ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 460»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ «Школа №____» __________________Ф.И.О. Печать Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный художник»
Разработчик:
Паршукова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
Москва, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, примерной основной образовательной программой НОО, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и приложение к нему «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования; рекомендованной письмом МО и Н РФ от 16.08.2010г. № 03-48, основной образовательной программой МБОУ СОШ д.Башкирская Ургинка, утверждённой приказом № 97 от 01.09.2014 г. и примерной программой внеурочной деятельности.Начальное и основное образование/(В. А.Горский,А.А,Тимофеев,Д.В.Смирнов и др);под редакцией В.А.Горского-2 изд.Москва :Просвещение ,2011.
Актуальность программы «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.
Практическая значимость кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Программа курса «Юный художник» вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира.
Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
Вид –модифицированная.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи :
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–8 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Режим занятий
.
Второй год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме –1час в неделю ,34 часа.
Прогнозируемые результаты
Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
-основы графики;
-правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (1 ч)
Рисование примакиванием кусочком поролона(1 ч)
Рисование ладошками.(2 ч)
“Восхитись красотой нарядной осени” (10 часов). Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
“Любуйся узорами красавицы зимы” (8 час ).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
“Радуйся многоцветью весны и лета” (5 часов).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой.
«Я - художник».(7 часов) Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения. | Кол-во часов |
1 | «Чему я научусь» | Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности | 1 час |
2 | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель | 1 час |
3 | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | Рисование ладошками. Акварель | 1 час |
4 | «Петушок – золотой гребешок» | Рисование ладошками. Акварель. | 1 час |
5 | «Праздничный букет»- коллективная работа | Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер. | 1 час |
6 | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения. | 1 час |
7 | «Осенний день» | Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер. | 1 час |
8 | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники. | 1 час |
9 | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки. | 1 час |
10,11 | «От точки к точке». Рисование по точкам | Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель. | 2 часа |
12, 13, 14 | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель. | 3 часа |
15 | «Натюрморт». Аппликация | Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа. | 1час |
16 | Морозные узоры. | Знакомство с техникой«рисование воском» | 1 час |
17 | «Новогодний сувенир» | Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация. | 1 час |
18 | «Новогодняя елка». Смешанные техники | Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель. | 1 час |
19 | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | Использование знакомых способов и техник рисования | 1 час |
20 | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска. | 1 час |
21 | Зимний пейзаж | Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь | 1 час |
22 | Рисование птиц | Конструктивное рисование птиц. Акварель | 1 час |
23 | Февральская лазурь | Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов» | 1 час |
24 | Весенний букет | Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер. | 1 час |
25 | «Котёнок и щенок». | Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки. | 1 час |
26, 27 | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | Бумагопластика. Прорезная аппликация. | 2 часа |
28 | Портрет друга | Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники. | 1 час |
29 | «Моя семья» | Жанр портрета. Акварель. Гуашь | 1 час |
30,31 | Сувенир «Последний звонок» | Тестопластика. Гуашь | 2 часа |
32 | Рисование бабочек | Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету | 1 час |
33 | «Моя картина» | Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники. | 1 час |
34 | «Я - художник» | Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» | 1 час |
Методы и приёмы работы с детьми
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы . Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.
Список литературы используемая педагогом:
1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009
2.В.А.Сапожникова « Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения».
3.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
4.Флористика, 2003г.
5.«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.
6.В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
Список литературы рекомендуемая для детей и родителей:
1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009
2.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
Интернет ресурсы.
-сайт «Образовательная школа 2100»;
-«Открытый класс»;
-«Proшколу.ru»;
-www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»
Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и образовательных конструкторов LEGO как инст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе "Юный эколог". Тема: "Экологическая тропа"
laquo;Экологическая тропа» Экскурсия в парк.Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах...
