Мастер-класс "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники"
материал

Кокарева Александра Владиславовна

Дааный материал включает в себя текст мастер-класса на тему "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники", а также презентацию к данному мастер-классу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Тема данного мастер-класса: Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники.

Мнемотехника — это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций.

Основная часть

ЗАЛУ: На некоторых  коррекционных занятиях мнемотехника используется, чтобы повысить эффективность работы детей, разнообразить приёмы взаимодействия учителя с учениками, организовать сотрудничество учащихся между собой. Ученики помогут мне продемонстрировать такую работу на занятии по составлению рассказа и воспроизведению его по мнемокарте.

КОЛЛЕГАМ: - Дети, сегодня мы будем составлять рассказ. Вы хотите, чтобы он получился интересным и грамотным? Тогда вам надо запомнить много информации. Я научу вас, как легко и просто запоминать большой объём информации.  Вы будете работать в парах.

Послушайте отрывок из произведения Константина Ушинского «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках,  по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою записную книжку, — сказал отец.

 И Митя записал….

-  Чудесным образом записная книжка Мити оказалась у меня. А что мальчик записал в неё, мы узнаем позже… 

ЗАЛУ: До начала занятия я разложила на парты наборы картинок с изображением составляющих зимы: зимние забавы, зимняя одежда, зимующие птицы, признаки зимы в неживой природе, зимний праздник, включив  в наборы лишние картинки. На протяжении занятия дети должны постепенно подготовиться к составлению и воспроизведению рассказа.

- Дети, перед вами лежат наборы картинок. Выберите из предложенных только те картинки, которые относятся к  развивающему занятию по теме «Зима».

- Что Вы выбрали? Как можно назвать то, что изображено на картинках одним-двумя словами? Запомните.

1 группа – неживая природа

- Верно, все изображения относятся к неживой природе зимой. Давайте условно обозначим неживую природу снежинкой.

2 группа – забавы (санки) – аналогично Запомните.

3 группа – птицы (кормушка) – аналогично Запомните.

4 группа – одежда  (шубка) – аналогично Запомните.

5 группа – праздник  (Новый год) – аналогично Запомните.

- Повторите все эти слова. Мы можем предположить, что Митя в свой блокнот записал именно это. Молодцы, вы справились с заданием.

ЗАЛУ: Далее, выполняя поочерёдно задания, учащиеся составляют мнемокарту и запоминают через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом образуются устойчивые ассоциативные связи, которые обеспечат им качественное запоминание материала и помогут воспроизвести его в конце занятия в форме рассказа.

 - Но это только часть того, что записал Митя. Хотите узнать, что ещё написано в его  блокноте? Для этого нужно выполнить задания, которые придумал Митя.

Слайд – Задание № 1 «Какой бывает снег?»

Участники записывают слова, описывающие снег

- Вспомните и запишите на листочках  слова, которыми можно описать снег, какой он. Каждой паре нужно придумать по 3 слова.

- Готовы? Прочитайте свои слова. Запомните их, они вам ещё пригодятся. Приклейте снежинку на первую страницу вашей мнемокарты. И запомните, что снежинка на мнемокарте обозначает слова, описывающие снег.

Слайд  – Задание № 2 «Отгадай загадку»

Один человек из пары зачитывает загадку, остальные участники отгадывают её

- За картинкой прячется новое задание. На ваших столах лежат листы с загадками. Решите, кто из вас (один человек из пары) будет читать загадку, и громко прочитайте её, а все участники постараются отгадать. Давайте по очереди. Кто начнёт?

- О чём были загадки? Да, о зимних забавах. Приклейте картинку с изображением санок на вторую страницу мнемокарты. Вы запомнили: санки на мнемокарте обозначают зимние забавы.

Слайд  – Задание № 3 «Покорми птиц»

Участники выбирают пакетики с полезной для птиц едой

- А вы знаете, чем МОЖНО подкармливать птиц, а какая еда для них ВРЕДНА? Сейчас проверим. У меня на столе лежат пакетики с кормом. В кормушку надо положить пакетики только с полезной для птиц едой.

Орнитологи не советуют кормить птиц: крошками чёрного хлеба, солёным салом, апельсинами, кожурой бананов,  пшеном, картофелем, чипсами, ничем жареным.

- Повторите, чем можно кормить птиц зимой.

