Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист»
рабочая программа по физкультуре по теме

Кизиляева Екатерина Юрьевна

 

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» разработана нами для туристской секции. Данная программа согласованна с районным методистом. 

Основная цель образовательной программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами спортивного туризма, формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Срок реализации: 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_turistskogo_kruzhka_-_soglasovannaya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО:                                                                Утверждено:

На педагогическом совете                                                 Директором школы

«28» декабря 2012г.                                                                              _________________

Протокол №        4                                                                 Фетисовой И.В.

                                                                        «28» декабря 2012г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей «Юный турист»

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель программы:

Кизиляева Екатерина Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Учебно-тематический план 1 год обучения

Содержание 1год обучения

Учебно-тематический план 2 год обучения

Содержание 2 год обучения

Методическое обеспечение образовательной программы

Материально-техническое обеспечение

Список использованной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» имеет физкультурно- спортивную направленность.

Педагогическая целесообразность заключается в формировании потребности вести здоровый образ жизни средствами спортивного туризма.

Актуальность образовательной программы в том, что изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии и гиподинамии, занятия спортивным туризмом являются их профилактикой.

Отличительная особенность программы от уже существующих - это изучение различных видов туризма, а так же совершенствование общей физической подготовки. Кроме того в целях освоения программы предполагается использование информационных компьютерных техлогий (ИКТ).

Основная цель образовательной программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами спортивного туризма, формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

1.Обучающие:

- познакомить с историей и особенностями спортивного туризма;

- обучить  умениям и навыкам  спортивного туризма;

- ознакомление  с основными понятиями и терминологией

2. Развивающие:

- развивать общую культуру личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формировать техническую и тактическую подготовку;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- способствовать развитию физических способностей

3. Воспитательные

- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости;

- привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности;

-воспитание чувства ответственности за свои действия, дисциплинированности, взаимопомощи

Образовательная программа «Юный турист» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-12 лет. Набор в группу осуществляется по желанию, основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.

На 1 и 2 году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в год - 144 часа.

Количество детей по годам обучения:

1 год обучения – 15 человек (7-11 лет)

2 год обучения -12 человек (8- 12  лет)

Формы организации деятельности:

  • групповые;
  • звеньевые;
  • индивидуально-групповые;

Формы организации занятий:

  • беседа;
  • тестирование;
  • практические занятия;
  • теоретические занятия;
  • открытые уроки;
  • соревнования;
  • экскурсии;
  • учебно-тренировочные сборы;
  • поход

По окончании обучения учащиеся будут

  1. знать:

- правила техники безопасности;

- комплекс общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- основы личной гигиены;

- основы ориентирования на местности;

- теоретические сведения в области спортивно- оздоровительного туризма;

- туристскую терминологию

  1. уметь:

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

-  самостоятельно проводить разминку, закаливание,

-  работать с топографической и спортивной картой;

Ожидаемые результаты и способы их  проверки:

- тестирования по общей и специальной физической подготовке;

- участие в походах;

- участие в соревнованиях различного уровня  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основы туристской подготовки

28

16

12

3

Топография и ориентирование

30

14

16

4

Краеведение

16

12

4

5

Основы гигиены и доврачебная помощь

22

10

12

6

Общая и специальная физическая подготовка

44

6

38

7

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

60

84

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Туризм. Определения. Типы, виды, формы туризма.  Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы туристской подготовки.

Теория.  Туристские путешествия, история развития туризма. Понятие о спортивном туризме.   Воспитательная роль туризма. Личное и групповое туристское снаряжение. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Подготовка к походу. Туристские слеты и соревнования. Питание в походе. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на соревнованиях.

Практика. Личное и групповое туристское снаряжение: выбор снаряжения, укладка рюкзака, установка палатки.  Подготовка к походу. Туристские должности. Правила движения в походе, преодоление препятствий. Разработка маршрута следования. Составление меню- раскладки. Участие в соревнованиях.

3. Топография и ориентирование.

Теория. Понятие о топографической и спортивной карте. Масштаб.  Условные знаки. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах.  Способы ориентирования.  Стороны горизонта. Компас. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Ориентирование с помощью карты в походе.  Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Ориентирование по местным предметам. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков.   Работа с компасом. Ориентирование карты по компасу. Измерение расстояний.  Приближённое определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения. Проведение игр и соревнований по ориентированию.

4. Краеведение.

Теория.  Ленинградская область и ее  природные особенности.  Памятники истории и культуры. Музееведение.   Охрана природы и памятников культуры. Краеведческая  деятельность. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира.  Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте.  Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. Организация и проведение экскурсий по Ленинградской области. Изучение краеведческой литературы, составление рефератов.

5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Теория. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.   Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Походная медицинская аптечка. Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.  Оказание первой помощи  при травмах. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.   Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Хранение и транспортировка аптечки. Способы обеззараживания питьевой воды.  Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

6. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория.  Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

Самоконтроль.  Дневник самоконтроля.  Ежедневные индивидуальные занятия членов группы. Общая физическая подготовка.  Специальная физическая подготовка. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.   Выполнение упражнений общей физической подготовки. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Лёгкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.  Специальная физическая подготовка. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Выполнение упражнений специальной физической подготовки. Развитие выносливости.

7. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основы туристской подготовки

28

12

16

3

Топография и ориентирование

30

10

20

4

Краеведение

16

8

8

5

Основы гигиены и доврачебная помощь

12

4

8

6

Общая и специальная физическая подготовка

44

6

38

7

Начальная инструкторская подготовка

10

4

6

8

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

144

48

96



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. год обучения

Основными отличительными особенностями второго года обучения от первого является то, что задания усложняются и усовершенствуются (этап углубленного обучения). Введена начальная инструкторская подготовка.

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.

2.Основы туристской подготовки.

Теория. Туристские путешествия, история развития туризма. История развития туризма в России.  Характеристика каждого вида туризма. Типы, формы туризма. Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью. Личное и групповое снаряжение. Требования к туристскому снаряжению: прочность, лёгкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Подготовка личного снаряжения к походу с учётом сезона, условий похода. Ремонтный набор.  Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Требования к месту бивака: жизнеобеспечение; безопасность; комфортность. Установка палатки в различных условиях. Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Хранение кухонных и костровых принадлежностей. Оборудование места для приёма пищи. Правила работы дежурных по кухне.

Выбор места бивака. Развёртывание и свёртывание лагеря. Установка палаток в различных условиях. Подготовка к походу.

Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов. Понятие о тактике в туристском походе.  Использование специального снаряжения.

Опасности в туризме: субъективные и объективные. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.   Подведение итогов туристского путешествия. Разбор действий участников в походе и группы в целом. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Туристские слёты и соревнования.

Классификация соревнований.  Условия проведения соревнований. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения. Установка палатки.

Самостоятельное разведение  костров различных типов.  Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Самостоятельная работа по развёртыванию и свёртыванию лагеря.  Составление меню и списка продуктов.  Участие в выборе района соревнований, слёта.   Участие в соревнованиях.

3. Топография и ориентирование.

Теория. Топографическая и спортивная карта.  Виды топографических карт и основные сведения о них.  Условные знаки топографических карт. Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Виды спортивных карт. Условные знаки спортивных карт. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Компас.

Ориентирование по карте и компасу. Азимут. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов. Порядок действий в случае потери ориентировки. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту.  Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Обязанности участников соревнований. Соревнования по ориентированию в заданном направлении. Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности, характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию. Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слётов и соревнований. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.  Упражнения на запоминание условных знаков. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Работа с компасом. Измерение длины шага. Упражнения по отработке автоматизма при счёте шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности.  Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты.  Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристскому ориентированию в качестве участника.

4. Краеведение.

Теория. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом.   Край в период Великой Отечественной войны. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Деятельность по охране природы в условиях похода. Изучение и охрана памятников истории и культуры. Использование памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.  Растения и животные. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.  Изучение района путешествия. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом района путешествия. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Проведение краеведческих наблюдений. Сбор гербариев.

