Мастер-класс по скорочтению.
консультация

Борзенкова Любовь Анатольевна
Оптимальная эффективность обучения
скорочтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности,
расширения объема знаний, умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_skorochteniyu.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 НАЧАЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2  г. ОХИ

ИМЕНИ  ГЕРОЯ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА  ГРИГОРИЯ  ГРИГОРЬЕВИЧА СВЕТЕЦКОГО

                                                   Мастер – класс  по  теме: 


«Формирование читательской компетенции младших школьников через использование приёмов скорочтения»

Борзенкова Л.А.

учитель начальных классов

первой  категории

Цель проведения мастер-класса:  научить применять активные

методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах

Задачи:

  • Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литературного чтения
  • Ознакомить участников мастер-класса с техниками скорочтения
  • Представить участникам мастер-класса опыт  использования техник скорочтения.
  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения  применения техник скорочтения на уроках;

 Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть.

2.Теоретические основы

Объявление темы и цели мастер-класса.  

Содержание мастер-класса.

Познакомить с  техниками скорочтения.

3.  Практическая часть.

Отработка  приемов скорочтения  с фокус - группой

4. Подведение итогов

5.Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по  применению техник скорочтения  на уроках.

Оборудование:

  • презентация;
  • раздаточный материал:

1.Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги   и  гости!

2. Теоретические основы

В своей педагогической практике,  я использую  технологию исследовательской  деятельности Александра Ильича Савенкова «Я – исследователь». На занятиях  учащимся часто приходится работать с большим объёмом информации:

  1. найти  её в различных источниках,
  2. прочитать,
  3. осмыслить прочитанное,
  4. отобрать нужную   информацию,
  5. переработать полученную информацию
  6. представить итог своей работы. 

     На этом этапе исследовательской деятельности, дети теряют интерес к работе, потому что у многих из них:

  1. низкая скорость чтения;
  2. преобладает неосмысленное чтение;
  3. отсутствует желание читать.

А самостоятельное чтение книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельный выбор  и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях), является  ключевой компетентностью  в  Федеральном Государственном Образовательном Стандарте  НОО.

Возникла  проблема: у обучающихся класса низкая  читательская  компетентность. Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. 

Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки  переработать максимальный объём информации. Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения будущий пятиклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившимся объеме учебной информации. Это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что же такое скорочтение?        

Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности это немного другое.

Это навык быстрой обработки любой информации.     Программы в школах усиливаются и количество информации увеличивается. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть тренды, он и учится лучше и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

Сегодня  я хочу вам представить  несколько упражнений, с помощью которых развивают навык скорочтения.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Одна из техник развития навыка скорочтения – это таблицы Шульте-Горбова.  Их довольно много, мы рассмотрим с вами только пару.

Первое упражнение таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата  на цифру 4 и стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.

   Слайд

Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация  внимания на центре. Это упражнение  делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. На этой таблице мы потренируемся, но, а на время работаем с таблицей 4х4 - это 2 уровень и 5х5- это 3 уровень.

 

 Следующее упражнение  «Красно черные цифры»

Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же

черное.  Приступаем к выполнению задания.

Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на  детей до 9  лет, есть упражнения помощнее.  Но, поверьте, что вам будет не очень просто.

Возьмём  следующее упражнение «Алфавит»

Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если  внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

Упражнение, которое очень полезно - это «Струп-тест»

Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании  прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.  Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И на оборот.

Смысл этого упражнения: при правильном выполнении - визуальное восприятие конфликтует с аналитическим. Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет,  который  написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов ученику  будет легче понимать прочитанное.

«Рисование двумя руками»

Для этого нам понадобятся лист и два пишущих инструмента.

Смысл этого упражнения в том, что при выполнении этого упражнения в мозге происходит формирование новых нейронных связей.  А вы знаете, что формирование нейронных связей - это формирование навыка. Например, если вы научились ездить на велосипеде, т.е выработали навык, то даже через 5 лет перерыва вы сядете  и поедете. Согласны?

