Ш. Перро. «Кот в сапогах». 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Технологическая карта урока литературы во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 2 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 04.05.2022г.

Тема

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

Педагогическая цель

Определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия; давать характеристику героев произведения

Тип урока

Закрепление изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Научатся делить текст на части, озаглавливать части, опираясь на план; находить главных героев сказки, называть черты характера главных героев.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определяют наиболее эффективный способ достижения результата.

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Основные понятия и термины

Произведение, жанр произведения, сказка, сказочный герой, характеристика героев.

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

М/м презентация; учебник литературного 2 класс 2 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

                                       -Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

 

 -Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник вторая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже.  

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить речевой аппарат к чтению.

 Упражнение в отработке дикции.

-Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению.  На доске изображена скороговорка. С начало прочитаем в медленном темпе, постепенно темп будем ускорять.

-Прочитайте, выразительно.

-Как вы думаете, что перед вами? (скороговорка)

-Как вы определили, что это скороговорка? (повторяющиеся согласные и гласные)

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте быстро.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали «Ха-ха-ха-ха-ха!»

-Молодцы, ребята!

Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения.

Выполняют упражнения для отработки дикции. Повторяют за педагогом.

III. Актуализация знаний

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений.)

Беседа с учащимися о видах сказок.

- Давайте вспомним, какие бывают сказки (Авторские и народные)

- В чем заключается отличие между авторской сказкой и народной? (Автор народной сказки неизвестен, сказители могут вносить изменения в текст, авторскую сказку создает конкретное лицо, не допускается внесение изменений в текст).

- На какие виды делятся народные сказки? (Волшебные, бытовые, про животных)

Сл.1

 

       

                             

           

            

Актуализирует знания учащимися о видах сказок; задает вопросы

Отвечают на вопросы.

Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (работа с иллюстрацией)

Формулирование темы и задач урока.

-Сл.2

-Предлагаю вам, рассмотреть картинки, которые изображены на слайде.

-И так, кто изображен на картинках? (Кот в сапогах, маркиз де Карабас)

-Где встречаются эти герои? (В сказке «Кот в сапогах»)

-Кто написал эту сказку? (Ш.Перро)

-Кто же догадался, какая тема сегодняшнего нашего урока? (Сказка «Кот в сапогах»)

-Правильно.

-Сегодня на уроке мы с вами прочитаем сказку и составим план к ней, озаглавим каждую часть, сравним героев сказки с героями русских сказок.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

 

Введение в тему урока на основе анализа языкового материала.

-Сейчас вам необходимо прочитать сказку и озаглавить каждую часть.

-Но для начала давайте вспомнить, что же такое план?

-Как правильно нужно озаглавить часть?

-Что заголовок должен нести в себе? (Заголовок нужно подобрать так, что бы в нем передавалась суть части).

-А для того чтобы вспомнить последовательность событий в сказке, мы её прочитаем по частям.

Формулирует учебную задачу, формулирует вопросы, контролирует правильность ответов.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют , что такое план текста.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий , которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Чтение сказки, определение частей сказки, составление названия каждой части.

-Ребята, сейчас я вам предлагаю прочитать сказку. Читать будем по очереди, каждый следит внимательно, я могу спросить любого из вас. После прочтения каждой части сказки, вам необходимо озаглавить ее.

-Зачем нужен план? (Чтобы не забыть последовательность, чтобы быстро найти нужный эпизод, чтобы не сбиться, когда будем пересказывать.)

-Откройте учебник на странице 182-ой.

-Начинаем читать. Приготовились следить за чтением.

(Читает первый ученик)

1часть

-О чем говорится в первой части? (О том, как отец делил наследство)

- Найдите в тексте и прочитайте как поступили старшие братья с младшим братом?  

-Справедливо ли проступили старшие братья? (Нет)

- Как вы думаете, почему они так поступили? (Потому что хотели лучшее оставить для себя)

- Кого оставили в наследство младшему брату? (Кота)

-Что попросил кот у своего нового хозяина? («Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог чтобы легче было бродить по лесу и вы увидите, что вас не так уж и обделили, как вам это сейчас кажется»)

-Как бы вы озаглавили первую часть?

- «Наследство отца».

2часть

-О чем говорится во второй части? (О том, как кот помогал своему хозяину, преподносил подарки от него королю)

-Что кот делал в лесу? (Добывал подарки для короля)

-Кого поймал кот в лесу? (Кролика, куропатки)

-Что делал кот у короля? (Преподносил подарки от своего хозяина)

- Как вы думаете зачем кот преподносил подарки королю от имени хозяина? (Для того чтобы король обратил внимание на хозяина и относился к нему благосклонно, чтобы добиться расположения короля, ведь король- главное лицо королевства и от него зависит, как будут жить люди в королевстве).

-Как мы можем охарактеризовать кота по его поступкам? (хитрый, мудрый, умный)

- Как мы озаглавим эту часть?

- «Помощь хозяину» или «Подарки королю».

3часть

-О чем говорится в этой части? (О том, как кот знакомит маркиза де Карабаса с королем)

-На какую хитрость решился кот, чтобы представить королю маркиза де Карабаса?

-Как озаглавим эту часть?

- «Знакомство маркиза де Карабаса с королем».

4часть

-О чем говорится в этой части? (О том, как кот подговаривает людей, чтобы они сказали, что поля принадлежат маркизу де Карабасу)

-Что кот сказал людям, если они не скажут королю, что луг принадлежит маркизу де Карабасу? («Вас всех изрубят на куски, словно начинку для пирога»)

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- «Богатые владения маркиза»

5часть

-О чем говорится в этой части? (О том, как кот перехитрил людоеда)

- Как кот перехитрил людоеда? (Сказал людоеду, что он не может поверить словам, что людоед умеет превращаться в самых маленьких животных)

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- «Обман Людоеда и замок в подарок»

6часть

-О чем говорится в этой части? (О том, что кот был вознагражден, а маркиз де Карабас стал зятем короля)

-Понравился ли замок королю и принцессе?

-Чем закончилась сказка? (Король был очарован достоинствами маркиза де Карабаса и был от него без ума и предложит маркизу де Карабасу стать его зятем)

-Как был вознагражден кот? (Кот стал знатным вельможей)

- Как вы думаете, почему кот помогал своему хозяину? (Хотел показать какой он друг и не бросит его в трудную минуту)

- Можем ли мы назвать кота другом хозяина? (Да)

- Как вы думаете смог ли добиться таких успехов хозяин, не будь у него такого друга как кот?

- Чему нас учит эта сказка? (сказка "Кот в сапогах" учит тому, что добро победит зло, главное - в это верить. Нужно дорожить дружбой, и тогда друзья помогут тебе в самой сложной ситуации, а вместе легче справиться с трудностями и добиться цели.

Смысл сказки состоит в том, что не стоит отчаиваться даже в самых сложных ситуациях, всегда можно найти выход, особенно когда у тебя есть хороший друг, который всегда придет на помощь.)

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует чтение учащихся, делит вместе с учащимися сказку на части, проводит анализ каждой части, работает над озаглавливанием каждой части

Читают сказку, определяют и

 Каких частей она состоит, озаглавливают каждую часть.

ФИЗМИНУТКА

-А теперь мы дружно встали,

Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево и садимся вновь за дело.

Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

Творческое задание

(составление характеристики главных героев)

-Ребята, сейчас вам предлагаю выполнить творческую работу в паре.

-На каждой парте лежит карточка с характеристикой героев: кота в сапогах и маркиза де Карабаса, вы должны охарактеризовать этих героев, как они себя вели в сказке.

-По готовности проверим ваши ответы.

Кот в сапогах (унылый, добрый, умный, скромный, сообразительный, смекалистый, хитрый, терпеливый, находчивый)

Кот в сапогах – решительный, хитрый и находчивый. Он делает всё, чтобы его Хозяин разбогател. При этом Кот думает и о себе: ведь если хозяин станет богатым, то и сам Кот будет, как сыр в масле кататься.

Он 3 месяца старался получить доверие короля, принося ему дичь, а в нужный момент использует это доверие в интересах хозяина.

Маркиз де Карабас (унылый, добрый, умный, нерешительный, трудолюбивый, терпеливый, находчивый, глупый)

Хозяин, он же маркиз Карабас - нерешительный, не приспособленный к жизни человек. Сначала он жалуется на то, что ему досталось от отца незначительное наследство, а затем полностью подчиняется решениям Кота: отдал ему свои сапоги, залезает в воду голым, даже не поинтересовавшись, зачем это надо.

Если бы не было кота, не видать бы ему принцессы.

-Сравните кота их французской сказки и кота из русской сказки «Кот и лиса» (И в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и находчивости)

Обобщающее слово:

-Ребята, сказка "Кот в сапогах" учит тому, что добро победит зло, главное - в это верить. Нужно дорожить дружбой, и тогда друзья помогут тебе в самой сложной ситуации, а вместе легче справиться с трудностями и добиться цели.

Смысл сказки состоит в том, что не стоит отчаиваться даже в самых сложных ситуациях, всегда можно найти выход, особенно когда у тебя есть хороший друг, который всегда придет на помощь.

Объясняет алгоритм работу по составлению характеристики героев, добивается аргументированных ответов. Обобщает ответы детей.

Составляют характеристику героев, сравнивают их поведение, дополняют друг друга.

VI.Подведение итогов урока.

Цель: подведение итогов учебного занятия

Обобщающая беседа,

-Чем особенно вам запомнилась прочитанная сказка?

-Чему учит сказка? (Унывать нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход)

-Чему можно поучиться у героя?

Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно)

Обобщение полученные знания о писателе и о его произведениях

2.Домашнее задание

(дифференцированное)

- Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо подготовить пересказ сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

Задает домашнее задание.

Записывают задание в дневники.

3. Рефлексия  выставление оценок

-Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

-Теперь поднимите руку те, кто не совсем доволен своей работой на уроке.

Побуждает к оценке

Оценивают свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...

Викторина .Ш.Перро "Кот в сапогах".1 класс.

Задание для суперчитателя по произведению Ш.Перро "Кот в сапогах".1 класс. Внеклассное чтение....

Конспект урока по литературному чтению «Ш. Перро «Кот в сапогах»» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты:  Пр...

Конспект урока литературного чтения Тема: Ш. Перро "Кот в сапогах" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением «Кот в сапогах» Ш. Перро; формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения; формирование умения выделять инфо...

Конспект урока по литературному чтению Ш. Перро «Кот в сапогах» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Ш. Перро «Кот в сапогах»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвеча...

Тест по литературному чтению Шарль Перро "Кот в сапогах" 2 класс

Цель данного теста: создание условий для проверки знаний по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах».Задачи: развивать память, речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к предмету и ...

Технологическая карта урока литературное чтение "Ш. Перро, "Кот в Сапогах" 2 класс, УМК Школа России

Тема урока: «Ш. Перро «Кот в сапогах»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интер...