ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
рабочая программа

Мунтян Анастасия Ивановна

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Актуальна и экологическая направленность занятий. Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный турист ХМАО»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8 - 11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

педагог-организатор

Мунтян Анастасия Ивановна

2022 год


Оглавление

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1.1. Актуальность Программы        5

1.2. Цель и задачи Программы        5

1.3. Категория обучающихся        7

1.4. Срок реализации Программы        7

1.5. Форма и режим занятий        7

1.6. Планируемые результаты        7

1.7. Формы аттестации обучающихся и оценочные материалы        9

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        10

2.1. Учебный (тематический) план        10

2.2. Содержание учебного (тематического) плана        11

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        13

3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы        13

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Юный турист ХМАО» для обучающихся 8-11 лет разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. от 06.10.2009, № 373);

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

- письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».

- письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях ".

- сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

В приказе Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 сказано, что основными задачами реализации программы предметной области «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Данные задачи можно решать посредством проектирования и реализации программ внеурочной деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 августа 2021 года № 289-п «О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (протокол заседания от 30 сентября 2021 года), патриотическое воспитание юных граждан России является актуальным и приоритетным.

1.1. Актуальность Программы

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Актуальна и экологическая направленность занятий. Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель программы: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность, туризм), для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

- формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

- познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

- осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

- укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;

- укреплять семейные отношения.

1.3. Категория обучающихся

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8–11 лет.

1.4. Срок реализации Программы

Данная Программа рассчитана на 1 год обучения.

Предполагаемый численный состав учебной группы 10 - 15 человек.

1.5. Форма и режим занятий

Форма обучения – очная.

Форма проведения занятий- аудиторные и внеаудиторные (очные экскурсии).

Форма организации занятий – в группах.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятий – по 60 минут.

Формы проведения:

- познавательные беседы;

- открытые мероприятия (занятия, тематические праздники);

- интеллектуальные, физические игры, викторины, тесты;

- экскурсии;

- встречи и беседы со старожилами, земляками ХМАО.

1.6. Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности, т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.

1.7. Формы аттестации обучающихся и оценочные материалы

Вид контроля

Периодичность

Формы аттестации и контроля

Используемые оценочные материалы

Способы фиксации результатов

Критерии оценивания

Начальный контроль

На вводном занятии в начале учебного года

Тестирование, беседа

Тест, опросник

Результат тестирования фиксируется в индивидуальных карточках учащихся

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Текущий контроль

На каждом занятии

Опрос, контрольное упражнение или задание, система самооценивания

Критерии оценки работ и упражнений

Фиксация результатов не предусмотрена

Оценка не предусмотрена

Промежуточный контроль

Не реже 1 раза в месяц

Участие в соревнованиях, конкурсах

В соответствии с положением о мероприятии

Итоговые протоколы мероприятия

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Итоговый контроль

В конце учебного года

Выполнение индивидуального задания. Зачетная работа.

Требования к проверочной работе, конкурсной деятельности и отчетам по ним

Результат работы фиксируется в индивидуальных карточках учащихся

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Формы контроля и система оценивания

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.

Осуществление самооценки в конце каждого занятия с помощью «Листа контроля».

Цветовое решение самооценивания

  1. Самооценка

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Любопытно

Интересно

Полезно

  1. Оценка работы группы

Зеленый

Желтый

Красный

Достаточно активна

Согласованная

Не очень активна

  1. Впечатление от занятия  

Зеленый

Желтый

Красный

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Название раздела

Всего часов

Теория (часов)

Практика (часов)

Формы контроля

1

Край, в котором я живу

17

7

10

Анализ произведений; подготовка сообщений; написание сочинений; экскурсия.

2

Главная водная артерия Сибири

18

9

9

Конкурс рисунков; создание буклетов; написание сочинения.

3

Устное народное творчество народов Севера

15

6

9

Конкурс рисунков; конкурс сочинений и загадок; посещение музея.

4

Хантыйские праздники и игры

10

4

6

Составление игр; проведение подвижных/ сюжетно-ролевых игр.

5

Природа родного края

17

6

11

Составление газет; экскурсия-путешествие.

ИТОГО

77

32

45

1. Край, в котором я живу.

Цель: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.

2. Главная водная артерия Сибири.

Цель: расширение представлений детей о реке Обь. Продолжать знакомить детей с жизнью реки Оби и её обитателями, ролью реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц.

3. Устное народное творчество народов Севера.

Цель: приобщить детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды). Развитие творческой индивидуальности детей на основе изучения обычаев и традиций народа ханты и манси. Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

4. Хантыйские праздники и игры.

Цель: знакомить детей с национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ханты и манси, через национальные игры, песни, танцы.

5. Природа родного края.

Цель: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.

Узнать основные породы деревьев, парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

2.2. Содержание учебного (тематического) плана

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части

Практическая часть

Раздел

1.1

Введение.

Мой дом — Югра

2 ч.

Расположение Югры, описание.

Нахождение на карте России округа.


Край, в котором я живу




1.2

Мой адрес -Сибирь

3 ч.

Значение округа для страны.

Сочинение «Каким я вижу наш округ в будущем».

1.3

Облик родной земли


6 ч.

Описание родного края в различных произведениях.

Собрание самых красочных произведений о крае.

1.4

Мой дом на карте России

3 ч.

История заселения Югры.

Сообщения о первооткрывателях.

1.5

Геральдика Югры

3 ч.

Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления.

Экскурсия по памятным местам родного города. Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?».

2.1

Река Обь – многогранная и незабываемая

3 ч.

Река Обь. Протяженность и основные притоки.

Конкурс рисунков «Обь-кормилица».



Главная водная артерия Сибири


2.2

Река кормилица.
Проект

9 ч.

Основное «население» Оби.

Составление буклетов «Береги природу Оби».

2.3

Приглашаем в путешествие по реке

6 ч.

Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды.

Сочинение «Матушка – Обь».

3.1

«Всё о сказках и не только»
Проект


7 ч.

Герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы.

Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
Составление книжки собственных сказок.



Устное народное творчество народов Севера

3.2

Пословицы и поговорки народов ханты

4 ч.

Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами.

Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.

3.3

Загадки народов Югры

4 ч.

Загадки коренных народов.

Конкурс на самую лучшую загадку.

Посещение Музейно-культурного центра «Центр малочисленных народов Севера».

4.1

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)


6 ч.

Медвежий праздник


Сюжетно – ролевые игры.



Хантыйские праздники и игры

4.2

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

4.3

Игры народов ханты и манси.
Проект


4 ч.

Разнообразие хантыйских игр.

Составление игр для других классов.

Проведение подвижных игр «Хантыйские забавы».

5.1

Югорский лес весной

3 ч.

Сезонные изменения в природе.

Создание газеты «Весенний Север».

Экскурсия-путешествие в лес/лесопарк.




Природа родного края


5.2

Многообразие растительного мира Югры

4 ч.



Животный и растительный мир Югры.


Создание газеты «Живой мир Югры».

5.3

Многообразие животного мира Югры

4 ч.

5.4

Красная книга Югры
Проект

6 ч.

Животные, под охраной закона.

Создание газеты «Красная книга Югры».

Обобщение

1 ч.

Обобщающая проверочная работа.

Конкурс знатоков родного края.

По окончанию дополнительной общеразвивающей программы обучения учащиеся должны:

Знать:

- Общие сведения об истории родного города, района, округа;

- Различать символику районов, ХМАО — Югры;

- Основные социальные объекты и достопримечательности;

- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Уметь:

- Выказывать точку зрения, умение слушать других;

-Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы

Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, самостоятельная работа, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.

Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность.

Технологии: технология интерактивного обучения; технология развивающего воспитания и обучения; здоровьесберегающие; игровые; компьютерные; проектные; технология развития критического мышления; проектная деятельность; обучение в сотрудничестве; исследовательская деятельность.

Организационные формы обучения: индивидуально-групповая, групповая, коллективная; учебное занятие, игра, экскурсии, походы.

Дидактический материал: видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, литература.

Формы подведения итогов по каждому разделу: опрос, тестирование, презентация творческих работ, проекты, участие в выставках и конкурсах.

Методическое обеспечение Программы:

• викторины и творческие задания по основным темам;

• материал для проверки знаний;

• перечень практических работ;

• программы проведения различных соревнований;

• специальная и методическая литература.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зашихин Е.С., Киричек Е.А. Проснякова Т.Н. «Моя Югра. Край, в котором я живу» -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019.- 80с.: цв. Ил.
  2. Карцев В. Рыба Оби и Иртыша. Югра №5, 2004. – 51 с.
  3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б.Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
  4. Куриков В.М. Окно в Югру. Атлас-путуводитель.
  5. Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990г.
  6. Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000г.
  7. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
  8. Прокопьев И. Удивительный народ – ханты. - Югра №2, 1995. – 4 с.
  9. Рихтер О. Зелёная аптека Югры. - Югра №№1-12, 1995.
  10. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
  11.  Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.
  12.  Тимофеев Г. Музы народов Югры, 1997.
  13.  Хантыйско-русский словарь. Л.: Просвещение, 1988г.
  14.  Царенко Т.М. Сборник стихов о природе для детей. Ханты-Мансийс, 2009.
  15.  Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
  16.  Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю.А.Дорохов; ред. Ю.В.Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» разработана нами для туристской секции. Данная программа согласованна с районным методистом. Основная цель обр...

Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»

Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»

Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности   по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"

Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»

         Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и  образовательных конструкторов LEGO  как инст...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...