Выполняя это упражнения «Рисование двумя руками» мы вырабатываем навык. Вы скажете, что этот навык бесполезен, в жизни он нам не пригодится. Но при выполнении этого упражнения в мозге происходят химические процессы, формируются новые нейронные сети, которые подготавливают почву для получения навыка.  Получается, что этим упражнением мы обманываем мозг. И  это упражнение мы проводим  перед упражнениями на внимание и перед отработкой  правильного чтения. Нужный навык формируется значительнее легче, за счет того, что организм подготовил нужные нейронные связи. Для того, чтобы эти упражнения были полезными их нужно постоянно менять. У ребенка не должно это идеально получаться, если у ребенка идеально получается, то это упражнение бесполезно. Должно получаться  процентов на 60-50.

Супер упражнение на развитие чтения с пониманием  «Поиск букв»

Поищите, пожалуйста, букву п. И запишите сколько раз она вам встретится. Вам на это 15 секунд. Кто сколько нашел?

 

В действительности их здесь 20 штук.

Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать  информацию, написанную разным шрифтом.

 

А мы движемся дальше.  Очень полезное упражнение-упражнение «Лабиринты». (3 уровня)

Ваша задача найти пары чисел, которые соединены между собой, используя только глаза Лабиринты.

Одна из причин, почему дети медленно и плохо читают - они отвлекаются, теряют нить чтения, теряют место положения, где они сейчас находятся. Очень важно научить ребенка правильно двигать глазами. Уметь по строчке очень качественно, быстро бегать. От этого скорость чтения только растёт.

И последнее упражнение, которое я хотела бы вам показать – это клиновидная таблица. Она есть как вертикальная, так и горизонтальная. Я покажу вам горизонтальную.

Что нужно делать?

Нужно стучать об стол, отбивая ритм на раз, раз и двигать глазами по центру от 1 до 18 и в момент движения стараться увидеть движения с верху и снизу одновременно. Поднимите руки, кто понял. И давайте попробуем под мой стук от 1 до 18. Запишите, пожалуйста, число на котором остановились. Вы уже поняли, что эта таблица на развитие верхнего и нижнего зрения. Есть таблицы на развитие бокового зрения у ребенка. Т.е он видит не одно и не два слова, а целые фразы. Тогда понимание значительно выше. Например, ребенок видит, что написано «Кот пьет молоко», то  у него сразу в голове образ кота, который пьёт молоко. А если ребенок видит только по одному слову «Кот»,  он представляет кота. Потом видит слово пьет. Представляет, как кот что-то пьет, а пить он может все, что угодно. Потом он читает «Молоко». Представляет,  как кот пьет  молоко. Согласитесь, что таким образом понимание текста сокращается. А  за счет целостного видения целого куска фразы, мы достигаем максимального понимания.

Программа 10-дневного тренинга для детей и подростков 9-12 лет.

Тренинг рассчитан на 10 дней и предполагает следующий формат ежедневных занятий с перерывом на отдых: 5 занятий, далее 2 дня выходных и еще 5 занятий. Начиная занятия в понедельник и завершая в пятницу, субботу и воскресенье вы отдыхаете.

Для тренинга необходимо подготовить 2-3 книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Можно использовать учебники по истории, географии, биологии и т.д. Можно рекомендовать, например, такие книги:

 Ж. Верн. «Таинственный остров», «15-летний капитан», «20 тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта».

М. Рид «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Дети лесов».

Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Чёрная стрела».

М. Твен «Принц и нищий».

Д. Лондон «Сердца трёх», «Белый клык», рассказы.

А. Азимов «Приключения робота Норби».

Ребенка нужно подготовить к тренингу. Следует отключить или поставить на бесшумный режим телефон, чтобы посторонние звуки не отвлекали от занятия.

Для проведения тренинга вам понадобятся: все карточки набора, 2 карандаша, 2-3 книги (о которых говорилось выше), тетрадь для записи результатов, 2 стакана питьевой воды (при больших умственных нагрузках для качественной работы мозга необходимо пить воду), полоски для выполнения клиновидных таблиц.

Все это лучше разложить либо на столе, либо на полу. Вариант с полом предпочтителен, так как необходимо, чтобы у ребенка тренинг ассоциировался с игрой, а не со сложным процессом обучения вроде школьного.

Первоначально необходимо обучить ребенка выполнять все упражнения. Для этого используйте «Методическое пособие по обучению детей скорочтению».

Общая методика выполнения упражнений.

Для упражнений, в которых определено время выполнения, используйте секундомер. Результаты остальных упражнений фиксируются по факту завершения.

