«Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
статья

Подготовка к проектной деятельности младшего школьника  может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство формирования УУД   в условиях реализации ФГОС»

                                           «Если ученик в школе не научился ничего творить,

то в жизни он будет только подражать, копировать»

Л.Н.Толстой

         Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. Модернизация общего образования требует новую модель начальной школы. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Можно предположить, что главной задачей НОО становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика – учить себя. Этого можно достичь благодаря использованию современных образовательных технологий, которые, немыслимы без применения метода проектов. В силу того, что в последние годы произошло значительное изменение роли проектной деятельности, в современном мире владеть проектной деятельностью, означает то же самое, что уметь «читать» и «писать».

С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.

 Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения, формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД

  Умение учиться для современного школьника подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности являются первой ступенью потребности в самообразовании.

    Новой школе нужны новые методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную позицию школьников в учении, развивают универсальные учебные действия, реализуют принцип связи обучения с жизнью. Таковым и является проектный метод. Он вошел в жизнь как ответ системы образования на социальный заказ государства. Это один из интерактивных методов современного обучения. С точки зрения Е.С.Полат «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее»

     Метод проектов был разработан за рубежом. Философы искали способы и пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

    Именно поэтому американские педагоги Джон Дьюи, В.Килпатрик обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей. Они учли то, что с большим увлечением ребенок выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим . Познавательная деятельность чаще опирается на сиюминутные интересы детей, а реальное обучение никогда не бывает односторонним. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять на практике, если не сейчас, то в будущем.

    Российских педагогов метод проектов привлек в начале XX века. Под руководством С.Т.Шацкого была организована группа сотрудников, которая активно использовала проектные методы в практике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения звучал так: «Всё из жизни, всё для жизни».

    В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь  в 1980-х – 90-х годах.

    В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным целенаправленным видом  деятельности.

     Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию есть способ формирования проектного  способа взаимодействия с миром.

    Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

      Познавательная ценность метода проектов в наши дни обусловливается, во-первых, тем, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Во-вторых, что метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение же проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки и техники. В-третьих, результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. готовыми к использованию в реальной жизни (на уроке, в школе, дома).

    Таким образом, метод проектов возник как метод организации познавательно и творческой деятельности детей, стимулирующий собственную активность ребенка, связанную с его интересом, потребностью в самореализации.

      Обзор психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент метод проектирования достаточно распространён. Хотя организация проектной деятельности младших школьников свидетельствуют о необходимой дополнительной  корректировке складывающегося опыта, но учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, есть основания полагать, что применение метода необходимо  в начальном звене общеобразовательной школы. Нельзя не согласиться, что подготовка к проектной деятельности младшего школьника  может стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога.

  Проектная деятельность как способ формирования УУД

     В наши дни актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дети сегодня – это люди нового информационного общества. Современный ребенок может получить информацию разными способами и из разных источников. Но как он сумеет осмыслить, переработать и освоить данную информацию? Поэтому и возникает необходимость научить детей компетентному подходу к решению возникшей проблемы.

Актуальность метода проектов обусловливается необходимостью самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Процесс обучения будет успешным, а качество знаний достаточно высоким, если обучающиеся будут вооружены системой общих и специальных умений и навыков учебного труда, т.е. универсальными способами учебной познавательной деятельности.  

     Универсальными способами учебной деятельности являются универсальные учебные действия, которые представляют собой совокупный компонент ключевой образовательной компетенции. Школьник выступает субъектом деятельности. Результатом развития УУД  обучающихся является личность школьника, компетентного в сфере образования.

    Стоит отметить, что организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;

- учиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

    Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка. В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусматривать последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- объективно оценивать саму деятельность и результат проектирования.

   Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления. Реализация такого подхода не вызывает сомнений, так как такого рода деятельность позволяет детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

    Анализ методической литературы показывает, что для успешного существования в современном обществе человеку просто необходимо уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Это возможно благодаря проектной деятельности.     Таким образом, изучив сущность понятий  «УУД» и технологию метода проектов, убеждаемся в том, что формирование универсальных действий через проектную деятельность необходимо на первых ступенях начального образования.

 Основные требования  к использованию метода проектов

   Умение пользоваться методом проектов является показателем использования учителем новых технологий для обучения и развития младших школьников. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века. Они предусматривают, прежде всего, умение адаптироваться   к постоянно меняющимся условиям жизни человека.

     Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения состоят лишь из традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала.

     Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной или практической.

     Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.

     В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.

В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.

В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.

Таким образом, можно утверждать, что проект – это «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Увлечение проектами стало модно. Однако, проектирование в школе невозможно без организационной позиции учителя. Меняется психологический климат на уроке, так как из источника информации учитель становится соучастником процесса. Теперь он наставник, консультант. А творческий подход учителя  ведёт к повышению мотивации обучающихся.

         Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор делают не на результат совместных усилий ученика и учителя, а на то, каким путём был достигнут результат.

    Какая же роль тогда отводится ученику?

    Следует помнить, что проектная деятельность младших школьников – одна из важных составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий ребёнок погружён  в процесс выполнения, а вместе с ним в процесс получения новых и закрепления имеющихся знаний.

    Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую или исследовательскую задачу. Таким образом, он включается в реальную деятельность и овладевает новыми умениями.

     Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности  учащихся. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебной и познавательной деятельностью учащихся. Поэтому значительной части школьников впоследствии не удается   достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

    Однако стоит согласиться с мнением О.Ю.Осадько, что дети младших классов склонны активно участвовать в организации своей деятельности . В таком случае больше внимания следует уделять процессу осмысления, целенаправленного приобретения и применения детьми знаний, необходимых в том или ином проекте. Учителю при этом требуется проявить деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Целесообразно с ребятами проводить  в процессе работы над проектом экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. Не меньший интерес вызывают опросы, интервьюирование.

    Весьма важный является оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников можно отметить дипломами, грамотами, благодарностями. При этом помнить, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

     Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность («зрелость»).

    Первым показателем являются коммуникативные умения обучающихся.

    Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся.

    Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт оценочной деятельности.

     Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления младшего школьника в процессе обучения. В противном случае использование метода проектов неэффективно и затруднено.

 Особенности использования метода проектов  как эффективного средства формирования УУД  младших школьников

    Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность образования напрямую зависит от уровня сформированности УУД. Изучение теоретических основ проблемы подтвердило гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. А что же на практике?

    Существует достаточно распространенное убеждение, что      эффективная проектная  деятельность зависит от возраста учеников. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Именно внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение.

    Проекты в младших классах это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Но всё-таки возможно. Скорее всего, в начальной школе используют элементы проектной деятельности, так необходимой для эффективного формирования УУД. Но для ученика это и есть настоящий проект. Хотелось бы отметить, что  именно с первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. На первых шагах важна наглядность, образец и даже шаблоны. Актуально звучит в данной ситуации античный афоризм: «Примеры полезнее наставлений».

    Опыт работы свидетельствует, что начинать работу следует с недолговременных (1-2 урока) однопредметных и личных проектов (в 1-2 классах), затем постепенно вводить долговременные, переходить от групповых к общеклассным (в 3-4 классах).

     Считаю, что на сегодняшний день технология обучения методом проектов полностью не апробирована. Но такой опыт имеется. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на формирование и развитие исследовательской, творческой активности детей. А также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить индивидуально или с группой детей в процессе учебных занятий»

    Маленькие дети способны выполнять незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на несколько часов. Отсюда следует, что длительность проекта должна быть ограничена рамками одного урока. Поэтому и требования, предъявляемые к проекту самые простые. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.

    Отсюда вывод: проекты в младших классах несложные. Дети отчетливо представляют задачу, стоящую пред ними и пути её решения. Они учатся составлять план работы при помощи учителя (с чего начну, каким будет мой второй шаг…). Кроме этого, важно вместе со школьниками ставить учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, задать вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этой работы?  Владеете ли вы этими умениями? Каким образом вы сможете приобрести нужные умения? Где ещё вы сможете их применять в будущем?

     Правильным будет, если учитель будет направлять ребят на самостоятельный поиск с помощью простых вопросов. Например: Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам нужно получить? К каким источникам следует обратиться для получения информации?

    Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого следует помочь ученикам провести самооценку проекта и оценить процесс проектирования, опять-таки, с помощью вопросов. Конечно, нужно помочь ученикам подготовить проект к защите. Обычно (в 1-2 классах) презентация проектов проходит в форме выставки созданных работ, но целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление. Как правило, это рассказ о своём проекте.

    Педагогическая ценность ученических проектов определяется новыми универсальными действиями, которые формируются в ходе работы над проектом и заинтересованностью ученика в работе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Успех пробуждает желание к работе над другими проектами. Каждый проект представляет собой вполне реальное дело, пусть небольшое, но полезное.

    Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и является одним из способов для формирования УУД.  

Система использования проектной деятельности для формирования УУД младших школьников.

    Использовала вариативную часть учебников и работу над проектами по предложенным авторами УМК темам. Таким образом, дети постепенно погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, излагать свои мысли и применять все имеющиеся у них знания на практике.

    С учениками проводились беседы: «Что такое проект», «Как выполнить проект», «Для чего нужен проект», «С чего начать работу над проектом», «Я выполняю проект», «Что получу в результате проделанной работы».

 Полученные данные результатов работы свидетельствовали о том, что, во-первых, в процессе реализации проекта совершенствовался уровень готовности школьников к проектной деятельности. Во-вторых, после многократного участия детей в проектной деятельности повышался, на мой взгляд, уровень компетентности. Значит использование проектного метода в школе эффективно.

    Положительный опыт использования метода проектов позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе является одним из способов формирования универсальных учебных действий.

Заключение

     Изменения информационной, профессиональной сфер современного общества требуют корректировки образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств.

    Технология классно-урочной системы многие годы оказывалась эффективной для передачи знаний, умений и навыков школьникам. Однако происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, дающих возможность для развития творческой, инициативной, самостоятельной личности и формирующих у учащихся универсальное умение ставить задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для контактов – всё это требует использования новых способов образовательной деятельности.

    Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

     Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

    Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

    Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы, метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Коллективная проектная деятельность, которой мы занимаемся, направлена на формирование качеств, предъявляемых госу...

"Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"

Статья на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"...

ПРОГРАММА «Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ «СШ «13» г.Нижневартовска

Создание условий для успешного освоения учениками основ  проектной (исследовательской)  деятельности....