РП кружка внеурочной деятельности "Я - исследователь", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности
«Юный исследователь» для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Бендерская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Пр. № __ от «__» ________ 2023 г. Руководитель ________ М.В. Кара | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Э.В. Смородинова «___» _______________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «БСОШ №2» ___________ Н.Н. Киливник «___» ______________ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
развития личности «Юный исследователь»
для 1-В класса на 2022/2023 учебный год
Составитель программы:
Сандул Алексей Петрович
Педагогический стаж – 1 год
Квалификационная категория – нет
Бендеры
2023
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка ………………………………………………………... | 3 |
1.2. | Общая характеристика курса внеурочной деятельности …………………… | 4 |
1.3. | Место курса внеурочной деятельности в учебном плане …………………… | 5 |
1.4. | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………………………………………. | 5 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………... | 7 |
2.2. | Календарно-тематическое планирование ……………………………………. | 9 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса …………………………………………………… | 11 |
Приложения …………………………………………………………………………... | 12 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Математическая логика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» №294-3-III от 27.06.2003 г.;
- Концепции Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МП ПМР №966 от 11.07.2013 г.);
- Базисного учебно-развивающего плана ГОС НОО ПМР (приказ МП ПМР №966 от 11.07.2013 г.);
- СанПиН МЗиСЗ Приднестровской Молдавской Республики №03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования»;
- Основной образовательной программы МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2» (приказ №144 от 28.08.2023 г.).
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Учебным планом МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2», рассмотренным на педагогическом совете от 28.08.2023 г. и утверждённым МУ «Управление народного образования г. Бендеры» (приказ №475 от 29.08.2023 г.).
- Примерной программой внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Юный исследователь» (для учащихся начальной школы). – Т.: ПГИРО, 2016 г. (утверждена решением Совета по образованию от 30 апреля 2015 г., приказ МП от 19 мая 2015 г. № 493)
Данная программа предполагает формирование знаний и умений, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, которые в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, техникумах, вузах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.
Методологической основой программы является программа курса «Я – исследователь» (1–4 классы) А.И. Савенкова.
Цель программы: развитие творческого потенциала личности учащихся и формирование у них исследовательской грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
– научить основам проектно-исследовательской деятельности;
– научить детей видеть проблему, анализировать результаты, планировать работу;
– научить ставить цели, определять задачи, составлять план своей деятельности;
– обучить особенностям работы с информацией, основными методами получения и обработки информации, представлением результатов работы;
– развить познавательные и исследовательские способности;
– способствовать формированию прообраза проектной деятельности;
– сформировать и развить навыки самостоятельной работы по поиску и обработке информации;
– сформировать навыки сотрудничества, работы в группе, рационального использования рабочего времени;
– развить у детей коммуникативные умения и навыки;
– развивать умение вести диалог, координацию действий;
– воспитывать у детей целеустремленность, настойчивость, интерес к исследованию;
– воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к людям;
– воспитывать у обучающихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность;
– содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формы проведения занятий:
– практические занятия;
– теоретические занятия;
– индивидуальная практическая деятельность;
– мини-конференции, защита проектов;
– экскурсии;
– выставки, презентации;
– диспуты и обсуждения.
Учащиеся, для которых составлена данная рабочая программа, успешно освоили программу дошкольного уровня образования, обладают необходимым объёмом знания и готовы приступить к обучению 1-ом классе.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
1.2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основу образовательной деятельности обучающихся составляет поисково-проблемный метод, метод проектов и другие методы, способствующие развитию исследовательских умений обучающихся.
В ходе реализации программы в 1-ом классе обучающиеся приобретают систему небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний.
Преимущество и особенность работы над проектами в рамках программы состоит в том, что ограниченный временными рамками урок плавно переходит во внеурочную деятельность и находит в ней свое продолжение прикладного характера, объединяя при этом практически все учебные предметы начального общего образования.
Тематика проектов выбирается в результате совместных действий педагога, учащегося и его родителей. Тема проекта может быть одна на всю учебную группу, но при этом пути реализации и конечный результат подгрупп или отдельных учащихся могут быть разными. Проектно-исследовательская деятельность учащихся должна быть социально и педагогически значимой.
Работу над проектами в первом классе следует рассматривать как подготовительную, а начинать работу над проектами целесообразно со второго класса.
Требования к ученическим исследованиям: Творческие задания должны быть:
– простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой;
– доступными для понимания, учитывая возраст обучающихся;
– разнообразными по содержанию;
– интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
– разными по форме проведения, взаимозаменяемыми, привлекательными для учащихся;
– исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
Формы контроля – участие в выставках, конференциях, конкурсах, презентациях, участие в разного рода массовых мероприятиях, в том числе и праздничных, встречах и других мероприятиях, где ребята могут представить конечный или промежуточный результат своей работы.
