая | 3 ч. | Река Обь. Протяженность и основные притоки. | Конкурс рисунков «Обь-кормилица». |
|
2.2 | Река кормилица. | 9 ч. | Основное «население» Оби. | Составление буклетов «Береги природу Оби». | |
2.3 | Приглашаем в путешествие по реке | 6 ч. | Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды. | Сочинение «Матушка – Обь». | |
3.1 | «Всё о сказках и не только» |
| Герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы. | Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам. | Устное народное творчество народов Севера |
3.2 | Пословицы и поговорки народов ханты | 4 ч. | Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами. | Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. | |
3.3 | Загадки народов Югры | 4 ч. | Загадки коренных народов. | Конкурс на самую лучшую загадку. Посещение Музейно-культурного центра «Центр малочисленных народов Севера». | |
4.1 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 6 ч. | Медвежий праздник |
| Хантыйские праздники и игры |
4.2 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | Вороний праздник | |||
4.3 | Игры народов ханты и манси. |
| Разнообразие хантыйских игр. | Составление игр для других классов. Проведение подвижных игр «Хантыйские забавы». | |
5.1 | Югорский лес весной | 3 ч. | Сезонные изменения в природе. | Создание газеты «Весенний Север». Экскурсия-путешествие в лес/лесопарк. |
|
5.2 | Многообразие растительного мира Югры | 4 ч. |
| Создание газеты «Живой мир Югры». | |
5.3 | Многообразие животного мира Югры | 4 ч. | |||
5.4 | Красная книга Югры | 6 ч. | Животные, под охраной закона. | Создание газеты «Красная книга Югры». | |
Обобщение | 1 ч. | Обобщающая проверочная работа. | Конкурс знатоков родного края. |
По окончанию дополнительной общеразвивающей программы обучения учащиеся должны:
Знать:
- Общие сведения об истории родного города, района, округа;
- Различать символику районов, ХМАО — Югры;
- Основные социальные объекты и достопримечательности;
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
- Выказывать точку зрения, умение слушать других;
-Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, самостоятельная работа, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность.
Технологии: технология интерактивного обучения; технология развивающего воспитания и обучения; здоровьесберегающие; игровые; компьютерные; проектные; технология развития критического мышления; проектная деятельность; обучение в сотрудничестве; исследовательская деятельность.
Организационные формы обучения: индивидуально-групповая, групповая, коллективная; учебное занятие, игра, экскурсии, походы.
Дидактический материал: видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, литература.
Формы подведения итогов по каждому разделу: опрос, тестирование, презентация творческих работ, проекты, участие в выставках и конкурсах.
Методическое обеспечение Программы:
• викторины и творческие задания по основным темам;
• материал для проверки знаний;
• перечень практических работ;
• программы проведения различных соревнований;
• специальная и методическая литература.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зашихин Е.С., Киричек Е.А. Проснякова Т.Н. «Моя Югра. Край, в котором я живу» -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019.- 80с.: цв. Ил.
- Карцев В. Рыба Оби и Иртыша. Югра №5, 2004. – 51 с.
- Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б.Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
- Куриков В.М. Окно в Югру. Атлас-путуводитель.
- Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990г.
- Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000г.
- Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
- Прокопьев И. Удивительный народ – ханты. - Югра №2, 1995. – 4 с.
- Рихтер О. Зелёная аптека Югры. - Югра №№1-12, 1995.
- Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
- Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.
- Тимофеев Г. Музы народов Югры, 1997.
- Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988г.
- Царенко Т.М. Сборник стихов о природе для детей. Ханты-Мансийс, 2009.
- Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
- Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю.А.Дорохов; ред. Ю.В.Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» разработана нами для туристской секции. Данная программа согласованна с районным методистом. Основная цель обр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»
Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и образовательных конструкторов LEGO как инст...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе "Юный эколог". Тема: "Экологическая тропа"
laquo;Экологическая тропа» Экскурсия в парк.Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах...