Необходимо поддерживать общую высокую динамику занятия. Объясните ребенку, что задания нужно выполнять максимально быстро. Допустимо делать краткие паузы по 20-30 секунд для того, чтобы выпить воду или немного перевести дух.

Проверка стартовой скорости чтения.

Дайте ребенку прочитать первый контрольный текст для его возраста. Замерьте время чтения. Ребенок должен  читать про себя.

Разделите количество слов в тексте на время чтения в секундах. Например, 1 минута 20 секунд – это 80 секунд. Далее умножьте на 60.

То есть если ваш ребенок прочитал первый текст, в котором 373 слова, за 3 минуты 23 секунды, то 373 делим на 203 (3 минуты 23 секунды) и умножаем на 60:

373/203*60=110,2 слова в минуту читает ребенок.

Далее определяем понимание текста. Как вы, наверное, заметили, вопросы не содержат варианты ответов, как в стандартных тестах. На такие вопросы отвечать немного сложнее, но зато вы избежите развития шаблонного мышления у ребенка. Если ребенок ответил на все 10 вопросов, понимание прочитанного текста составляет 100 %, а если 3 – соответственно, 30 %.

Занятие 1. День 1-й.

1. Карточка «Таблицы Шульте» 3× 3 – подряд 2 таблицы.

2. Чтение с указкой – 1 минута.

3. Карточка «Лабиринты» - 1-й уровень, 2 карточки.

4. Карточка «Разные буквы» - найди 2 буквы, 1,5 минуты.

5. Чтение с указкой – 2 минуты.

6. Карточка «Струп-тесты» 2 карточки.

7. Карточка «Таблицы Шульте» 3× 3 – подряд 2 таблицы.

8. Чтение с указкой – 1 минута.

9. Карточка «Анаграммы» - 1-й уровень, 2 карточки.

10. Карточка «Рисуем двумя руками» - 1 картинка, 1 минута.

11. Чтение с указкой – 3 минуты.

12. Карточка  «Большие и малые числа» - 1 карточка, 30 секунд.

13. Карточка «Разные буквы» -  найди 2 буквы, 1,5 минуты.

14. Карточка «Алфавит» - 1 карточка.

15. Карточка «Устный счёт» - 1-й уровень, 1 карточка.

16. Чтение с указкой – 3 минуты. Пересказ – 2 минуты.

17. Карточка  «Большие и малые числа» - 1 карточка, 30 секунд.

18. Карточка «Рисуем двумя руками» - 1 картинка, 1 минута.

19. Карточка «Лабиринты» - 2-й уровень, 2 карточки.

20. Карточка «Чёрные и белые числа» - 1 карточка, 30 секунд.

21. Чтение с указкой – 4 минуты. Пересказ – 2 минуты.

Подведение итогов

Есть еще много упражнений, направленных на развитие скорочтения. Это упражнения «Разные числа», «Устный счет», «Анаграммы». Это лишь малая часть, что я вам рассказала.

Что же такое скорочтение? Скорочтение –это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом  понимание текста .

Приведу примеры из моей работы, на сколько увеличилась скорость чтения у моих деток- 3 класс.

Валентина  с 45 слов до 85, понимание текста было 70 стало 100 %.

Никита с 40 слов до 84, понимание было  40% стало 90%

Надеюсь мой мастер класс был вам интересен и полезен. Я буду очень рада, если эта техника понравилась вам. По России много школ, которые специализируются именно на этой технике, но наши дети далеко от этих городов.  В силах каждого учителя  включить в свою работу что-то новое и полезное.

Желаю удачи!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс "Педагогическая составляющая занятий внеурочной деятельности по скорочтению"

Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.Достоинство  техники  скорочтения — возможность увеличить объем запоми...

Мастер- класс "Секреты скорочтения"

Часто первоклассники при чтении допускают ошибки: пропускают, заменяют буквы, искажают окончания, не дочитывают их, переставляют слоги, прочитав задание, не понимают, что нужно выполнить, не могут пер...

Мастер-класс «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»

Мастер-класс «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...

Мастер-класс по скорочтению

Комплекс упражнений по скорочтению...

Мастер-класс " Приёмы скорочтения"

В педагогеке используются специальные методики и приёмы для тенировки технической стороны чтения. Скорочтение - это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного....