Рабочая программа объединения "Юный турист - краевед"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Болушевская Нина Николаевна

Рабочая программа реализует туристко- краеведческую деятельность. Она неправлена на реализацию ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obedineniya_yunyy_turist_-_kraeved.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                           МОУ ДОД  «Сапожковский Дом детского творчества»

                                           

                                  Муниципальное  образовательное учреждение

                  «Морозово – Борковская средняя общеобразовательная школа

                                    Сапожковского муниципального района»

                                                                                                               Утверждаю:  

   

                                                                                                           Директор ДДТ

                                                                     ___________________/  Мартынова  Т.Н./

                                               Рабочая программа

Наименование учебного предмета      объединение «Юный турист – краевед»

               для 1-4   классов       на          2017– 2018      учебный год.

Статус учебного предмета обязательный

Объём учебного предмета  68  часов

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного

образовательного стандарта,    Примерной программы начального общего образования,

 на основе авторской программы «Туристско- краеведческая работа учащихся» 

А. А. Остапца        руководителем  объединения  Болушевской Н.Н

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании школьного

методического объединения учителей начальных классов

Протокол №  _  «___»__августа__201г.

Руководитель школьного методического

 объединения учителей начальных классов

__________/М.В.Климанова/

Согласовано:

Зам директора по УВР ______________/Н.Ф.Черкасова/

 

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Юный турист – краевед» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  1. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  2. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  3. уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  4. расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  5. способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  6. установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Юный турист – краевед» являются:

•        способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности  и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил  и  норм социокультурного взаимодействия со взрослыми  и сверстниками в сообществах разного типа  (класс,  школа, семья, учреждения  культуры  в  городе
    (селе) и др.);
  • способность работать с моделями  изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатамиизучения курса «Юный турист – краевед» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности  и особенностях объектов,  процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым  понятийным аппаратом  (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,  классифицировать, ставить опыты,  получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)  явления окружающего мира;  выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры,  истории общества  в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы  и людей,  нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Юный турист – краевед» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

 Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов учитывает возрастные особенности младших школьников.

Учащиеся I-II классов знакомятся с непосредственно с окружающим миром – семья, школа, микрорайон, ближайшая зелёная зона.

Учащиеся III класса знакомятся с достопримечательностями места проживания и зеленой зоной своего района, ближайшими населенными пунктами.

Учащиеся IV

 класса закрепляют полученные знания и навыки 1-3 класса, осуществляют походы по ближайшим населенным пунктам маршруту родного края.

Доступными формами организации туристско-краеведческой работы с младшими школьниками являются:

- беседы и практические занятия;

- прогулки (до 2 час.)

- экскурсии и туристические прогулки (до 4 час.);

- однодневные походы (до 6 час.);

- утренники и слеты;

- простейшие туристско-краеведческие игры и соревнования.

Систематическая туристско-краеведческая  в начальных классах строится на непрерывно сменяющих друг друга туристско- краеведческих циклах, каждый из которых включает: подготовку к туристско-краеведческому  мероприятию, его проведение (экскурсия, туристическая прогулка, однодневный поход), подведение его итогов.

          ПОДГОТОВКА туристско-краеведческого мероприятия включает:

   - познавательно-краеведческую деятельность учащихся  (сбор предварительного материала о маршруте экскурсии, туристической прогулки или однодневного похода каждым школьником согласно его краеведческой деятельности);

   - физическую и туристическую подготовку (физические тренировки и подвижные игры, освоение туристических умений и навыков);

   - хозяйственную работу (подготовку общественного и личного снаряжения, продуктов питания, обмундирования и т.д. каждым школьником согласно его туристической должности);

   - всестороннее развитие личности учащегося (освоение основных законов, правил и традиций туристско-краеведческой деятельности).

                ПРОВЕДЕНИЕ туристско-краеведческого мероприятия включает:

   - прохождение намеченного маршрута с выполнением учащимися поставленных перед группой туристских задач (практическое освоение элементарных туристических навыков и умений);

   - краеведческих задач (сбор краеведческого материала на маршруте и ознакомление с его достопримечательными местами);

   - задач общественно полезной работы на маршруте (природоохранительная, оказание помощи ветеранам и т.д.);

   - воспитательных задач (всестороннее развитие личности учащегося, формирование сплоченного коллектива учащихся).

                 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ туристско-краеведческого мероприятия включает:

   - составление учащимися, соответственно их туристским и краеведческим должностям, устных и письменных отчетов о выполнении задач туристско-краеведческого цикла;

   - подготовка и выступление на сборах, мероприятиях по программе ОБЖ, соревнованиях с показом полученных умений и навыков;

   - оформление наглядной агитации (фотомонтажи, видеофильмы, выставки краеведческого материала и т.д.);

   - физическая и техническая подготовка (показ освоенных туристических и краеведческих навыков и умений, с учетом возраста по программе «Школа безопасности»);

   - всестороннее развитие личности (освоение законов, правил и традиций туристско-краеведческой деятельности учащихся).

I-II классы оформляют свои отчёты в виде рисунков, аппликаций, устного  рассказа, сочинений – миниатюр и т.д. Учащиеся  III класса оформляют  свои отчёты в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов, сочинений, простейших коллекций и т.д. Учащиеся IV класса используют те же формы творческих отчётов и, кроме того, создают небольшие выставки своих работ  и т.д. Учащиеся всех классов совместно с родителями участвуют в конкурсе семейных рисунков по темам проведённых туристско- краеведческих мероприятий.