1.3. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Юный исследователь» входит в вариативную часть учебного плана. На данный курс внеурочной деятельности дано 33 учебных часов (1 час в неделю).
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта и образовательным процессом.
Личностные результаты:
– умение проявлять самостоятельность и творческую активность;
– умение выполнять задания точно, аккуратно, своевременно;
– умение соблюдать ТБ во время экскурсий и проведения опытов;
– умение правильно организовать рабочее место, место проведения опытов и экспериментов;
– умение сопереживать и прийти на помощь;
– умение проявить в деле волю, настойчивость, трудолюбие.
Метапредметные результаты:
1) Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– умение работать по предложенному учителем плану;
– умение составить план действий;
– умение принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение и последствия.
2) Коммуникативные УУД:
– умение слушать и понимать речь других, фиксировать ключевые слова, взаимодействовать с окружающими людьми;
– умение организовать товарищей для совместного дела;
– умение искать и находить компромиссы;
– умение высказать и доказать свою точку зрения.
3) Познавательные УУД:
– умение анализировать под руководством учителя проведенные мероприятия;
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– умение делать выводы в результате самостоятельных наблюдений и выводов.
Предметные результаты:
– умение составить и защитить результаты работы;
– умение владеть основами проектно-исследовательской деятельности;
– умение получить, прочитать и обработать информацию.
Ожидаемые результаты:
– повышение уровня формирования общеучебных навыков;
– развитие речи и обогащение словаря;
– активный интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в процессе совместной творческой, исследовательской и практической деятельности;
– положительное влияние информации, выходящей за рамки предмета, на формирование духовно-нравственного потенциала личности ребёнка;
– формирование навыков исследовательской работы с книгой, в музее, на выставке, с интернет-средствами, в процессе наблюдения, общения и др. в целях получения новых знаний;
– приобретение коммуникативных навыков;
– развитие способности адекватной оценки и представления результатов своей работы в различной форме (доклад, рисунок, фотография, звуко-видеозапись и др.);
– активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание темы | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
I. | Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности | 9 | 2 | 7 |
1.1. | Введение. Понятие «исследование». Методы исследования | 2 | 2 | |
1.2. | Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность | 2 | 2 | |
1.3. | Что такое вопрос и как его задавать? | 2 | 2 | |
1.4. | Информация. Источники информации. Работа с книгой | 3 | 3 | |
2. | Формирование исследовательских навыков | 24 | 2 | 22 |
2.1. | Сезонные наблюдения в природе | 6 | 1 | 5 |
2.2. | Занимательная математика | 4 | 1 | 3 |
2.3. | Устное народное творчество. Праздники | 5 | 5 | |
2.4. | Тренировочные занятия по особенностям проведения самостоятельных исследований | 6 | 6 | |
2.5. | Мини-конференция по итогам исследований | 2 | 2 | |
2.6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 4 | 29 |
Содержание программы первого года обучения (1 класс)
I. Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности
1.1. Введение. Понятие «исследование». Методы исследования. Знакомство с понятием «исследование». Выявление круга интересов детей. Корректировка детских представлений об исследовании. Коллективное обсуждение вопросов о том, как человек использует свою способность исследовать окружающий мир. Как и где человек проводит исследования. Какие исследования называют научными исследованиями. Где применяют научные исследования. Научное открытие – что это такое? Методы исследования. Знакомство с основными методами исследования.
1.2. Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность. Понятие эксперимента. Мысленный эксперимент. Практические задания по проведению эксперимента с доступными объектами. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение особенностей наблюдения, его преимуществ и недостатков. Выполнение практических заданий на проверку и тренировку наблюдательности.
1.3. Что такое вопрос и как его задавать? Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задать вопрос. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
II. Формирование исследовательских навыков
2.1. Сезонные наблюдения в природе. Наблюдение за изменениями в природе. Сравнение погодных признаков и изменений в природе. Сбор информации о временах года из различных источников информации. Обработка информации. Выполнение практической работы по обработке информации и представление результатов. Проведение экскурсий-исследований (тематика экскурсий варьируется в зависимости от условий и возможностей организации образования). Выполнение практических работ по использованию полученной и обработанной информации.
2.2. Занимательная математика. Проведение исследований в области математики. Знакомство с цифрами, поиск информации об их использовании. Математические действия, зачем они нужны и какими бывают. Понятие о задачах. Виды задач. Анализ полученной информации о цифрах и их применении.
2.3. Устное народное творчество. Праздники. Поиск и представление информации о стихах, былинах, песнях, сказках. Проведение исследований о Приднестровье как стране, природе, людях, его населяющих. Изучение народных праздников и государственных праздников ПМР. Выполнение практической работы по анализу и обработке информации. Выполнение практических работ по изготовлению поделок к праздникам (по результатам проведенных исследований и применения их в практической деятельности).
2.4. Тренировочные занятия по особенностям проведения самостоятельных исследований. В ходе исследовательской деятельности детей (в процессе работы над п. 2.1; 2.2; 2.3 настоящей программы) учить видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Выполнение практических работ по классификации и структурированию материала. Изучение особенностей проведения эксперимента, исследования и наблюдения. Обучение умению делать выводы, объяснять, аргументировать, доказывать и защищать свои идеи. Таблицы и графики. Особенности их составления. Выполнение практических работ по темам: «Как составить доклад?», «Как сделать сообщение?».
2.5. Мини-конференция по итогам исследований. Представление результатов исследовательской деятельности группы или отдельных учащихся. Участие в работе мини-конференции предполагает задавать вопросы выступающим, высказывать свое мнение об услышанном.
2.6. Итоговое занятие. Творческий отчёт о работе членов кружка. Анализ результатов работы обучающихся за год. Постановка задач на следующий год. Поощрение обучающихся по результатам работы в течение учебного года.
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности | |||
1.1. Введение. Понятие «исследование». Методы исследования | |||
1 | Введение. Понятие «исследование» | 1 | |
2 | Методы исследования | 1 | |
1.2. Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность | |||
3 | Что такое эксперимент? | 1 | |
4 | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность | 1 | |
1.3. Что такое вопрос и как его задавать? | |||
5 | Что такое вопрос? Виды вопросов | 1 | |
6 | Как правильно задавать вопросы | 1 | |
1.4. Информация. Источники информации. Работа с книгой | |||
7 | Информация и способы её получения | 1 | |
8 | Источники информации и их классификация | 1 | |
9 | Работа с книгой с целью поиска и извлечения информации | 1 | |
II. Формирование исследовательских навыков | |||
2.1. Сезонные наблюдения в природе | |||
10 | Наблюдение за изменениями в природе | 1 | |
11 | Сравнение погодных признаков и изменений в природе | 1 | |
12 | Сбор информации о временах года из различных источников информации | 1 | |
13 | Обработка информации и представление результатов | 1 | |
14 | Экскурсия-исследование | 1 | |
15 | Использование полученной и обработанной информации | 1 | |
2.2. Занимательная математика | |||
16 | Проведение исследований в области математики. Знакомство с цифрами, поиск информации об их использовании | 1 | |
17 | Математические действия, зачем они нужны и какими бывают | 1 | |
18 | Понятие о задачах. Виды задач | 1 | |
19 | Анализ полученной информации о цифрах и их применении | 1 | |
2.3. Устное народное творчество. Праздники | |||
20 | Поиск и представление информации о стихах, былинах, песнях, сказках | 1 | |
21 | Проведение исследований о Приднестровье как стране, природе, людях, его населяющих | 1 | |
22 | Изучение народных праздников и государственных праздников ПМР | 1 | |
23 | Анализ и обработка информации | 1 | |
24 | Выполнение практических работ по изготовлению поделок к праздникам | 1 | |
2.4. Тренировочные занятия по особенностям проведения самостоятельных исследований | |||
25 | Выбор темы исследования. Составление плана | 1 | |
26 | Изучение литературы по теме исследования. Сбор необходимой для исследования информации | 1 | |
27 | Изучение литературы по теме исследования | 1 | |
28 | Структурирование собранного материала в ходе изучения литературы, его оформление | 1 | |
29 | Практическая часть исследования. Особенности проведения эксперимента, исследования и наблюдения | 1 | |
30 | Оформление исследовательской работы. Выводы по работе | 1 | |
2.5. Мини-конференция по итогам исследований | |||
31 | Мини-конференция «Защита исследований учащихся» | 1 | |
32 | Мини-конференция «Защита исследований учащихся» | 1 | |
2.6. Итоговое занятие | |||
33 | Итоговое занятие. Творческий отчёт о работе членов кружка | 1 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Библиографический список
1. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
5. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
6. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 224 с.
8. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
9. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 188–191 .
10. Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование. – 1999. № 6. – С. 69–71.
11. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. – № 10.
12. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Директор школы. – М.: «Сентябрь», 1998, № 7.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Приложение
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА
Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:
- Искусство создания книги
- Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
- Маленькая история о моей большой семье
- Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
- Мультфильмы: что это?
- О чем рассказывают следы на снегу
- Откуда хлеб на стол пришёл?
- Сказка – ложь, да в ней намёк...
- Праздники нашей семьи
- Семейные традиции
- Семейные реликвии
Темы исследовательских работ о природе:
- А у нас ананас!
- Вечнозелёная красавица леса
- Жизнь леса
- Портрет яблони
- Почему в яблоке не прорастают семена?
- Почему у елки колкие иголки?
- Русская берёзка
- Что мы знаем о древесной коре?
- Я садовником родился
- В гостях у белой кувшинки
- Почему подсолнух называют цветком солнца?
- Ягодная азбука
- Мой чудо-цветок
- О комнатных растениях
- Удивительные кактусы
- Что мы знаем о лимоне?
Темы исследовательских работ о животных:
- Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
- Зачем ежу яблоко?
- Крокодиловы слезы
- Кто живет у нас в лесу?
- Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
- Кто такой слон?
- Кто ты, собака?
- Кулинарные пристрастия белочки
- Любимое домашнее животное
- Люблю тебя, мой друг мохнатый!
- Любознательный зверёк — белка
- Мои домашние питомцы
- Мои четвероногие друзья
- Необычные факты про обычного ежика
- «Нора – это дом». Жилища животных
- Потерянный мир динозавров
- Почему вымерли динозавры?
- У кого длиннее хвост?
- Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Темы исследовательских проектов о грибах:
- Грибное лукошко
- О чём говорят нам названия грибов?
- Плесень — это тоже гриб!
- Ты, лисичка, рыжий гриб!
- Удивительное царство грибов
- Удивительная находка
- Угадай-ка грибок!
- Что за гриб на тонкой ножке?
Темы исследовательских работ о птицах:
- Как зимует воробей
- Мои пернатые друзья
- На крыльях весну принесли...
- О воробьях
- Покормите птиц зимой!
- Птицы – наши друзья
- Чудо из яйца
- Чье это гнездо?
- Чьи гнезда лучше?
Темы проектных работ о земноводных:
- Кто такие змеи?
- Лягушка с душою царевны
- Мир моей черепахи
Темы исследовательских работ о рыбах:
- Аквариум и его обитатели
- Аквариумные рыбки - какие они?
- Ловись, рыбка, большая и маленькая…
- Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нём
- Обитатели водоёмов
- Обитатели пресных водоемов
- Почему у камбалы глаза на одной стороне
- Рыбы наших вод
- Хищнее щуки рыбы нет...
Темы исследовательских работ о насекомых:
- Кто такие пауки?
- Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
- Насекомые. Какие они?
- Ох уж эти комары!
- Ох уж эти шершни!
- Порхающие цветы
- Почему бабочки не живут в городе?
- Пчела — друг человека
- Разумны ли муравьи?
- Сколько точек у божьей коровки?
- Удивительный мир бабочек
- Чудесное превращение гусеницы в бабочку
Темы исследовательских работ по географии:
- Достопримечательности нашего города
- Кто предскажет нам погоду?
- От кого река бежит?
- Откуда пришёл к нам чай?
- Почему вода на Земле не иссякает
- Семь чудес света
- Семь чудес России
Темы исследовательских работ по экологии:
- Бездомные животные – проблема каждого из нас
- Живая вода
- Живи, родник!
- Как спасти нашу реку?
- Какую воду мы пьём
- Каким воздухом мы дышим
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка
- Охранять природу - значит охранять мир
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология моего поселка
- Экология нашего водоёма
- Экопродукты моего огорода
Темы исследовательских работ по физкультуре:
- Если хочешь быть здоров
- Здоровый образ жизни
- Спортивная жизнь семьи
- Что такое витамины?
- Шоколад – вред или польза
- Я – велосипедист
Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:
- Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
- Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных)
- Пиноккио и Буратино
- По тропинкам Басни
Темы исследовательских работ по математике:
- Веселые задачки
- Веселый математический поезд
- Задачи в рисунках
- Математические пословицы
- Математические сказки
- Математический калейдоскоп
- «Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять»
Темы исследовательских работ по музыке:
- Баю-баюшки-баю (колыбельные песни народов Приднестровья)
- Видение музыки через рисунок
- История одного инструмента
- Музыкальные краски
- Поговорим о маме музыкой
- Сергей Прокофьев. Музыка для детей
- Сказка в музыке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-108637-1353586788.jpg)
ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)
Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-176153-1667324672.jpg)
Расписание уроков и кружков внеурочной деятельности во 2 классе
Расписание основных уроков и кружков во 2 классе на 2012-13 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-382841-1389823885.jpg)
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-405926-1398280228.jpg)
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-405926-1398280228.jpg)
Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год
Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалас...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным государственным образовательным ст...