- Молодцы! Приклейте картинку с птичкой на третью страницу. Запомнили: изображение птички означает сведения о правильном корме для птиц.

Слайд  – Задание № 4 «Найди слова»

Участники находят «спрятавшиеся» среди букв слова, обозначающие предметы зимней одежды

- Посмотрите на следующую картинку. Задание, которое с ней связано, поможет нам вспомнить, как нужно одеваться зимой. Найдите в поле букв слова и прочитайте их. (7)

- Молодцы! Давайте теперь приклеим вот эту картинку. Вы запомнили, что  шуба на картинке обозначает тёплую зимнюю одежду.

Слайд  – Задание № 5 «Волшебный мешочек»

Участники на ощупь определяют предметы в «Волшебном мешочке»

- Вспомните, что спрятано за последним рисунком в блокноте у Мити.

- Правильно, наш любимый праздник Новый год. Определите наощупь, что лежит  в волшебном мешочке (снежинка, мишура, шишка, мандарин, игрушка, ёлочный шар).

- Как вы думаете, почему именно эти предметы оказались в волшебном мешочке?

- Да, они имеют прямое отношение к новогоднему празднику. Вы молодцы, смогли правильно, не глядя, определить все предметы. Приклейте картинку с ёлочкой.  Вы запомнили: ёлка на картинке – это Новый год.

ЗАЛУ: Таким образом, выполняя поочерёдно мои задания, учащиеся составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом у них образовались устойчивые ассоциативные связи, которые помогут воспроизвести материал и составить связный рассказ на заданную тему.

УЧЕНИКАМ - Мы выполнили все задания из блокнота Мити. По всему видно, что мальчик любит зиму. Как вы думаете, какое желание он записал? Правильно.

Мнемокарта

- У нас получилась мнемокарта, с помощью которой вы в течение 3-х минут составите свои рассказы о зиме, о том, за что вы её любите. Рассказ можно так и назвать «За что я люблю зиму». Мнемокарта поможет вам вспомнить всё, о чём мы говорили, и использовать это в ваших рассказах. Приступайте.

ЗАЛУ: А пока наши участники готовятся, я предлагаю залу поучаствовать в интересной игре. Встаньте, пожалуйста.

Ход игры: Запомните, как мы будем показывать конкретное время года. Зима - потираем руки. Весна - прилетели птички, машем руками как птицы. Лето - делаем движения руками, как будто плывём. Осень – изображаем ветер. Я буду задавать вопросы, а вы должны изобразить время года.

Вопросы:

1. Заяц белый, когда бывает?

2. Ягоды в лесу созревают?

3. Листочки на деревьях появляются?

4. Снегири прилетают?

5. Когда отмечаем Новый год?

7. Ходим в валенках?

8. Медведь выходит из берлоги?

10. Заяц меняет белую шубку на серую?

11. Одеваем демисезонную куртку?

13. Когда у птиц появляются птенцы?

14. Собирают урожай на полях?

- Вы молодцы! Спасибо вам за участие. Пока мы играли, наши ученики подготовили свои рассказы. Предлагаю послушать, что получилось.  

ДЕТЯМ: Я вижу, ваши рассказы готовы. Кто хочет представить свой вариант.

Заключительная часть

Слайд «Мнемотехника – совокупность приёмов…» ЗАЛУ: Уважаемые коллеги! Я постаралась продемонстрировать вам, как с помощью мнемотехники можно обучить детей составлять связный рассказ на заданную тему, а кроме того, как посредством этого же приёма развивать у них мыслительные операции. Учащиеся, выполняя поочерёдно мои задания, составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова и подготовили рассказ.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники" Учитель-дефектолог МБОУ СКОШ № 122 Кокарева Александра Владиславовна

Слайд 2

Мнемотехника - это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций

Слайд 3

К.Д. Ушинский "Четыре желания"

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Первая помощь при несчастных случаях"

Урок-практикум по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, переломах...

Составление рассказа по серии картинок при помощи вспомогательных вопросов

Опорные картинки используемые на уроках развития речи...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: ««Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя (желтый)".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...

Технологическая карта по предмету "Математически представления". Тема: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »

Цель: закрепление знаний о синем цвете.Прогнозируемые результаты: Предметные: - Закреплять умения различать и называть цвета: синий; Личностные:- учить выражать интерес к процессу позна...