    Каждый цикл туристско- краеведческой деятельности включает несколько тем, оформленных в виде задач, в целом обеспечивающих содействие всестороннему развитию личности учащегося. Эти задачи обязывают детей активно знакомиться с окружающей их природой и социальной средой, обеспечивают участие в важнейших событиях жизни народа, содействуют сплочению и развитию детского коллектива.

       В каждом туристско- краеведческом цикле для учащихся I-II классов проводятся одна – две экскурсии или одна туристическая прогулка и несколько тренировочных прогулок. В каждом туристско- краеведческом цикле для учащихся III класса проводится одна туристская прогулка и несколько тренировочно – тематических экскурсий, для учащихся IV класса – туристская прогулка или однодневный поход и несколько тренировочно – тематических экскурсий и тренировочных прогулок. Экскурсии, туристские прогулки, однодневные походы располагаются в циклах соответственно смене времён года в нашей местности.

      Педагогическая эффективность туристско- краеведческого цикла достигается тогда, когда в эту деятельность включен каждый   учащийся через выполнение обязанностей по своей туристской или краеведческой должности. Туристские и краеведческие должности позволяют активизировать самостоятельность учащихся и организовать действенное самоуправление походного коллектива. Полностью укомплектованная  туристскими должностями походная группа (15 человек) IV класса должна иметь в своём составе командира, комиссара,  главного краеведа, заведующего питанием (завпита), заведующего снаряжением (завхоза), санитара, ремонтного мастера, главного штурмана, главного оператора, казначея, физорга, культорга, редактора дневника, редактора походной газеты (листка), руководителя художественной самодеятельности. В походных коллективах I,  II и III классов отсутствуют наиболее сложные должности. Художественный руководитель самодеятель- ности, главный краевед – в III классе; главный краевед, казначей, штурман, редактор походной газеты, руководитель художественной самодеятельности – во II классе; а в  I классе в туристских группах – простые и понятные туристские должности: командир, санитар, ремонтный мастер, физорг. Учащегося начальной школы, получившего краеведческую должность, называют «знаток»: знаток погоды, знаток деревьев, знаток трав, знаток птиц, знаток рыб, знаток стихов о природе, знаток рассказов о животных, знаток своей улицы, знаток достопримечательностей  мест района и т.д. Учащиеся IV класса, выходящие в однодневный поход по маршрутам ближайших зон родного  Сапожковского края, получают должности: историк, ботаник, зоолог, фенолог, эколог, метеоролог, гидролог, геолог, литературовед, искусствовед и т.п. Такой набор краеведческих должностей в туристской группе позволяет комплексно изучать район будущего похода, что содействует более глубокому пониманию окружающей их действительности.

        Туристский отряд класса составляет несколько туристских групп. В каждой туристской группе краеведческие и туристские должности могут повторяться. В I –II классах родители учащихся являются «дублёрами» по туристским и краеведческим должностям, готовят и проводят с ними все туристические мероприятия.

        Туристско-краеведческие мероприятия - это выходы учащихся из привычной семейной и школьной обстановки в окружающий, незнакомый им мир, в более сложную и непривычную обстановку, требующую проявления гражданских, коллективистских, гуманистических качеств личности.  

   Учащиеся научатся:

Планируемые результаты освоения программы «Юный турист – краевед»

        Изучение дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

В процессе обучения учащиеся научатся:

             - различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края;

          - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);

       - различать прошлое, настоящее, будущее;

         - соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни,

  - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

             - использовать естественно – научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

             - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

            - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

               - использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт)для поиска необходимой информации;

              - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.

  • любить и беречь растительный и животный мир своего района, родного края,  участвовать в их улучшении;
  • давать характеристику, фиксировать то,  что наблюдают;
  • рассказывать об увиденном или услышанном;
  • обрабатывать собранный краеведческий материал;
  • оформлять простейшую фотовыставку о походе;    
  • правильно укладывать вещи в рюкзак;
  • правильно выбирать место для привала, располагаться на нём;
  • ориентироваться в своём районе;
  • определять стороны горизонта по компасу и по местным предметам;
  • играть в простейшие игры;
  • выполнять правила культурного поведения в окружающем пространстве;
  • быть осторожным и внимательным к себе и к товарищу в походе, вести здоровый образ жизни;
  • выполнять правила дорожного движения.

       В процессе обучения ученик получит возможность научиться:

      - находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Рязанскую область,  и её   главный город- Рязань;

      - соотносить основные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

     - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

    - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

     - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

   - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

   - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные и договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

   - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

    - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

     - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

   - использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

   - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

   - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

   - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

    - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

      - знать достопримечательности своего села, района;

- ходить на экскурсии и в походы;

-осуществлять самоуправление в походе;

-получать походные должности, краеведческие звания и выполнять должностные обязанности;

-приготавливать пищу в походе;

-выходить в незнакомый мир села, его окрестности, района;

участвовать в туристских соревнованиях.

         Формы подведения итогов:

творческий отчёт, фотовыставка о походе,  турслёт.

                     

             

                   

                                                Учебно-тематический план.

                           

                             Содержание программы « Турист-краевед».

  1. Вступительная беседа.

     Первый год обучения. Чем полезны и интересны экскурсии и прогулки. Кто такие юные туристы-краеведы? Правила пребывания безопасности на экскурсии и прогулки. Какие увлекательные экскурсии и прогулки ждут детей в этом учебном году?

   Второй год обучения.  Рассказы о красоте родной природы, о путешествиях по родному краю. Значение туристско-краеведческой деятельности учащихся. Что интересного можно увидеть во время туристских прогулок в природу, по микрорайону. Ознакомление с планом туристско- краеведческой работой на учебный год.

 Третий год обучения.  Туристские прогулки и экскурсии укрепляют здоровье, они знакомят с достопримечательностями своего района, его зелёноё зоной, воспитывают характер, учат жизненно важным навыкам и умениям.

  Что интересного и полезного ждёт нас на прогулках и экскурсиях в этом году?

 Четвёртый год обучения.  Туризм и краеведение воспитывают любовь к Родине.

 Туризм и краеведение развивают любовь к знаниям.

Занятия туризмом развивают физические и нравственные качества человека.

Туризм и краеведение формируют ответственность, самостоятельность, пробуждают любознательность, развивают наблюдательность, самостоятельность и другие важные качества человека.  

  1. Законы, правила, традиции туристско-краеведческой деятельности  учащихся.

Первый год обучения. Первоклассник- турист знает много интересного о своём доме и о своей школе, любит их, старается беречь.

Первоклассник- турист знает непосредственно окружающий его растительный и животный мир, заботится о нём.

Первоклассник- турист учится быть хорошим другом и товарищем, старается быть вежливым и уважительным со старшими, приносить радость людям.

Первоклассник- турист учится выполнять любое порученное ему дело, самому обслуживать себя и помогать другим.

Первоклассник- турист любит книги, музыку, рисование.

Первоклассник- турист учится быть смелым, ловким, быстрым.  Он любит физкультуру, следит за чистотой и порядком.

Первоклассник- турист учится  быть дисциплинированным и организованным. Он знает, что выполнение указаний взрослых- основа безопасности на экскурсиях и прогулках, а осторожность и внимательность предохраняет от ран и ушибов. Он знает, где и как правильно переходить улицу.

 

Второй год обучения.  Второклассник – турист – хороший друг и товарищ. Второклассник–турист  

 вежлив и уважителен к старшим.

Второклассник – турист  знает и бережёт свой парк.

Второклассник – турист знает свой микрорайон.

Второклассник – турист  не боится работы: он выполняет порученное ему дело, обслуживает себя,

 помогает старшим, своим товарищам и младшим.

Второклассник – турист любит книги, музыку, рисование;  он учится видеть и понимать красоту окружающего мира, он сам хочет стать красивым человеком.

Второклассник – турист должен быть смелым, ловким, быстрым; он должен укреплять своё здоровье, быть весёлым, аккуратным, любить чистоту и порядок.

Второклассник – турист должен выполнять правила безопасности в туристских мероприятиях. Выполнение указаний взрослых и дисциплина – основа безопасности на прогулке и экскурсии. Второклассник – турист знает основные правила уличного движения.

 

 Третий год обучения.  Третьеклассник турист хорошо знает свой район, любит его, хочет, чтобы он стал лучше.

Третьеклассник турист хорошо знает и бережёт растительный и животный мир своего района.

Третьеклассник турист хорошо знает и выполняет законы друзей.

Третьеклассник турист всегда помогает своим товарищам, учится дорожить своим коллективом и заботится о нём.

Третьеклассник турист учится быть красивым человеком: он стремится к знаниям, любит читать книги слушать музыку, рисовать. Он уважает товарищей и старших, заботится о младших, доброжелателен.

Третьеклассник турист хорошо выполняет любое порученное ему дело. Третьеклассник турист смелый, ловкий, весёлый, выдержанный, энергичный; он постоянно укрепляет своё здоровье, заботится о чистоте тела и одежды.

Третьеклассник турист выполняет указания руководителя похода, его заместителей и помощников. Он осторожен и внимателен на туристской прогулке. Третьеклассник турист знает основные правила дорожного движения, умеет их выполнять.

 

Четвёртый год обучения.  Четвероклассник – турист хорошо знает район и ближайшую зону родного края, бережёт их и участвует в их улучшении.

Четвероклассник – турист хорошо знает, любит и бережёт растительный и животный мир своего района и родного края, участвует в их улучшении.

Четвероклассник – турист  знает законы юных туристов и выполняет их в своей туристско-краеведческой деятельности.

Четвероклассник – турист хороший товарищ.  Он  всегда готов прийти на помощь другим.

Четвероклассник – турист вежлив, уважителен, заботлив, доброжелателен.

Четвероклассник – турист любит литературу и искусство, старается быть похожим на героев нашего времени.

Четвероклассник – турист активен в любом деле, быстро и хорошо его выполняет.

Четвероклассник – турист закаляет свой организм, соблюдает режим дня, регулярно занимается физической культурой и спортом, соблюдает гигиену и санитарию.

Четвероклассник – турист хорошо знает и выполняет правила культурного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Четвероклассник – турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой.

Четвероклассник – турист дисциплинирован и организован. Он беспрекословно выполняет указания руководителей походов, помощников руководителя, своих товарищей, отвечающих за определённые походные обязанности. Он осторожен и внимателен к себе и товарищу в походе, что предохраняет его и группу от несчастных случаев.

Четвероклассник – турист хорошо знает правила дорожного движения для пешеходов, строго их выполняет.

  1. Краеведческие навыки и умения.

Первый год обучения.  Первоклассник – турист учится внимательно смотреть вокруг себя, наблюдать, запоминать, рассказывать, зарисовывать всё интересное, что увидел и о чём узнал, а также учится соблюдать чистоту на природе, жалеть природу, не нарушать её покоя.

Второй год обучения.  Учимся наблюдать окружающий нас мир в ближайшем окружении школы. Учимся зарисовывать свои наблюдения.  Учимся рассказывать о своих наблюдениях. Учимся записывать свои наблюдения.  Учимся играть в простейшие краеведческие игры.

Третий год обучения.  Знакомимся с окружающим миром: запоминаем на прогулке интересные места своего района, его зелёной  зоны, учимся объяснять их особенности, зарисовывать интересные достопримечательности нашего района. Умеем рассказать, что интересного есть у нас в районе, описываем то, что увидели или узнали о своём районе.  Соблюдаем девиз охраны природы: «После нас природа должна быть чище, красивее, чем была до нашего прихода». Умеем играть в простейшие краеведческие игры. Умеем слушать внимательно экскурсовода, краеведов, старожилов – всех, кто нам рассказывает о родном крае, Родине.

Четвёртый год обучения.  Активно знакомимся с окружающим миром – знаем достопримечательные места своего района, умеем дать им характеристику, фиксировать то, что наблюдаем и изучаем, рассказываем об увиденном и услышанном, охраняем природу родного края, обрабатываем собранный краеведческий материал, умеем оформить простейшую выставку о походе.

4.Туристские навыки и умения.

Первый год обучения.  Как одеться на экскурсию. Что взять с собой на прогулку или экскурсию. В чём и как носить необходимые для питания продукты. Как правильно расположиться на месте отдыха (привале). Ориентирование в микрорайоне (где находится дом, школа, дом товарища). Как правильно ходят юные туристы на прогулке, экскурсии.

 

Второй год обучения.  Как правильно одеться на  прогулку или экскурсию. Как правильно собрать и носить походную сумку или рюкзак. Как приготовить еду,  расположиться на привале.  Ориентирование в своём микрорайоне. Как правильно ходить туристской группой во  время прогулки или экскурсии.

Третий год обучения.   Как правильно одеться на туристскую прогулку в разное время года. Как правильно собрать походную сумку, рюкзак. Как правильно расположиться на привале, приготовить для еды продукты, поесть, провести простейшие туристские соревнования, игры.  Ориентирование в своём и ближайших микрорайонах. Как  правильно ходить в группе по малопересеченной местности.

Четвёртый год обучения.  Снаряжение личное и групповое для однодневного похода.

Как правильно уложить вещи в рюкзак (на однодневный поход).

Правильный выбор места привала и расположение на нём.

Питание в однодневном походе.

Походный строй.

Ориентирование в своём районе.

Определение сторон горизонта по компасу, местным предметам.

Простейшие туристские игры и соревнования.

5. Туристско-краеведческие циклы учебного года.

 

Первый год обучения.

 5.1. Осенний (принимают участие дети совместно с родителями). Темы этого цикла: «Наша школа», «В гости к осени».

5.2.Осенне-зимний. Темы этого цикла: «Территория нашей школы», «Здравствуй, гостья зима».

5.3. Зимне-весенний. Темы этого цикла: «Наша улица», «Встречаем весну».

5.4. Весенний (принимают участие дети совместно с родителями). Темы этого цикла: «Наше село», «День Победы».

Второй год обучения. 

5.1.Осенний (принимают участие дети совместно с родителями). Темы этого цикла: «Культурные и памятные места в нашем селе», «Удивительный мир природы».

5.2.Осенне-зимний. Темы этого цикла: «Моя семья и дом, в котором я живу», «Поздняя осень».

5.3. Зимне-весенний. Темы этого цикла: «На страже Родины», «В лес за сказкой».

5. 4. Весенний. Темы этого цикла: «Моё отношение к природе и как моя семья относится к природе».

«Знаменитые люди нашего села».

Третий год обучения. 

5.1. Осенний. Темы этого цикла: «Золотая осень», «Новое в нашем селе».

5.2.Осенне-зимний. Темы этого цикла: «Предприятия нашего района», «День Конституции»

5.3. Зимне-весенний. Темы этого цикла: «Культурные и исторические места нашего района», «Слушай музыку весны».

5.4. Весенний. Темы этого цикла: «Награды в моём доме», «Мы твои друзья, природа».

Четвёртый год обучения. 

5.1. Осенний. Темы этого цикла: «В мир прекрасного», «Судьба моей семьи в судьбе страны».

5.2.Осенне-зимний. Темы этого цикла: «Растительный  мир родного края», «Водоёмы нашего района».

5.3. Зимне-весенний. Темы этого цикла: «Защитники нашей Родины», «Животный мир родного края».

5.4. Весенний. Темы этого цикла: «Салют, Победа!», «Люблю тебя, мой край родной».

                    Перечень личного снаряжения юного туриста:

рюкзак  объёмом 90 л, спальный мешок в чехле; туристские ботинки или обувь на твёрдой подошве; сапоги резиновые; фляжка ёмкостью 1-1,5 л; головной убор; штормовка и брюки (ветрозащитный костюм); спортивный тренировочный костюм; свитер шерстяной; столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной); блокнот и ручка; мазь от кровососущих насекомых; фонарик с комплектом батареек; гермомешок для личного снаряжения (спички, зажигалка, линза, рыболовные принадлежности и т.п.).

                             Календарно - тематическое планирование 1группы.

п/п

Дата.

Тема.

Теория.

Практика.

план

факт

 

    I.                                                Вступительная беседа.

1.

Чем полезны и интересны

экскурсии и прогулки.

Кто такие юные

туристы-краеведы?

Правила безопасности

на экскурсии и прогулке.

Какие увлекательные экскурсии и прогулки ждут

 в этом учебном году?

Польза прогулок и экскурсий для здоровья человека.

Юные туристы-краеведы – младшие школьники, которые осваивают основы краеведения и туризма.

Основные правила безопасности на прогулках и экскурсиях.

Знакомство с планом работы кружка.

Беседа.

Нахождение опасных мест на прогулке.

Прогулка.

  1.   Законы, правила, традиции  туристско-краеведческой   деятельности учащихся.

2

Первоклассник- турист знает много интересного о своём доме, любит его, старается беречь.

Первоклассник- турист знает много интересного о своей школе,  любит её, старается беречь.

Мой дом, что интересного в нём, моя семья и я.

Моя школа и я в ней хорошо всё знаю.

Рассказы детей, рисунки дома и семьи.

Прогулка по школе, рассказы о своих впечатлениях.

3

Первоклассник- турист знает непосредственно окружающий его растительный мир

 и заботится о нём.

Первоклассник- турист знает непосредственно окружающий его животный мир, заботится о нём.

Растительный мир класса и школьной территории.

Животный мир дома

и на школьной территории.

Прогулка по территории школы, рассматривание растений.

Беседа о жизни животных. Прогулка по школьной территории, наблюдение за птицами.

4

Первоклассник- турист  старается быть вежливым и уважительным со старшими.

Первоклассник- турист учится быть хорошим другом и товарищем, приносить радость людям.

Правила вежливости с товарищами и уважения взрослых.

Примеры поведения, по которым можно определить хорошего друга.

Разыгрывание ситуаций с правилами вежливости и уважительности.

Чтение рассказа о хорошем друге.

5

Первоклассник- турист учится выполнять любое  порученное ему дело.

Первоклассник- турист учится сам обслуживать себя и помогать другим.

Дела туристов- краеведов.

Самообслуживание.

Выполнение порученных дел.

Пришивание пуговиц, завязывание шнурков на ботинках.

6

Первоклассник- турист любит книги.

Первоклассник- турист любит  рисование.

Книги помогают путешествовать, развлекают в минуты отдыха.

В походе или на экскурсии нужно сделать рисунки.

Поход в библиотеку.

Рисование.

7

Первоклассник- турист учится

быть смелым, ловким, быстрым.  

Первоклассник- турист учится  быть дисциплинированным и организованным.

Смелость, быстрота и ловкость помогают преодолевать трудности.

Туристы — краеведы дисциплинированы и организованы в походе и на экскурсии.

Физкультурная эстафета.

Поход по школе

с соблюдением дисциплины.

8

Первоклассник- турист любит музыку.

Первоклассник- турист  знает, что осторожность и внимательность предохраняет от ран и ушибов.

Песня помогает преодолевать трудности.

На экскурсии осторожность и внимательность помогают избежать травмы.

Разучивание песни.

Подвижные игры.

9

 Первоклассник- турист    следит за чистотой и порядком.

Первоклассник- турист любит физкультуру  

Чистота - залог здоровья, а привычка содержать вещи в порядке помогает быстро их находить.

Физические упражнения.

Беседа.

Ролевая игра.

Спортивные игры.

10

Первоклассник- турист  знает,

что выполнение указаний взрослых – основа безопасности на экскурсиях

и  на прогулках.

 

Прогулка вокруг школы.

Основы безопасности на экскурсии.

Соблюдение безопасности.

Выполнение указаний.

Прогулка.

11

Первоклассник- турист знает, где правильно переходить улицу.

 

Первоклассник- турист знает, как правильно переходить улицу.

 

Места перехода около школы.

Правила перехода улицы.

Переход через дорогу.

Переход через дорогу.

                                     Краеведческие  навыки  и  умения.

12

Учится внимательно смотреть вокруг себя.

Учимся наблюдать.

Краеведы внимательно смотрят вокруг себя, чтобы не упустить ни одной важной детали постройки.

Краеведы ведут наблюдения на природе.

Тест на развитие внимания.

Наблюдение за изменением погоды.

13

 Учится   запоминать.

Учимся зарисовывать всё интересное, что увидели, о чём узнали.

Краеведы запоминают всё, что видят.

Краеведы делают рисунки.

Проверка объёма памяти.

Упражнения в рисовании деревьев, цветов, домов.

14

Учимся  соблюдать чистоту на природе.

 Учимся  жалеть природу.

Правила поведения в природе.

Правила поведения в природе.

Наведение чистоты в классе, дома.

Чтение рассказа о лягушке.

15

 Учимся  не нарушать  покоя природы.

Учимся вести себя в музее.

Правила поведения в природе.

Правила поведения в музее.

Беседа о тихом нахождении в лесу, на водоёме.

Практическое занятие.

16

Школьный музей. Старинная одежда.

Школьный музей. Старинная посуда.

Старинная одежда мужчин и женщин села Морозовы Борки.

Старинная посуда села Морозовы Борки.

Экскурсия. Нарисовать рисунок.

 Вылепить из пластилина.

17

Школьный музей. Старинные инструменты.

Школьный музей. Школьная форма.

Старинные инструменты   для работы, которые использовали мужчины и женщины села Морозовы Борки.

Мамина школьная форма.

Экскурсия. Записать названия.

18

Школьный музей. Школьные принадлежности.

 Учителя.

Школьные принадлежности, которыми пользовались бабушки и дедушки.

Старые учителя.

Экскурсия.

Сбор материалов о старых учителях.

19

Школьный музей. Ученики.

История возникновения памятника возле школы.

Выпускники школы.

В 1967 году в нашем селе около школы был воздвигнут памятник павшим героям Великой Отечественной войны.

Рассматривание фотографий.

20

Памятник Л.Н.Гобято.

Исторические здания вокруг нас: церковь.

В 1991 году в нашем селе  был воздвигнут памятник  герою — защитнику России, изобретателю  миномёта Л.Н.Гобято

В 1857 году в нашем селе построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Беседа у памятника.

Беседа у церкви.

21

Исторические здания вокруг нас: дома жителей села.

23 февраля — день защитников Отечества.

Школьный музей.  Защитники Отечества.

Свои дома жители нашего села строили из красного кирпича.

23 февраля в нашей стране празднуют день защитников Отечества.

Ветераны войны, которые живут рядом с  нами.

Прогулка по селу.

Поздравление ветерана. Открытки для пап.

Туристские навыки и умения.

22

Как одеться на экскурсию.

 Что взять с собой на прогулку или экскурсию.

Перечень одежды.

Список продуктов.

Собираем рюкзак.

23

 В чём  носить необходимые для питания продукты.

 

 

Продукты питания носят в непромокаемых пакетах и небьющейся посуде.

Собираем рюкзак.

24

Как носить необходимые для питания продукты.

Как правильно расположиться на месте отдыха (привале).

Расположение продуктов питания в рюкзаке.

Выбираем место для привала, правильно располагаемся на месте и организуем отдых.

Собираем рюкзак.

Практическое имитационное занятие.

25

 Ориентирование в микрорайоне

(где находится дом).

 

 Ориентирование в микрорайоне

(где находится  школа).

 

Ориентиры  нахождения своего дома.

Ориентиры  нахождения школы в микрорайоне.

Вспомнить  и назвать, что находится рядом с домом.

Вспомнить  и назвать, что находится рядом со школой.

26

 Ориентирование в микрорайоне

(где находится  дом товарища).

 

 Как правильно ходят юные туристы на прогулке.

 

Ориентиры  нахождения дома товарища.

Правила выхода и нахождения на прогулке.

Вспомнить  и назвать, что находится рядом с домом товарища.

Прогулка с заданием.

27

Как правильно ходят юные туристы на экскурсии.

 

Прогулка к старому учителю.

Правила выхода и нахождения на экскурсии.

Старый учитель много может рассказать нам о школе.

Прогулка с заданием.

Беседа.

28

Прогулка к заслуженному учителю нашей Родины,

 к ветерану педагогического труда.

Старый учитель много может рассказать о своих учениках.

Приглашение старого учителя на праздник

.

Беседа.

Приглашение.

29

Подготовка к празднованию юбилея школы.

Прогулка к ветерану войны.

1 мая исполняется 100 лет нашей школе.

Ветеран войны хорошо помнит войну.

Разучивание стихов и песен.

Беседа.

30

Прогулка к ветерану и труженику тыла.

Ветеран много может нам о победе 31рассказать.

Труженики тыла были женщины дети и старики.

Беседа.

31

Прогулка в парк.

Прогулка по селу.

Что находится в парке.

Название улиц нашего село.

Инструктаж по технике безопасности во время нахождения на экскурсии.

Запомнить и подготовить сообщение на тему.

Запись названий улиц.

Экскурсия.

Туристско-краеведческие циклы учебного года.

                                                                              Осенний

32

«В гости к осени».

Экскурсия в природу.

Сбор листьев.

                                                                                Зимний.

33

«Здравствуй, гостья зима».

Признаки зимы.

Чтение стихов о зиме.

                                                                            Весенний.

34

 «75 победных лет».

75 лет нашей Победе.

Подготовка к празднику.

Участие в празднике.

                                   

п/п

Дата.

    Тема.

Теория.

Практика.

план

факт

 

    I.                                                Вступительная беседа.

1.

 Туристские прогулки и экскурсии укрепляют здоровье.

 Туристские прогулки и экскурсии знакомят с достопримечательностями своего района, его зелёноё зоной.

Туристские прогулки и экскурсии воспитывают характер, учат жизненно важным навыкам и умениям.

Что интересного и полезного ждёт нас на прогулках и экскурсиях в этом году?

Польза прогулок и экскурсий для здоровья человека.

Юные туристы-краеведы – младшие школьники, которые осваивают основы краеведения и туризма.

Основные правила безопасности на прогулках и экскурсиях.

Знакомство с планом работы кружка.

Беседа.

Нахождение опасных мест на прогулке.

Обсуждение плана.

  1.   Законы, правила, традиции  туристско-краеведческой   деятельности учащихся.

2

Третьеклассник- турист хорошо знает свой район.

Третьеклассник - турист  любит свой район, хочет, чтобы он стал лучше.

Мой район, что интересного в нём.

Мой район и я о нём хорошо всё знаю.

Рассказы детей.

Знакомство с книгами о нашем районе.

3

Третьеклассник - турист хорошо знает и бережёт   растительный мир нашего района и заботится о нём.

Третьеклассник - турист хорошо знает и бережёт животный мир нашего района, заботится о нём.

Растительный мир нашего района.

Животный мир нашего района.

Прогулка, рассматривание растений.

Беседа о животных,

наблюдение за птицами.

4

Третьеклассник - турист  хорошо знает и выполняет законы друзей.

Третьеклассник - турист учится дорожить своим коллективом и заботится о нём.

Законы друзей.

Примеры поведения, по которым можно определить хорошего друга.

Разыгрывание ситуаций с законами друзей.

Чтение рассказа о хорошем друге.

5

Третьеклассник - турист учится быть красивым человеком, стремится к знаниям.

Третьеклассник - турист уважает товарищей и старших, заботится о младших, доброжелателен.

Учёба туристов- краеведов.

Уважение товарищей и старших, забота о младших

Создание портфолио группы.

Беседа.

6

Третьеклассник - турист любит книги.

Третьеклассник - турист любит  рисование.

Книги помогают путешествовать, развлекают в минуты отдыха.

В походе или на экскурсии нужно сделать рисунки.

Поход в библиотеку.

Приёмы рисования.

7

Третьеклассник - турист.

  хорошо выполняет любое порученное ему дело.

Умеем хорошо выполнять любое порученное дело.

 Калейдоскоп порученных дел.

8

Третьеклассник - турист смелый, ловкий, весёлый, выдержанный, энергичный.

Смелость, ловкость, весёлость, выдержанность, энергичность в походе и на экскурсии.

Физкультурная эстафета.

9

Третьеклассник - турист любит слушать музыку.

Третьеклассник - турист  постоянно укрепляет своё здоровье.

Песня помогает преодолевать трудности.

Помощники укрепления здоровья.

Разучивание песни, ведение песенника.

Презентация.

10

 Третьеклассник - турист    заботится о чистоте тела и одежды.

Третьеклассник - турист любит физкультуру  

Чистота - залог здоровья.

Физические упражнения.

Беседа.

Ролевая игра.

Спортивные игры.

11

Третьеклассник - турист знает основные правила дорожного движения.

Третьеклассник - турист  умеет  выполнять правила дорожного движения.

Основные правила дорожного движения.

Умеем выполнять правила дорожного движения.

Переход через дорогу.

Переход через

                                     Краеведческие  навыки  и  умения.

12

Интересные места нашего  района, его зелёной  зоны.

Интересные достопримечательности нашего села.

Знакомимся с окружающим миром: запоминаем интересные места своего района, его зелёной  зоны.

Учимся объяснять особенности, зарисовывать интересные достопримечатель-ности нашего села.

Рассказы детей,

работа с картой.

 Туристическая  прогулка.

13

Рассказ о Сапожковском районе.

Девиз охраны природы: «После нас природа должна быть чище, красивее, чем была до нашего прихода».

Умеем рассказать, что интересного есть у нас в районе, описываем то, что увидели или узнали о своём районе.

Соблюдаем девиз охраны природы: «После нас природа должна быть чище, красивее, чем была до нашего прихода».

Чтение заметок из районной газеты.

Уборка территории школы.

14

Простейшие краеведческие игры.

 Простейшие краеведческие игры на улице.

 Правила игры в простейших краеведческих играх.

Соблюдение правил в простейших краеведческих играх

на улице.

 Играем в простейшие краеведческие игры.

 Играем в простейшие краеведческие игры. Придумываем новые игры.

15

Конкурс краеведческих игр.

 Внимательное слушание  экскурсовода, который рассказывает о родном крае.

 Правила игры в простейших краеведческих играх.

Учимся слушать внимательно экскурсовода.

Защита проекта.

 Тренировка внимания.

16

Конкурс на лучшего экскурсовода.

Внимательное слушание  краеведов, которые нам рассказывают о родном крае, ближайших населенных пунктах.

Умеем  слушать внимательно экскурсовода.

Учимся  слушать внимательно краеведа.

Защита подготовленного материала.

Кто такие краеведы?

17

Поход к краеведу.

Внимательное слушание  старожилов, которые нам рассказывают о родном крае, Родине.

Умеем слушать внимательно краеведа.

Учимся слушать старожилов.

 Фоторепортаж о походе.

Кто такие старожилы?

18

Идём в гости к старожилу.

Экскурсия в Сапожковский краеведческий музей.

Умеем слушать внимательно

старожила.

Умеем  слушать внимательно экскурсовода.

Запись рассказа старожила.

Вопросы экскурсоводу.

19

Подготовка выставки краеведческого материала.

 Выставка краеведческого материала.

