Внеурочное занятие объединения «Юный турист – краевед» по теме «Туристический поход»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Паромова Алла Александровна

 

Тема «Туристический поход»

Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе; популяризация среди учащихся здорового образа жизни; формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность.

Планируемые образовательные результаты:

   принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_zanyatiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Внеурочное занятие

объединения «Юный турист – краевед»

по теме «Туристический поход»,

проведённое во 2 «А» классе

15. 05. 2013года

Подготовила

учитель начальных классов

Паромова Алла Александровна

2013год

Тема «Туристический поход»

Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе; популяризация среди учащихся здорового образа жизни; формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятельность.

Планируемые образовательные результаты:

   принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу занятия; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки; структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений; коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.

методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru

         Оборудование:  экологические знаки, компьютерная презентация, компасы, карточки для индивидуальной работы, рисунки учащихся.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы  это радостное настроение и творческое настроение не покидало вас в течение всего занятия.

Каждое занятие  – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки, соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Улыбнитесь друг другу.

-- Наша туристская семья сегодня вновь в сборе.  

(Личностные УУД: развивать у учащихся мотивационно - ценностное отношение к учению)

2. Актуализация знаний  учащихся

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Слушайте внимательно мою загадку:

На себе он тяжесть носит,

А устанет – наземь бросит,

 По лесам и по полям

 Тащит больше, чем весит сам.

- Кто это?

Правильно, это турист

 -Дайте определение, кто такой, по– вашему, турист?

* ТУРИСТ – человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности.  

* ТУРИСТ – человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

* ТУРИСТ – тот, кто занимается туризмом; участник похода.

- Сформулируйте тему и цели нашего занятия.

(Регулятивные УУД: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями)

3. Обобщение и систематизация знаний

- Темы занятия:  «Туристический  поход»

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальный поход.

А в поход мы идем на лесную полянку нашего родного посёлка.

- На занятии обобщим ваши туристические и экологические знания.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, не ной, крепись, терпи

И друга поддержи плечом

Надежным будь всегда в пути!

- Важно ли в походе иметь настоящего друга? Почему?

- какие песни о дружбе знаете?

-песня «Если с другом вышел в путь…»

    Каждый турист всегда должен помнить о том, что от его поведения в походе, зависит сохранность главного богатства нашей страны - природы. Каждый, кто собирается в поход, должен знать и выполнять правила туристов.

в группах: сформулировать правила туристов. (на доске экологические знаки)

 - не мусори;

- не шуми;

- не разоряй муравейники;

- не разоряй птичьих гнезд;

- не трогай птенцов;

- не лови насекомых;

- не срывай паутину, не уничтожай пауков;

- не сбивай грибы;

- не забирай домой лесных жителей;

- не ломай ветки;

- не рви цветы;

- не повреждай кору деревьев;

- не вырывай ягодники.

(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

 (Познавательные УУД: логические, решение проблемы.)

     Большое значение в походе имеет снаряжение. Оно должно быть надежным, прочным, удобным, легким. Отгадайте мою загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной (рюкзак).

- Как правильно собрать рюкзак?

- работа в группах: «Собираем рюкзак»

«Собираем рюкзак»

   Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Нужно правильно соединить правую и левую части.

                    Хлеб, сухари      

        К спине

                   Тяжелые предметы                    

       Сверху

               Спальный мешок, одежда          

       На дно

- Кто же прав? (проблемная ситуация)

(Регулятивные УУД: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.)

(Познавательные УУД: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания)

Основные правила укладки рюкзака.

    - рюкзак укладывается накануне похода - вечером, а не утром за час до отхода; собирать вещи нужно обязательно по списку, который составляется за день-два до похода;

    - все вещи должны быть в рюкзаке ;

    - к спине располагаются мягкие вещи;

    - тяжелые вещи класть вниз, а не сверху и ближе к спине;

    - рюкзак должен "расти" вверх, широко прилегать к спине, но не должен быть похож на  шар;

    - не бойтесь туго набивать рюкзак, неплотно уложенные вещи при ходьбе начинают   смещаться;

    - укладывая рюкзак, учитывайте, какие из вещей понадобятся в первую очередь, тогда нет  смысла убирать их далеко в глубь рюкзака;

    - наружные карманы рюкзака используются как для мелких вещей, так и вещей, которые  понадобятся в пути;

    - под клапан удобно положить куртку, полиэтиленовую накидку на случай дождя (зонтиком  туристы не пользуются), палатку.

Физкультминутка для глаз. (Выполняют упражнения на профилактику близорукости и для снятия напряжения. По команде учителя перемещают взгляд по  образцу опорных  зрительно-двигательных траекторий  В.Ф. Базарного,  по 6 раз по каждой линии).

- Какое снаряжение должна взять группа?

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить.

Чай душистый вскипятить (котелок).

Это глаз – особый глаз,

Быстро глянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет (фотоаппарат).

В деревянном домике

Проживают гномики,

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки (спички).

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелки есть,

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться (компас).

Стукнешь о стенку –

А я отскочу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу.

Смирно лежать

Я никак не хочу (мяч).

Кто такая?

Каши зачерпнет

И отправит в рот (ложка).

В походе очень важна первая помощь, вдруг случится непредвиденное.

- в группах: собрать  аптечку туриста (бинт, йод, валидол, аспирин, вата, лейкопластырь, зелёнка)

(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.)

 (Регулятивные УУД: сравнение способа действия и его результата, коррекция.)

Аптечка туриста

  •      Собираясь в поход, особенно длительный, позаботьтесь о том, чтобы в вашем рюкзаке    был минимальный набор лекарственных и перевязочных средств. Они могут понадобиться       для оказания само- или взаимопомощи, если кто-то внезапно заболеет или получит травму.    
  •      В походной аптечке должны быть валидол, нитроглицерин, таблетки ацетилсалициловой  кислоты (аспирин), амидопирина с анальгином. На случай расстройства кишечника нужно   иметь бевисал.      
  •      Для оказания первой медицинской помощи при обморочном состоянии приобретите нашатырный спирт, а для полоскания горла - порошок борной кислоты.    
  •      Возьмите с собой настойку йода и перекись водорода - они необходимы для обработки  небольших ссадин, царапин, порезов, которые затем надо закрыть бактерицидным лейкопластырем.                      
  •      Из перевязочных средств необходимы стерильные вата и бинт. Желательно захватить с собой и бинт эластичный, применяемый при растяжениях мышц, связок.    
  •      Не забудьте взять таблетки пантоцида для обеззараживания питьевой воды. Одна - две таблетки в течение 40 минут дезинфицируют литр воды.                    
  •      Все перечисленные средства можно приобрести в аптеке.    
  •      Лекарства сложите в полиэтиленовый мешочек. Не вскрывайте их раньше времени. Пузырьки переложите мягкой бумагой. Берегите лекарства от воздействия влаги, света и тепла.  

А теперь поговорим, где же мы остановимся в походе?

   Выбор места базирования должен начинаться с оценки безопасности рассматриваемых вариантов.

- Как правильно выбрать место базирования? (ответы учащихся)

(Коммуникативные УУД:  обеспечить возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,   уметь договариваться, вести дискуссию)

В первую очередь необходимо оценить природные источники опасности – наличие диких зверей, змей, опасных участков местности: болот, камнепадов, лавин и т.д.

Отдельно стоящие деревья также не подходят для проведения ночевок и дневок. В случае грозы они будут первыми мишенями для мощных электрических разрядов.

Мы на привале и нам необходимо развести костер. Типы костров бывают разные .

Какие типы костров знаете? (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Пушка”)

Правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю.

- Выходят к доске и читают «Язычки пламени»

Итак, найти старое кострище (правильно);

костер разводит только ребенок (неправильно);

разжечь костер в ветреную погоду (неправильно);

разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев (неправильно);

снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону (правильно);

для дров спилить молодое дерево (неправильно);

для костра берут сухие ветки, лежащие на земле (правильно);

сесть очень близко к костру (неправильно);

перед уходом засыпать костер конфетами (неправильно);

перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы (правильно).

(Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

 «Лесная физкультминутка»

Учитель: А без чего еще мы не сможем обойтись в походе? Ну, конечно же, без продуктов питания.

 Учащиеся рассказывают, как необходимо хранить продукты питания и какие продукты лучше брать с собой в поход

В группах:

Можно брать: хлеб, консервы, крупы, сахар, чай, соль, картофель.

Нельзя брать с собой: мясные продукты, яйца, молоко, пирожное

(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

Учитель: После привала, мы снова отправляемся в путь. В пути нам встречается много растений, ягод и грибов. А вот какие из них будут нам полезны, а какие даже опасны, мы сейчас и узнаем.

Группы  получают листы со списком лекарственных трав, грибов и ягод.  Необходимо выбрать, какие из них полезны и для чего, а какие вредны и опасны для здоровья.

Полезные растения: крапива, подорожник, одуванчик, малина, ежевика, земляника, черёмуха, мята, ромашка, грибы: маслята, опята, белый гриб, подосиновик, груздь…

Ядовитые: паслён чёрный, волчье лыко , борщевик, вороний глаз, лютик, болиголов, вех ядовитый, крокусы, мухомор, бледная поганка.

1. Это растение - хорошее кровоостанавливающее средство. Молодые листья этого растения используют для приготовления салатов, щей. Оно обычно растет на пустырях, около заборов. При соприкосновении с этим растением на коже появляются волдыри.  

                                                                                                                    (Крапива)

     2. Это дикорастущее растение. Оно используется для лечения порезов, ранок, ссадин, укусов насекомых. Растет оно около тропинок, проселочных дорог.

                                                                                                            (Подорожник)

3. Это растение хорошо вам знакомо. Оно служит для понижения температуры, как желчегонное и слабительное средство. Лепестки этого растения используют при варке  варенья, а молодые листья - для салатов.

 (Одуванчик)

Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.

Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.

- Чем опасны ядовитые растения? ( ответы учащихся)

-Ребята, по – моему, пока мы собирали ягоды и грибы, сбились с пути. Заблудились.

Сигнал  «SOS»

Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться, обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой местности.

 - Какие способы ориентирования в незнакомой местности знакомы вам?

  -  На каких уроках мы встречались с этой темой?

  Без компаса можно ориентироваться по ряду предметов:

          - На березах кора с южной стороны светлее,  чем с северной.  

      - Ягоды и плоды начинают краснеть с южной, солнечной стороны.  

       - Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

       - Весной снег быстрее тает на северных склонах оврагов и с южной стороны деревьев и скатов крыш.                                    

       - Цветы старого подсолнечника всегда обращены к югу. Молодые цветы в течение дня поворачиваются за солнцем, но в пасмурную погоду они никогда не смотрят на север.

       - Находясь в лесу, можно ориентироваться по лесоустроительным столбам. В лесных  хозяйствах просеки прорубают в направлении север-юг-восток-запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя с севера к югу. Таким образом, к северу будет обращена та сторона столба, на которой находятся меньшие  номера кварталов.                                      

       - Весной на поляне трава гуще с севера.                    

      - В первой половине лета трава вокруг дерева выше с юга, во второй - она желтеет с  южной стороны дерева.      

       - Стволы сосен только вверху покрыты светлой корой, нижняя часть стволов покрыта грубой, более темной, вторичной коркой. На северной стороне эта корка заходит выше  на 1-2 метра.                        

       - У лопуха и обычного сорняка листья всегда располагаются с севера на юг.

- работа с компасом в парах:

- как правильно работать с компасом? (ответы учащихся)

1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановиться.

3) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Справа – восток, слева – запад.

(Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

Подумайте над сказкой  «Про Север, Юг, Запад и Восток», правы ли были герои сказки?

Сценка:

Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

 Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я –самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас –я.

Запад. Встаёт –то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.

- Как вы считаете, кто прав?

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы , глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

- Какой поход без маршрута...

Возьмите маршрутные листы и ручки. Чертим маршрут. ( в парах). В этом нам помогут компасы.

Путешественник вышел из точки А и 2 часа шёл на север, затем 2 часа – на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В) и отправился дальше: 1 час шёл на север, 1 час – на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шёл на север, 1 час на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Д). Затем он отправился дальше: 2 часа шёл на север, 1 час – на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад… И вернулся домой.

(Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания)

 - Мне кажется, что наш поход удался, а вы как считаете?

-   Готовы мы отправиться в настоящий поход?

У.: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?

Д.: Мы – туристы!

У.: Кто со скукой не знаком?

Д.: Мы – туристы!

У.: Эй, ребята!

Д.: Тверже шаг.

У.: Что турист берет в дорогу?

Д.: Песню, ложку и рюкзак!

У.: Кто отстал?

Д.: Не отставай!

У.: Кто устал?

Д.: Не унывай!

у.: Кто идти захочет с нами?

Д.: Нас скорее догоняй!

- а какой же поход без песни?

- какие песни о походе знаете?

- исполнение песни «У похода есть начало…»

  1. Итог занятия

– Каким бы вы хотели видеть окружающий мир в будущем?

- Где пригодятся знания полученные на занятии?

  1. Рефлексия

- Закончите предложение:

  • Я работал с …… настроением
  • Я….. доволен собой
  • Я испытывал трудности, когда…
  • Мне помог (или помогли) эти трудности преодолеть…

(Регулятивные УУД: оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:  способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся....

Программа по внеурочной деятельности "Юный турист - краевед"

Программа может быть использована для 1-4 классов...

Рабочая программа объединения "Юный турист - краевед"

Рабочая программа реализует туристко- краеведческую деятельность. Она неправлена на реализацию ФГОС НОО....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный турист" 1 класс

Рабочая программа с тематическим планированием по внеурочной деятельности для 1 класса "Юный турист"...

Образовательная программа " Юные туристы-краеведы"

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навык...