Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
календарно-тематическое планирование по теме

Смирнова Наталья Сергеевна

Дополнительная образовательная программа "Юный художник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_khudozhnik._programma.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 59

имени Героя Советского Союза М.Е. Родионова»

Рассмотрено                                                                                                                    «УТВЕРДАЮ»

На МО                                                                                                       директор МБОУ СОШ №59

Протокол №___                                                                                         ________

Руководитель:________                                                                                 «__»___________2013г.

«__» _________2013г.

Дополнительная образовательная программа

«Юный художник»

для первой ступени образования

2013-2014 уч.год

Программу составил: Смирнова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов.

Архангельск

2013

Пояснительная записка

         Данная дополнительная образовательная программа воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

        Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

        Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

       Цель: формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

       Задачи:

  • развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;
  • расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

          Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. Пособие предлагает различные виды рисования. Рисование мыльными пузырями, кляксами, методом выдувания, точками, ладошками, брызгами, с использованием ниток, рулонов, трафаретов, воска.

Каждое занятие сопровождается подробным описанием последовательности действий, содержит рисунок – заготовку, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У ребенка, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенной техники рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать. Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной деятельности и педагогам дополнительного образования.

       Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-10 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

      Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

      Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 2 час, 68 часов в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по — настоящему желающий этого ребенок. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Ученик будет знать:-отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;— ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;— об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.Ученик будет уметь: - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;— понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;— передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;— выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:— владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; Ученик способен проявлять следующие отношения: - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;— творчески откликаться на события окружающей жизни.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: 
— контрольных занятий по изученным темам; 
— конкурсы; 
— выставка детских работ; 
— в конце года готовится итоговая выставка работ. 

Темы занятий.

Темы

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

Рисование пальцами. Букет.

2

1

1

Рисование пальцами. Лилия.

2

1

1

Рисование ладошкой. Дерево.

2

1

1

Рисование отпечатками пальцев. Человек

2

1

1

Оттиск ластиком. Кирпичный домик.

2

1

1

Оттиск губкой или поролоном. Лес

2

1

1

Рисунок тычкованием ватными палочками. Ягоды.

2

1

1

Рисунок тычкованием карандашом с ластиком. Утро.

2

1

1

Монотипия. Симметричный рисунок.

2

1

1

Набрызг. Звездное небо.

4

1

3

Рисование восковыми мелками. Кошка.

4

2

2

Граттаж .

4

1

3

Кляксография.

2

1

1

Рисование нитками.

2

1

1

Рисование по мокрому.

4

2

2

Фактурное рисование. Деревня.

2

1

1

Рисование на мятой бумаге.

4

1

3

Рисование клейкой лентой.

2

1

1

Рисование на неровной поверхности.

2

1

1

Рисование мыльными пузырьками.

2

1

1

Рисование процарапыванием. Дерево.

2

1

1

Батик.

3

1

2

Рисование с трафаретом.

1

-

1

Рисование гелиевой ручкой.

1

-

1

Рисование свечкой.

2

1

1

Рисование соломкой.

3

1

2

Оттиск смятой бумагой.

2

1

1

Рисование рулоном. Узоры.

2

1

1

Работа с валиком.

2

1

1

Итого

68

30

38

Тематическое планирование по дополнительному образованию в области изобразительной деятельности

Обучающиеся начальных классов

 

Тема занятия

Цели

Задачи

Дата проведения

1,2.

Рисование пальцами

Развивать интерес к рисованию. Обогащать сенсорный опыт детей, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

Освоение техники рисования пальцами.

 

3,4.

Рисование пальцами

 

5,6.

Рисование ладошкой

Освоение техники оттиска ладони.

 

7,8.

Рисование отпечатками пальцев

Освоение техники оттиска пальцев.

Освоение техники оттиска разными предметами.

 

9,10.

Оттиск ластиком

 

11,12

Оттиск губкой и поролоном

 

13,14.

Тычкование ватными палочками

Освоение техники тычкования различными предметами.

 

15,16.

Тычкование карандашом с ластиком

 

17,18

Монотипия

Освоение приема симметричного рисования, путем сгибания бумаги.

 

19,20.

Набрызг

Освоение техники напыления красками

 

21,22.

Набрызг с трафаретом

 

23,24

Рисование восковыми мелками

Освоение парафиновой техники

 

25,26

Рисование восковыми мелками

 

27,28

Граттаж

Освоение смешанной техники процарапывания и работы воском.

 

29,30

Граттаж

 

31,32

Кляксография

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами

 

33,34

Рисование нитками

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами

 

35,36

Рисование по мокрому

Освоение техники работы на мокрой поверхности.

 

37,38

Рисование по мокрому

 

39,40

Фактурное рисование

Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.

 

41,42

Рисование на мятой бумаге

Освоение техники рисования на мятой поверхности.

 

43,44

Рисование на мятой бумаге

 

45,46

Рисование клейкой лентой

Освоение техники рисования с помощью трафарета из клейкой ленты.

 

47,48

Рисование на неровной поверхности

Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.

 

49,50

Рисование мыльными пузырями

Освоение техники рисования

 

51,52

Процарапывание

Освоение техники процарапывания

 

53,54,55

Батик

Освоение техники рисования по ткани.

 

56

Рисование с трафаретом

Освоение техники напыления красками

 

57

Рисование гелевой ручкой

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами

 

58,59

Рисование свечой

Освоение парафиновой техники

 

60,61,62

Рисование соломкой

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами

 

63,64

Оттиск смятой бумагой

Освоение техники оттиска.

 

65,66

Рисование рулоном

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами

 

67

Работа с валиком

Освоение техники рисования различными материалами.

 

68. Обобщающее занятие.  Повторение пройденного на занятиях. Подведение итогов. Выставка рисунков.

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

 Материалы:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Методы:

- беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг) автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие 3-5 детей

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Педагог предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог  вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра "Придумай пейзаж" автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила.

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены.

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень - не жалейте лето!

    Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем педагог рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

Рекомендуемая литература

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

    М., 1961.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного

     проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд.–  

    М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном  

     искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском

     изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

7.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

8.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. –  

     Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

9.  http://festival.1september.ru/articles/615824/

10.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной  

      школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.:

       Дрофа, 1997.

11. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

      развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

      М., 1987.

12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

      усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.

13. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,    

      Флинта, 1999.

14. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:

      Просвещение, 1980.

15.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

      школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

16.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его  

       преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

17.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное

       искусство. - М.: Просвещение, 1989.

18.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

       изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

19. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В.

      Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.

20.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Программа дополнительного образования "Юный художник" новая версия на 5 лет обучения, направленность художественная.

В 2016-2017 учебном году я переработала свою программу на 5 лет обучения. Она включает в себя как обучения основам изобразительного искусства живописи, графике, скульптуре, так и практические навыки в...

Программа дополнительного образования " Юный художник"

Программа дополнительного образования " Юный художник" способствует раскрытию творческих способностей учащихся! Это важный компонент развития личности учащегося!...

авторская дополнительная образовательная программа " Юный художник"

Авторская дополнительная образовательная программа художественной направленности...

АДАПТИРОВНАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с синдромом Дауна. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует у...