Дислексия диагностика и коррекция
статья

Дислексия диагностика и коррекция (лекция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_diagnostika_i_korrektsiya.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия: диагностика и коррекция

Дислексия - это стойкое нарушение процесса чтения, обусловленное недостаточной сформированностью того или иного компонента функциональной системы чтения.

Что входит в функциональную систему чтения? Из первой лекции мы помним, что Александр Романович Лурия условно разделил мозг на три блока: первый блок - блок регуляции тонуса и бодрствования, в него входят подкорковые и стволовые отделы головного мозга. Второй блок — это блок приема, переработки и хранения информации: в него входят теменные, затылочные и височные области правого и левого полушария головного мозга. Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля деятельности: в него входит передний мозг, т.е. лобные отделы.

Мы должны помнить, что нейропсихологический подход базируется на том, что каждая высшая психическая функция представляет собой систему, которая состоит из звеньев.

Далее подробно разберем с Вами компоненты чтения, те самые звенья, и как данный процесс устроен.

Чтение — это сложный психофизиологический процесс. И для того, чтобы его осуществлять необходимо, чтобы некоторые структуры головного мозга были к этому готовы, достигнуть определенного уровня зрелости. Также определенные когнитивные предпосылки тоже должны быть сформированы у ребенка. Это важно не только для обучения чтению, а также для чтения в целом.

Для того, чтобы читать, у ребенка должна быть хорошая нейродинамика, которую нам обеспечивает первый блок головного мозга. Подкорковые структуры будут давать тонус для реализации данной деятельности. Если ребенок быстро утомляется, процесс освоения чтения будет затрудняться, также при самом чтении будут возникать некоторые «пробелы», например, пропускать слова, перескакивать со строки на строку. А когда чтение становится трудным, этот процесс становится нелюбимым, теряется мотивация к нему.

Также для чтения ребенку нужен хороший слух. Потому что если у ребенка есть какие-либо особенности слухового восприятия, это будет влиять на развитие речи, и соответственно, в будущем на обучение чтению.

Ребенок должен хорошо уметь дифференцировать фонемы, то есть совокупность звуков у ребенка должен быть хороший фонематический слух, фонематическое восприятие. За анализ этих фонем отвечает левая височная доля. В целом, при чтении анализ фонем может не понадобиться, но обязательно пригодится при письме.

У ребенка должен хороший уровень акустического внимания и объем слуховой памяти. Это необходимо, чтобы ребенок понимал, что он прочитал. Прочитав большой текст нужно не забыть начало и не потерять суть.

Артикуляторно звуки ребенок также не должен смешивать, за это в нашем головном мозге отвечают нижнетеменные отделы.  Также не должно быть нарушений с тонусом в языке.

Для чтения необходима острота зрения плюс хорошее зрительное восприятие, чтобы ребенок быстро проводил оптический анализ графемы. Если зрительное восприятие имеет какие-либо особенности это может искажать и затруднять формирование правильного образа буквы и закрепление его. По внешнему сходству буквы могут казаться совершенно одинаковыми, из-за этого будет затрудняться процесс как чтения, так и письма.

Хорошая зрительная память также играет важную роль, потому что ребенку нужно не только воспринимать этот образ буквы, но и запомнить ее. Сначала запомнить образ буквы, а затем образ слова. В дальнейшем это может сказаться на скорости чтения, на качестве чтения.

Зрительно-моторная координация нужна, чтобы следить за строчкой, не терять ее. Случается так, что у ребенка есть какой-то гипертонус в глазодвигательных мышцах-из-за этого могут появляться какие-либо остановки в тех местах, где они не требуются. После таких остановок ребенок может сбиваться и также терять смысл прочитанного.

Теменно-затылочные отделы, которые отвечают за пространственные представления также участвуют в организации процесса чтения. Если будет дефицитарность этих отделов, у ребенка может сталкиваться с ошибками неправильного вектора чтения, например, будет читать не слева направо, а наоборот. Может заменять буквы, которые схожи не по оптическому признаку, а по пространственным характеристикам.

Также большую роль в процессе чтения играет межполушарное взаимодействие. Ребенок благодаря ему сможет сопоставить фонему и графему. За графему у нас отвечает левый висок, а за фонему правый. И чтобы соединить два этих образа нужно межполушарное взаимодействие.

Некоторые для закрепления результата рекомендуют учить читать и писать одновременно. Я в своей практике все же придерживаюсь последовательности- сначала обучение чтению, затем письму. При этом считаю важным тот момент, чтобы обучать ребенка именно чтению до школы. Ведь от того, как будет заложен этот фундамент зависит дальнейшая любовь к чтению к ребенку, которая ему будет отличной помощью при академическом обучении.

Когда ребенок освоил и фонему, и графему, сопоставил их и переходит к следующему этапу: соединение. Некоторые застревают на этом этапе, так как не могут переключиться с одного слога на другой. За этот процесс у нас отвечает премоторная область.

Также важен контроль, достаточная саморегуляция, это необходимо при пересказе прочитанного для того, чтобы не было угадывающего чтения. За это отвечают лобные отделы.

Обратите внимание, как сложно устроен процесс чтения. Сколько требуется мозговых структур для его реализации.

Также хочу отметить, что этот процесс очень энергозатратный и для того, чтобы в целом читать, у ребенка должна быть мотивация. И это как замкнутый круг, если у меня нет энергии у меня не будет мотивации на этот процесс, если у меня нет мотивации, то и энергии на этот процесс не будет.

Обучение чтению ребенка должно быть индивидуальным. Стоит отметить, что этот процесс нельзя форсировать. Всему свое время! Он должен протекать комплексно, в спокойной обстановке.

Сложности с освоением процесса чтения могут возникать, если вышеперечисленные структуры имеют некоторую дефицитарность.

Далее разберем дефицитарность каждого из трех блоков мозга, что будет приводить к нарушению тех или иных компонентов функциональной системы чтения.

Блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический). Этот блок обеспечивает поддержание тонуса коры головного мозга и устойчивость активного состояния. У детей, у которых прослеживается недостаточность данного блока мозга можно отметить истощаемость, импульсивность, снижение работоспособности, неравномерный темп деятельности, гиперактивацию, гипоактивацию. Гиперактивация — это когда ребенок через короткий промежуток времени начинает раскачиваться, болтать ногами, ерзать и т.д.  Гипоактивация выражается наоборот - ребенок ложится на стол.

При функциональной слабости первого блока головного мозга при процессе чтения мы увидим следующее: медленный, неравномерный темп чтения, пропуск букв, слогов, слов, трудности слежения за строкой, тихий голос при чтении, колебание успешности-на одном занятии без ошибок, на другом много ошибок, и они могут быть все разные.

Функциональная незрелость второго блока мозга. Он у нас представлен задними отделами коры-височной, теменной и затылочной областями правого и левого полушария.

Компоненты чтения, которые включены в данный блок мозга: переработка слухоречевой информации, кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной информации.

Стоит отметить, что каждое полушарие обеспечивает свою особую гностическую функцию. Правое полушарие отвечает за холистическую стратегию, которая предполагает объединение деталей в целостный образ, а левое полушарие отвечает за аналитическую стратегию, которая подразумевает анализ деталей. Поэтому можно выделить трудности обучения, которые обусловлены левополушарной недостаточностью или гностической правополушарной недостаточностью.

Гностическая левополушарная недостаточность.

Нейропсихолог А.В.Семенович отмечает в своих исследованиях, что именно при этих видах трудностей преобладает большое количество ошибок.

Стоит отметить, что это будет относиться как к чтению, так и к письму.

Например смешение букв, которые обозначают схожие по акустико-артикуляционным признакам звуки, парные звонкие и глухие, свистящие и шипящие (суп-зуб).

Также сюда можно отнести пропуски и перестановки букв, которые связаны с нарушением определения последовательности и количества звуков в слове (горсть-гость).

Ошибки обозначения границ слов также относятся к ошибкам этой категории. Они могут быть обусловлены недостаточностью переработки слухоречевой информации;

Также к ошибкам чтения можно отнести аграмматизмы, например, «высокая желтая стул».

При гностической левополушарной недостаточности в коррекции, в первую очередь, стоит обратить внимание на развитие фонематического восприятия, формирование языкового анализа и синтеза, развитие активного словаря, совершенствование грамматических категорий.

Гностическая правополушарная недостаточность.

При чтении и письме по правополушарному типу на диагностике мы увидим:

  • смешение зрительно похожих букв (щ-ш-ц);
  • устойчивая зеркальность при письме;
  • пропуски и смешения букв, обозначающих гласные звуки;
  • перестановка букв, например, «лес-лсе», «идет-дите» и т.д.

Наиболее распространённым явлением гностической правополушарной недостаточности является зрительно-пространственные особенности.

Соответственно, для коррекции гностической правополушарной недостаточности необходимо сделать акцент в работе на развитие и коррекцию зрительных функций, т.е. развитие зрительного восприятия, памяти, зрительного внимания. В этом блоке будут уместны упражнения на идентификацию изображений, эти упражнения помогут научиться выделять значимые признаки предметов. Также важным аспектом работы является перцептивное моделирование, т.е. воссоздание целостного образа из частей, например, складывание целого из 4х частей, как паззл. Следующих блок работы- распознавание зашумленных изображений.

Также важным блоком работы является развитие зрительно-пространственных функций, а именно представления о схеме собственного тела, работа по дифференциации правой и левой частей тела, развитие ориентировки в окружающем пространстве, развитие ориентировки на плоскости листа, развитие в пространственных признаках изображений и букв.

Функциональная слабость третьего блока мозга.

Ошибки, связанные со слабостью этого блока, именуются регуляторными трудностями и связаны со слабостью серийной организации движений и речи, слабости программирования регуляции и контроля деятельности. На диагностику мы увидим следующее:

-ошибки по типу инертности (персеверации элементов букв, слогов, слов);

-ошибки, которые связаны с трудностью удержания программы (антиципации букв, вежий ветер-свежий ветер; персеверации букв машина-машишина);

-ошибки, которые связаны с упрощением программы, например пропуски слогов, букв;

- ошибки обозначения границ предложения, например, отсутствие точки, заглавной буквы.

А также ошибки, которые связаны с нарушением зрительного слежения, большое количество орфографических ошибок.

Основными направлениями коррекции является развитие серийной организации движений и развитие функций программирования, регуляций функций действия.

Если обратиться к классификации дислексий, то самой яркой выступает классификация по Р.И.Лалаевой:

Фонематическая дислексия возникает при недоразвитии фонематического восприятия (трудности усвоения букв; замены букв, сходных акустически и артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш) или недоразвитии функций фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова, пропуски согласных в стечениях, вставки гласных между согласными в стечениях, перестановки, пропуски и перестановки слогов).

Семантическая (механическое чтение) нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении (не могут соотнести прочитанное слово и предмет на картинке, не могут ответить на вопросы по тексту) или несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматическая обусловлена недоразвитием грамм. строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (изменение падежных окончаний сущ., неправильное согласование в роде, числе, падеже, изменение числа местоимений; неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение формы глаголов.

Мнестическая проявляется в нарушении усвоения букв, в трудности установления связей между словом и буквой, недифференцированные замены букв при чтении, не могут воспроизвести ряд из 3-5 букв или слов, нарушают порядок их следования.

Оптическая проявляется: замены и смешения графически сходных букв, недифференцированность зрительных представлений, нарушения оптико-пространственного восприятия; трудности восприятия букв, написанных одна под другой, не расчленяют буквы на составные элементы, зеркальное чтение.

Тактильная наблюдается у слепых детей. В основе – трудности дифференцировать тактильно буквы азбуки Брайля.

Список основной литературы:

  1. А.Н. Корнев, О.А. Ишимова. Методика диагностики дислексии у детей
  2. Л.Г. Парамонова. Легкий способ научиться правильно говорить и писать
  3. М.А. Полякова Исправление у детей нарушений чтений и письма
  4. Н.Н. Китаева, И.А. Николаева Современный подход к коррекции дислексии у учащихся общеобразовательных школ
  5. Р.И. Лалаева Нарушения чтения
  6. Т.Г. Визель Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи;
  7. Т.Г. Визель Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития

 

Список дополнительной литературы:

  1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.
  3. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей
  5. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие.
  6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека.
  7. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.
  8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования.
  9. Топаз Ю. С. Нейропсихологическое исследование предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия. Диагностика и коррекция в таблицах

Данная презентация поможет молодым специалистам (логопедам, учителям начальных классов) точно определить ошибки относящиеся к логопедическим и спланировать коррекционную работу. Этот материа...

Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников

В докладе приведена таблица наиболее часто встречающихся "трудностей" обучения детей. А также причины этих трудностей, т.е. несформированности тех или иных психических процессов. Даны рекомендации по ...

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....

Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.

Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...

Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция

Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанн...