Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Шумицкая Маргарита Валентиновна

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1» г.Курчатова

Рабочая программа клуба « Юные краеведы».

                                                                                                            Учитель: Шумицкая М.В.

2012 год

Пояснительная записка.

Введение.

        Рабочая программа клуба «Юные краеведы» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 1 класса.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  

         Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению.

Программа клуба «Юные краеведы» изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеучебной деятельности.  Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Цели и задачи:

- Углубление  и расширение знаний учащихся по истории Курской области, Курчатовского  района, города Курчатова.

- развитие навыков исследовательской работы школьников;

- Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;

- Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к истории родного края.

Программа рассчитана на  66 часов в год,  в неделю 2 часа.

Структура курса.

Моя семья – 5ч.

Моя школа – 6ч.

Мой город – 25ч.

Курская область – 18ч.

Проектная деятельность – 12ч.

Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;

- принцип ценностного подхода;

- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Основные методы обучения: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы, исследовательская и проектная деятельность.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного(эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.

Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; Целенаправленный поиск на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт; формирование способов существования в городе и селе.

Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.

Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, защита проектов, праздники.

Материально- техническое обеспечение : интернет-ресурсы, наглядные пособия, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, проектор, экран проекционный)

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности, формы работы

Кол-во часов; дата проведения

1

Вводное занятие.

Беседа «Что такое краеведение? Для чего оно нужно?» Заучивание девиза юных краеведов: «Люби и знай свой Курский край!» Совместное изготовление эмблемы краеведческого клуба.

2

Моя семья.

Родительский дом – начало начал.

Беседа о важности семьи в жизни каждого человека.

Ромашка – символ семьи.

Изготовление рамочки для семейной фотографии.

Домашнее задание: дорисовать на деревце столько листочков, сколько членов в семье

3

Наш класс - большая дружная семья.

Беседа о классном коллективе, о «Законах жизни класса». Подготовка к празднику «День рождения нашего класса»

4-5

Праздник «День рождения нашего класса»

Праздник в классе

«Моя школа»

6

Юбилей 40-летие школы

Беседа « 40-летие школы».

Основные этапы становления школы.

Учителя-ветераны.

Домашнее задание: узнать у родителей, кто выпускник нашей школы?

7

Мои родители- выпускники нашей школы.

Беседа.

Домашнее задание ( для родителей): заполнить анкету для родителей- выпускников школы №1

8

Экскурсия по школе

Более подробное знакомство с «устройством» школы.

9

Посещение школьной библиотеки.

Знакомство с школьной библиотекой.

Правила поведения в библиотеке.

10

Посещение школьного музея Боевой славы.

Знакомство с экспонатами школьного музея.

Правила поведения в музее.

11

Игра- викторина по теме «Моя школа»

« Мой город»

12

Символы нашего города: герб, гимн. День города.

Знакомство с символикой нашего города, с праздником «День города».

13

И.В. Курчатов – учёный, имя которого носит наш город.

Знакомство с биографией И.В.Курчатова.

14-15

Градообразующее предприятие – Курская АЭС

Экскурсия в информационно-аналитический центр Курской АЭС

16

Другие предприятия нашего города.

Беседа о предприятиях, где работают родители.

17

Детские объединения нашего города.

Беседа о секциях, кружках, объединениях, которые посещают дети. Фотовыставка « Мы на занятиях».

18-19

Экскурсия в детско-юношеский клуб «Альбатрос»

Знакомство с детскими объединениями клуба».

20

Улицы нашего города.

Беседа о том, какие названия у улиц нашего города, почему они так называются. Площади нашего города.

21

Достопримечательности города Курчатова.

Знакомство с памятниками, красивыми уголками города. Беседа, презентация.

22

Сохраним наш город чистым!

Беседа «Сохраним наш город чистым!»

Беседа «Что такое поделки из бросового материала?» Презентация.

Домашнее задание: вместе с родителями изготовить поделку из бросового материала.

Выставка поделок.

Учреждения культуры нашего города

23-24

Посещение городской детской библиотеки

Экскурсия

25-26

Посещение городского краеведческого музея

Экскурсия

27-28

Посещение Дворца Культуры

Коллективный просмотр фильма для детей.

29

Православные храмы нашего города

Беседа. Презентация.

Беседа о Святом Курской земли - Серафиме Саровском.

30-31

Экскурсия в Храм Серафима Саровского

Экскурсия

32

Знаменитые люди нашего города.

Беседа. Презентация.

33-34

Встреча с интересными людьми.

35-36

Игра «Курчатов – город мой родной»

Игра проводится в городском краеведческом музее.

Курская область

37

Символика Курской области: флаг, герб.

Курский соловей.

Беседа. Презентация.

38

Город Курск – город Воинской Славы.

Беседа. Презентация.

39

Города Курской области.

Беседа. Презентация.

40-41

Жизнь села

Игра «В гостях у бабушки Матрёны» ( игра проводится в городском краеведческом музее)

Народные традиции Курского края.

42-43

Крестьянский народный костюм Курского края.

Тематическая лекция проводится в городском краеведческом музее

44-45

Лепка традиционной кожлянской игрушки.

Мастер-класс.

Проводится в городском краеведческом музее.

46-47

Лепка дроняевского кувшина

Мастер-класс.

Проводится в городском краеведческом музее

Природа родного края .

48-49

Природные особенности Курчатовского района

Тематическая лекция проводится в городском краеведческом музее.

50

Викторина по теме «Курская область»

51-53

Знакомство с творчеством писателей и поэтов Курской области

Знакомство с биографией писателей и поэтов.

Чтение произведений. Обсуждение прочитанного.

54

Викторина по прочитанным произведениям

Викторина проводится в детской городской библиотеке

Проектная деятельность

55

Выбор темы проекта

Обсуждение, что больше всего заинтересовало в процессе занятий клуба «Юные краеведы»?

О чём бы хотелось узнать больше и рассказать об этом своим одноклассникам?

Выбор темы для своего проекта.

56

Как собирать материал. Твои помощники.

Беседа о том, как нужно собирать материал для своего проекта, кто или что может в этом помочь.

Домашнее задание: собрать материал по теме проекта.

57

Проблема. Решение проблемы.

Значение слова  «проблема».

Определение проблемы своего проекта.

Домашнее задание: подумать над решением проблемы своего проекта.

58

Гипотеза. Предположение.

Значение слов « гипотеза» и «предположение».

Выдвижение гипотез своего проекта

59

Цель проекта

Значение слова «цель».

Определение цели своего проекта.

60

Задачи проекта

Значение словосочетания «Задачи проекта».

Формулирование задач своего проекта, при помощи которых можно достичь цели проекта.

61

Выбор нужной информации

Обучение выделению главного, самого важного  в собранном материале.

62

Продукт проекта

Значение слова « продукт» проекта.

Выбор продукта своего проекта.

63

Визитка проекта

Обучение правильному составлению визитной карточки проекта.

64

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Советы по составлению и подготовки мини-выступления.

65-66

Защита проектов.

Выступления учащихся-защитников проектов перед знакомой аудиторией (учитель, одноклассники, родители)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочая программа "Юный краевед"

Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...