5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Теория. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Ушибы, ссадины, потёртости.   Приёмы транспортировки пострадавшего.

Практика. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Применение средств личной гигиены на тренировках и в походах. Формирование походной аптечки. Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего, изготовление носилок.

6. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория.  Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.    Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Субъективные данные самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля. Спортивный массаж. Упражнения из различных видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта и др.  Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Выполнение упражнений общей физической подготовки. Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища для формирования правильной осанки: из различных исходных положений – наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лёжа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Упражнения с предметами: упражнения с короткой и длинной скакалкой – прыжки с вращением скакалки вперёд, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), с поворотами и приседаниями.

Элементы акробатики. Кувырки (вперёд, назад, в стороны) в группировке, полушпагат, кувырок вперёд с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперёд).

Подвижные игры и эстафеты.

Лёгкая атлетика. Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на этих же дистанциях. Бег на 400 м. Бег по пересечённой местности. Интервальный и переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной прыжок и многоскоки. Метание гранаты.

Лыжный спорт. Изучение техники поворотов на месте и в движении.    Разучивание приёмов падения в экстренных ситуациях. Гимнастические упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, лестница, скамейка, перекладина, брусья. Опорные и простые прыжки с мостика через козла, коня. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

Выполнение упражнений специальной физической подготовки. Упражнения на развитие выносливости. Бег в равномерном темпе до 5 мин. Марш-броски и туристские походы (однодневные). Многократное пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам. Упражнения со скакалкой в заданном темпе. Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперёд. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками.

Упражнения со скакалкой. Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м. Различные игры и игровые упражнения. Упражнения для развития ловкости и прыгучести. Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки через коня, козла. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег-прыжки и прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы. Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Подъём по гимнастической лестнице, стенке. Подъём по крутым склонам оврагов. Элементы скалолазания. Игры: баскетбол, гандбол, футбол со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Участие в преодолении туристской полосы препятствий. Упражнения для развития силы. Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лёжа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения. Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища. Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами. Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до угла 90 градусов и др.

Упражнения для развития гибкости. Ходьба с выпадами, перекрестным шагом. Пружинистые приседания в положении выпада, полушпагат, шпагат. Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперёд, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами.  Отведение ног и рук в различных упражнениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и ногами с расслаблением мышц при взмахе вперёд, назад, в стороны. Махи руками (свободно опущенными) при повороте туловища. Наклоны вперёд, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Встряхивание рук, ног на месте и в движении. Упражнения на восстановление дыхания – глубокий вдох и продолжительный выдох.

7. Начальная инструкторская подготовка.

Теория.  Обязанности членов туристской группы по должностям. Инструктаж по безопасности. Заместитель командира по питанию.  Заместитель командира по снаряжению. Подготовка снаряжения к походу. Проводник (штурман).  Нанесение на карту дополнительной информации. Краевед.  Санитар.   Контроль над соблюдением гигиенических требований в походе. Ремонтный мастер. Фотограф.    Изучение маршрута.

Оказание помощи руководителю группы в подборе литературы, картографического материала по району совершения похода. Подготовка общественного снаряжения и контроль правильности подбора личного снаряжения. Соблюдение режима движения. Организация бивачных работ. Инструктаж по технике безопасности.

Практика.  Выполнение обязанностей по должностям. Выполнение общественных поручений в коллективе. Выполнение обязанностей помощника руководителя в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

8. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации.

Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п

тема занятий

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Используемые материалы

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Методы: словесный, наглядный

Приемы: объяснение

Мультимедиа-проектор; компьютер

Опрос

2

Основы туристской подготовки

Теория, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература.

Мультимедиа-проектор, Туристский инвентарь, специальное снаряжение. Туристский инвентарь

Обобщение знаний и тестирование

3

Топография и ориентирование

Теория, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература

Мультимедиа-проектор, компасы, карты. Туристский инвентарь

Обобщение знаний и тестирование

4

Краеведение

Теоретические, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература

Мультимедиа-проектор, карты.

Обобщение знаний и тестирование

5

Основы гигиены и доврачебная помощь

Теоретические, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Методическая литература:

специальная литература.

Средства для оказания первой помощи

Обобщение знаний и тестирование

6

ОФП и СФП        

Теоретические, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Мультимедиа-проектор, спортивный инвентарь; Магнитофон, CD диски

Обобщение знаний и тестирование

7

Начальная инструкторская подготовка

Теоретические,, практические занятия

Методы: словесный, наглядный практический

Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий.

Мультимедиа-проектор,

Обобщение знаний и тестирование

8

Итоговое занятие

Беседа

Словесный

Мультимедиа-проектор,

грамоты

опрос

Материально-техническое обеспечение:

- пришкольная территория;

- спортивный зал;

- раздевалки  - 2 шт;

- душ - 2 шт

- компьютер/планшетный-компьютер  - 1 шт;

- проектор -  1 шт;

- веревка 60м. диаметр 10мм – 2 шт.

- обвязка нижняя -15 шт.

- карабины – 20 шт.

- оборудование для КП – 20 шт.

- походная медицинская аптечка – 5 шт.

- компас – 15 шт.

- карта пришкольной территории – 15 шт.

- шлем – 15 шт.

- палатка 4-х местная- 4 шт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1.Алешин В. М, Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

2. Аппенянский А.И.  Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме. М.: Издательство: Советский спорт, 2006, 169 с.

3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». – М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.

4. Губаненков С Обеспечение безопасности туристскихпоходов и соревнований подростков /Под ред. Губаненкова С. М. Спб.: Издательский дом «Петропролис», 2007

5. Дрогов И.А. «Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие». – М., ФЦДЮТиК, 2004. – 132 с.

6. Константинов Ю.С Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма. Учебное пособие. Москва Издательство: Советский спорт, 2009, 392 с.

7. Маслов А.Г. «Юные инструкторы туризма» Программа для системы дополнительного образования детей. Москва, ЦДЮТиК, 2002 г.

8. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов. Б.И.Мишин; под общей ред. А.Т.Смирнова. – М., Просвещение, 2001. – 160 с.

9. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. Учебник., М.,2008, - 464с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

2.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». – М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.

3.Волович В.Г. «Академия выживания». – М., Толк, 1995. – 368 с.

4.Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., С.К.Шойгу, Шолох В.П. «Катастрофы и человек».–М., АСТ-ЛТД, 1997.–256 с.

5.Гостюшин А. В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций» - М., изд. «Зеркало», 1995.

6.Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. – М., Вече, 1997. – 448 с.

7.Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». – М.. Просвещение, 1991.

8.Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». – М., Изд-во Эксмо, 2003. – 576 с.

9.Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

10.Карманная энциклопедия туриста./ Автор-сост. Шабанов А.Н. – М., «Вече», 2000.

11.Краткий справочник туриста. Автор-составитель Штюрмер Ю.А., М., Профиздат, 1985.

12.Куликов В. М., Ротштейн Л. М., Константинова Ю.В. «Словарь юного туриста» - М., ЦДЮТ, 2003. – 76 с.

13.Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин – М.. «Аванта+», 2001.

14.Майсак Г. Н. «Среди нехоженых дорог одна твоя…» - Ногинск МО, Городская станция юных туристов, 1994.

15.Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1997.

16.Рахманова С.М. «Популярная психология для тинейджеров». – Ростов н/Д, Феникс, 2005. – 224 с.

17.Садикова Н.Б. «1000 + 1 совет туристу: Школа выживания». – Минск, Современный литератор, 2000. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа. Юные туристы-многоборцы.

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, направленное на формирование всесторонней гармонично развитой личности.Пр...

Внеурочное занятие объединения «Юный турист – краевед» по теме «Туристический поход»

Тема «Туристический поход»Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов д...

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Кружок « Юный турист – изучаю родной край»Тема занятия:  « Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»

       Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального обра...

Проект "Юный турист"

В данном проекте описывается система работы по подготовке юных туристов к мероприятию....

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Образовательная программа " Юные туристы-краеведы"

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навык...