Оформляем  свои отчёты в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов, сочинений.

Умеем оформлять  свои отчёты.

Рисунки, аппликации, сочинения.

Защита представленного материала.

20

 Создание туристической тропы.

Туристские и краеведческие должности.

Соблюдение безопасности.

Знакомимся с туристскими и краеведческими должностями.

 Спортивные игры.

Изучение

туристских и краеведческих должностей в группе.

21

Изучение туристских и краеведческих должностей.

Туристские и краеведческие должности.

 

Знакомимся с туристскими и краеведческими должностями.

Знаем  туристские и краеведческие должности.

Распределение

 туристских и краеведческих должностей

Защита должности.

Туристские навыки и умения.

1(43)

04.03.

Как правильно одеться на туристскую прогулку в разное время года.

Перечень одежды.

Собираем рюкзак.

2(44)

11.03.

 Что взять с собой на прогулку или экскурсию.

Список продуктов.

Собираем рюкзак.

3(45)

11.03.

 Как правильно собрать походную сумку, рюкзак.

 

Расположение продуктов питания в рюкзаке.

Собираем рюкзак.

5(46)

18.03.

Как носить необходимые для питания продукты.

Продукты питания носят в непромокаемых пакетах и небьющейся посуде.

Собираем рюкзак.

6(47)

18.03.

Как правильно расположиться на привале.

Выбираем место для привала, правильно располагаемся на месте и организуем отдых.

Практическое имитационное занятие.

7(48)

25.03.

 Ориентирование в нашем районе.

 

Ориентиры  нахождения своего села в районе.

Вспомнить  и назвать что находится рядом

с селом.

8(49)

25.03.

Как правильно ходить туристской группой во  время прогулки или экскурсии.

Учимся правильно ходить туристской группой во  время прогулки или экскурсии.

Ходьба туристской группой во  время прогулки или экскурсии.

9(50)

1.04.

Как правильно ходить туристской группой во  время прогулки.

Умеем  правильно ходить туристской группой во  время прогулки.

Ходить туристской группой во  время прогулки.

10(51)

1.04.

 Как правильно ходят юные туристы на прогулке.

 

Правила выхода и нахождения на прогулке.

Прогулка с заданием.

11(52)

8.04.

Как правильно ходят юные туристы на экскурсии.

 

Правила выхода и нахождения на экскурсии.

Прогулка с заданием.

12(53)

15.04.

Как правильно расположиться на привале.

Умеем правильно расположиться на привале.

Расположение на привале.

13(54)

15.04.

Как правильно приготовить для еды продукты, поесть.

Умеем правильно приготовить для еды продукты, поесть.

Приготовление для еды продукты.

14(55)

22.04.

Как правильно провести простейшие туристские соревнования.

Умеем провести простейшие туристские соревнования.

Проведение простейших туристских соревнований.

15(56)

22.04.

Как правильно провести простейшие туристские игры.

Умеем правильно провести простейшие туристские игры.

Проведение простейших туристских  игр.

16(57)

29.04.

.  Ориентирование в своём  микрорайоне.

Учимся ориентироваться в своём микрорайоне.

Составляем план  ориентирования в своём микрорайоне.

17(58)

29.04.

.  Ориентирование в  ближайших микрорайонах.

.  Учимся ориентироваться в  ближайших микрорайонах.

Составляем план  ориентирования в ближайших микрорайонах.

18(59)

6.05.

Как  правильно ходить в группе по малопересеченной местности.

Умеем  правильно ходить в группе по малопересеченной местности.

  Ходьба в группе по малопересечен-

ной местности

19(60)

13.05.

Прогулка в парк.

Что находится в парке.

Запомнить и подготовить сообщение на тему.

20(61)

13.05.

Прогулка по селу.

Название улиц нашего село.

Запись названий улиц.

21(62)

20.05

Экскурсия в ближайшую зелёную зону.

Инструктаж по технике безопасности во время нахождения на экскурсии.

Экскурсия.

Туристско-краеведческие циклы учебного года.

22.05.

.                                                                              Осенний

1(63)

17.09.

: «Золотая осень».

Экскурсия в природу.

Сбор листьев.

2(64)

22.10.

«Новое в нашем селе».

Экскурсия к новостройкам

Фото и рисунки.

Осенне-зимний.

1(65)

26.11.

«Предприятия нашего района».

Карта предприятий нашего района.

Заочная экскурсия.

2(66)

10.12

«День Конституции»

Наши права и обязанности записаны в главном законе.

Конкурс рисунков.

                                                                       Зимне-весенний.

1(67)

21.01.

«Культурные и исторические места нашего района»

Карта культурных и исторических места нашего района.

Заочное путешествие.

(68)

 08. 04

«Слушай музыку весны».

Масленица- праздник встречи весны.

Подготовка к празднику.

                                                               

                                                                Весенний.

1(69)

06.05.

«Награды в моём доме»

9 мая – День Победы празднуют в каждой семье

Беседа, фотовыставка.

2(70)

20.05

«Мы твои друзья, природа».

Туристическая экскурсия по природному маршруту.

Соблюдение чистоты в природе.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс

Рабочая программа  кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа кружка Юный краевед

рабочая программа кружа Юный краевед ,духовно-нравственное направление...

Рабочая программа курса «Юные краеведы»

Знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно–географическим богатством Смоленского края....