Образовательная программа " Юные туристы-краеведы"
рабочая программа (4 класс)

Гареева Елена Рафитовна

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках географии. Им очень пригодится данный материал на уроках и в 5 и в 6 классе, где на изучение тем курса отводится всего 35 часов и за недостаточностью времени отдельные темы рассматриваются поверхностно.

Данная программа может быть востребована учителями географии, педагогами дополнительного образования естественнонаучного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_1_god_yunye_turisty_kraevedy.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №38

Образовательная программа

«Юные туристы – краеведы»

Учитель географии и биологии

Гареева Елена Рафитовна

Златоуст 2018

Программа «Юные туристы - краеведы» имеет - географическую направленность, является адаптированной и разработана на основе  Авторской программы по географии линии

 УМК А.А Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, ЕА. Таможней.

 

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам привить интерес к географии, расширить знания в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках географии. Им очень пригодится данный материал на уроках и в 5 и в 6 классе, где на изучение тем курса отводится всего 35 часов и за недостаточностью времени отдельные темы рассматриваются поверхностно.

Данная программа может быть востребована учителями географии, педагогами дополнительного образования естественнонаучного направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области географии

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам курса
  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков географической культуры, ответственного отношения к природе
  • Совершенствовать навыки коллективной работы
  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Способствовать развитию творческих способностей
  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся..
  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
  • Принцип результативности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильмов и презентаций

Экскурсии в природу

Выставки работ

Общешкольные компании: «День Земли», «Экологический десант»

Зачетный летний однодневный поход

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты

 Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные понятия курса.

Основные методики проведения наблюдений.

Основные географические понятия и термины

Различать топографические знаки

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Находить в разных источниках географическую информацию;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану

Чертить простейший план местности

Уметь пользоваться компасом в природных условиях

Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности

чтения планов местности и географических карт

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностическое исследование : 5-7 классы

Итоговые выставки творческих работ;

Организация и участие в общешкольных мероприятиях;

Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании школьного научного общества;

Участие в конкурсах различного уровня.

Календарно - тематический план

Кол-во часов

всего

теория

практика

                              1. Введение

1.1

География наука комплексная

1

1

1.2

Правила поведения юных туристов краеведов

1

1

2

2

                  2. Как устроен наш мир

2.1

Солнечная система

2

1

1

2.2

Звезды

1

1

2.3

Земля - планета солнечной системы

1

1

2.4

Луна спутник Земли

1

1

5

3

2

3.Основы топографии

3.1

Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение

1

1

3.2

План местности

2

1

1

3.3

Условные топографические знаки

3

1

2

3.4

Компас и его устройство

1

1

3.5

Ориентирование по компасу.

1

1

3.6

Народные приметы

1

1

9

3

6

4.  В гостях у доктора Айболита

4.1

Оказание первой доврачебной помощи

1

1

4.2

Обработка ранок, ссадин, мозолей и наложение простейших повязок

1

1

4.3

Лекарственные травы Челябинской области

2

1

1

4.4

Красная книга Челябинской области

2

1

1

6

2

4

5. Основы краеведения

5.1

Я Златоустовец

1

1

5.2

Земляки

4

1

3

5.3

Природное наследие

5

1

4

5.4

Экологические проблемы Челябинской области

3

1

2

13

3

10

   6. Зачетный летний однодневный поход (вне сетки часов)

                                                                                                     ИТОГО  35 часов в год

Содержание программы

Введение (2 часа)

Теоретические знания:

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы. Что изучает география? Великие географические открытия

Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое – неживое». Решение кроссворда «Великие путешественники». Оформление выставки рисунков «Географические открытия и путешественники»

Экскурсия.  Национальный парк «Таганай»

Темы работ Реферативные: Великие географические открытия, Знаменитые путешественники

Творческие:  Оформление выставки рисунков

Как устроен наш мир (5 часов)

Теоретические знания: Земля – планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности. Почему день сменяет ночь? Почему бывает зима и лето?

Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Конкурс загадок о времени суток. Решение геозаданий.

Практические работы: Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Составление режима дня школьника

Наблюдение за фенологическими и климатическими изменениями в природе

Экскурсия.  «Наблюдение за изменениями природы»

Темы работ Исследовательские: Режим дня школьника

Реферативные: Земля – наша планета Солнечная система. Почему приходит день?

Творческие   Оформление выставки рисунков

Основы топографии (9 часов)

Теоретические знания: Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Практикумы. Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу

Определение расстояния с помощью рулетки и шагов

Составление плана класса Составление плана «Безопасная дорога в школу»

Темы работ   Реферативные: Что такое компас? История изобретения компаса

Как ориентироваться по Солнцу и местным признакам? О чем расскажет знак на плане?

Творческие Оформление выставки планов местности

В гостях у доктора Айболита (6 часов)

Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. способы обработки. Профилактика

Практические работы: Игра Айболит.

Творческие Оформление выставки рефератов Лекарственные травы Челябинской области

Красная книга Челябинской области

Основы краеведения (13 часов)

Родословие: состав семьи , семейные традиции семейные праздники. Мой дом.

Практическое занятие: составление совместно с родителями генеалогического древа своей семьи.

Рисование темы: Дом в котором я живу, Моя комната, Моя любимая игрушка, Рассказ детей о своих друзьях, родителях.

Земляки: изучение истории школы. «Моя школа», Мой класс, Мои учителя. Интересные люди школы: технические служащие, учителя, выпускники. Знаменитые люди, Ветераны Войны. Краеведческие должности: юный историк, юный краевед - летописец, юный краевед – фотограф.

Природное наследие: сезонные изменения в жизни фауны и флоры школьного двора. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин.

Практическая: изготовление кормушек для прикормки зимующих птиц

Практическое занятие: Ведение дневников наблюдений, впечатлений. Рисование зимнего двора.

Выполнение аппликаций «Осенняя сказка».

Занятия на местности Экскурсия в парк, лес. Выполнение краеведческих заданий

Экологические проблемы Челябинской области

Практикумы. Знакомство со справочной литературой.

Проект «Пути решения экологических проблем Челябинской области!»

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка   в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Перечень методического обеспечения программы:

Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

Разработки экскурсий (банк карточек - заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, проектор

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Энциклопедии
  • Компасы
  • Медицинская аптечка
  • Наборы фотографий животного  и растительного мира Челябинской области


Технические средства обучения.

- компьютер,

- медиапроектор

- экран


 

 Список литературы

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
  3. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
  4. Интегрированный урок «В гостях у хозяйки медной горы», География. Уроки-игры в средней школе. Составитель Н.В. Болотникова. Волгоград, 2009г.
  5. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 5-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
  6. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
  7. http://www.pelikanschool.org/
  8. http://3.olimpiada.ru/index.php
  9. http://www.ug.ru/
  10. http://teacher.org.ru/
  11. http://www.rgo.ru/
  12. http://planetashkol.ru/uchitel/Default
  13. http://ourtravels.ru/index.php
  14. http://kray.ucoz.ru/
  15. http://www.ecosystema.ru/
  16. http://yuzhnyj-ural.ru/glavnaya.html
  17. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
  18. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html
  19. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
  20. И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
  21. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.
  22. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.
  23. О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.
  24. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.
  25. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
  26. «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.
  27. И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
  28. «Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.        Программа  ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...

Внеурочное занятие объединения «Юный турист – краевед» по теме «Туристический поход»

Тема «Туристический поход»Цель: обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов д...

Программа по внеурочной деятельности "Юный турист - краевед"

Программа может быть использована для 1-4 классов...

Рабочая программа объединения "Юный турист - краевед"

Рабочая программа реализует туристко- краеведческую деятельность. Она неправлена на реализацию ФГОС НОО....