Рабочая программа "Юный краевед"
рабочая программа (4 класс)

Елена Алексеевна Буланова

Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития. Деятельность кружка направлена на повышение интереса к истории родного края, к археологическим и архитектурным памятникам города Нижнего Новгорода и Воскресенского района Нижегородской области , знакомство с прошлым и настоящим, традициями Нижегородского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_kraeved_4_kl.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

Глуховская средняя школа

Воскресенского района Нижегородской области

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по ВР

________/А.Ю.Кузнецова

« __31__ » августа 2020 г

УТВЕРЖДЕНО                                           приказом директора

 МОУ Глуховской СШ

___________В.Е.Михайлов

« 31 » августа 2020 г. № 80

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса  внеурочной деятельности

 «Юный краевед»
для 4 класса

(ступень обучения, класс)

Количество часов 34 в неделю 1

Рабочую программу составил(а):
Буланова Елена Алексеевна
воспитатель ГПД

2020— 2021 учебный год

Результаты усвоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свободы человека;
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • Активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни  и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • Овладение целостными представлениями об историческом пути Нижнего Новгорода и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;
  • Способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений  прошлого и современности в курсе истории страны;
  • Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Нижегородской области и ориентироваться в ней;
  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;
  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические задания, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Ступень обучения

Образовательные задачи

Межпредметные связи

Желаемые результаты

Начальная школа

Дать учащимся представление о ценности(значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, исскуством

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа содержит семь разделов:

  1. Что и как изучает история.
  2. Путешествие вглубь времен.
  3. Дворянско-купеческий город.
  4. Истории немеркнущая слава.
  5. Суровые годы Великой Отечественной войны.
  6. Наш край сегодня.
  7. Люби и знай родной край.

Содержание разделов и тем

Тема 1.Как люди узнают о прошлом?
Происхождение и смысл понятия
история. Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать предметы раскопок?»
Тема 2.Лента времени.
Содержание понятий:
дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени»
Практическая работа. Воспроизведение «Ленты времени» в рабочей тетради.
Тема 3.История на карте.
Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Нижегородской области. Как « читать» историческую карту.
Практическая работа. Работа в тетрадях с исторической картой Нижегородского края 17 века.
Тема 4.»Город чудный, горд древний».
Первое упоминание о городе Нижнем Новгороде. История строительства крепости Нижегородского кремля.
Практическая работа. Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Нижний».
Тема 5.
Воскресенский  район в годы Великой Отечественной войны по материалам Воскресенского краеведческого музея и музея при Глуховской библиотеке.
Герои Советского Союза Воскресенского района.
Пайков Александр Николаевич – герой Советского Союза, наш земляк. Встреча  с дочерью, А.Н.Пайкова ,Крускиной В.А.
Экскурсия в Воскресенский краеведческий музей, в парк Победы.
Тема 6.
Виртуальные экскурсии по историческим памятникам Нижнего Новгорода.
Тема 7.
Гербы Нижегородской области, Воскресенского района.
Тема 8.
Викторина, просмотр фильма о селе «Глухово».
Экскурсия в музей д.Большие Отары, в «Музей эпох» д.Русениха.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.Что и как изучает история?

1-2

Как люди узнают о прошлом.Лента времени

2

3-4

Археологическое прошлое нашего края

2

5-6

У карты Нижегородской области. Национальные особенности края

2

2.Путешествие вглубь времен

7-8

«Город чудный, город древний»(основание Нижнего Новгорода)

2

9-10

Нижегородские начала: Великие благоверные князья Георгий Всеволодович и Александр Невский

2

11-12

Легенды и предания земли Нижегородской

2

13-14

Дорога к храму. Святые земли Нижегородской

2

3.Дворянско-купеческий город

15

Прогулка по старинному городу

2

16

Нижегородская ярмарка – карман России

2

17

Традиции русского дворянства

2

4.Истории немеркнущая слава

18-19

Нижегородский подвиг 1612 год.

2

20-21

«России верные сыны: подвиги нижегородцев в Отечественной войне 1812 года»

2

5.Суровые годы Великой Отечественной войны

22-23

«Край родной, войною опаленный»

2

24-25

«Их подвиг бессмертен»

2

26

«Никто не забыт, ничто не забыто!» - экскурсия

1

6.Наш край сегодня

27-28

Нижний Новгород – столица Поволжья.

2

29

Символика родного края

1

30-31

7.Обобщение по курсу

1

32-34

8.Люби и знай родной край.

Проверь себя.

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

рабочая программа кружка "Школа юного краеведа"

Программа ориентирована на уча­щихся 3-4 классов.В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую цен­ность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстети­ческого, санитарно-гигиеническ...

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...