ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Паршукова Елена Сергеевна

Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности   по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального  общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshukova_yunyy_hudozhnik.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа № 460»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                    Руководитель

ГБОУ «Школа №____»

__________________Ф.И.О.

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Юный художник»

Разработчик:

Паршукова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

 

Москва, 2019

 Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности   по общеинтеллектуальному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального  общего образования, утверждённым Приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, примерной основной образовательной программой НОО, письмом департамента общего образования  Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного образовательного стандарта общего образования» и приложение к нему «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования; рекомендованной письмом МО и Н РФ от 16.08.2010г. № 03-48, основной образовательной программой МБОУ СОШ д.Башкирская Ургинка, утверждённой приказом № 97 от 01.09.2014 г.  и примерной программой внеурочной деятельности.Начальное и основное образование/(В. А.Горский,А.А,Тимофеев,Д.В.Смирнов и др);под редакцией В.А.Горского-2 изд.Москва :Просвещение ,2011.

        Актуальность программы «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества. 

    Практическая значимость  кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.               Программа курса «Юный художник» вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов,  национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира.

 Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.

     Вид –модифицированная.

     Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

      Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи :

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–8 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Режим занятий

.

Второй  год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме –1час в неделю ,34 часа.

 

                                 
Прогнозируемые результаты

Должны знать:

         -особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

         -разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

         -творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

         -основы графики;

          -правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

         -пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

          -пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

-проявлять творчество в  создании работ.

                                 Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (1 ч) 

Рисование примакиванием кусочком поролона(1 ч)

Рисование ладошками.(2 ч)

 “Восхитись красотой нарядной осени” (10 часов). Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

“Любуйся узорами красавицы зимы” (8 час ).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

 “Радуйся многоцветью весны и лета” (5 часов).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой.

«Я - художник».(7 часов) Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

                  Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Кол-во часов

1

«Чему я научусь»

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

1 час

2

«Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель

1 час

3

«Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками

Рисование ладошками. Акварель

1 час

4

«Петушок – золотой гребешок»

Рисование ладошками. Акварель.

1 час

5

«Праздничный букет»- коллективная работа

Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

1 час

6

«Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями

Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.

1 час

7

«Осенний день»

Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер.

1 час

8

«Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

1 час

9

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.

1 час

10,11

«От точки к точке». Рисование по точкам

Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель.

2 часа

12, 13, 14

«Вкусно и полезно!» Рисование фруктов

Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель.

3 часа

15

«Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа.

1час

16

Морозные узоры.

Знакомство с техникой«рисование воском»

1 час

17

«Новогодний сувенир»

Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация.

1 час

18

«Новогодняя елка». Смешанные техники

Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель.

1 час

19

«Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

1 час

20

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

1 час

21

Зимний пейзаж

Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь

1 час

22

Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц. Акварель

1 час

23

Февральская лазурь

Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов»

1 час

24

Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

1 час

25

«Котёнок и щенок».

Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки.

1 час

26, 27

Дек.рис. «Пасхальный сувенир»

Бумагопластика. Прорезная аппликация.

2 часа

28

Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

1 час

29

«Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

1 час

30,31

Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь

2 часа

32

Рисование бабочек

Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету

1 час

33

«Моя картина»

Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.

1 час

34

«Я - художник»

Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

1 час

 

         

 Методы  и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

 Выход программы . Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.

        

              Список литературы используемая  педагогом:

   

      1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009

      2.В.А.Сапожникова « Образовательная  программа внеурочной деятельности  учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения».

 3.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

 4.Флористика, 2003г.

      5.«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.

      6.В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003

       

      Список литературы рекомендуемая для детей и родителей: 

1.Ф.Г.Азнабаева «Рисуем ,фантазируя»-Уфа,2009

2.«Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

                                  

Интернет ресурсы.

-сайт «Образовательная школа 2100»;

-«Открытый класс»;

-«Proшколу.ru»;

-www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»

Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"

Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»

         Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и  образовательных конструкторов LEGO  как инст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе "Юный эколог". Тема: "Экологическая тропа"

laquo;Экологическая тропа» Экскурсия в парк.Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах...