Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Чтение с увлечением"
рабочая программа (3 класс)

Половникова Наталья Михайловна

Для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._3a_chtenie_s_uvlecheniem_-_kopiya.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

Белоярского района                                                                                       «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Белоярский»

 

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                      А.Г.Хильчук

на заседании Педагогического совета

Приказ

Протокол от «_30__» августа 2021    г.  № _1___

от 01.09.2021г. №475                                                                                                                                

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

С.С. Таликина

«30» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа   художественной   направленности

«Чтение с увлечением»

Возраст обучающихся: 9 лет (3 класс)

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Н.М. Половникова

педагог дополнительного образования

 СОШ № 4 г. Белоярский

г. Белоярский, 2021

                                                     Пояснительная записка 

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Актуальность программы заключается в том, что программа соответствует действующим программным документам, в ней представлены современные и актуальные направления развития культуры и науки. Программа может удовлетворить потребность детей данного возраста в решении актуальных для них задач.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.  

Программа рассчитана на детей 9-10 лет.

Формы обучения : групповая, индивидуальная и всем составом

Форма подведения итогов программы : карты оценки результатов освоения программы

Цель программы:  обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное самоопределение ; организация самостоятельного чтения младших школьников. 

Задачи:  

 Обучающие :

*. Совершенствование навыка чтения обучающихся.  

* Знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.

* Формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей.  

* Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.  

Развивающие  :

* Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.  

* Формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников.  

* Выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.  

*  Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Воспитательные :

 * формирование личных качеств обучающихся : доброта, сострадание, гуманизм, патриотизм и др. 

I. Планируемые результаты 

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих результатов. 

У обучающегося будут сформированы:   

  • интерес к содержанию художественных произведений;   
  • эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;  
  • интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;   
  • умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. 

Кроме того планируется

  • первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Обучающийся научится:   

  • принимать установленные правила работы с текстом; 
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.  

Обучающийся получит возможность научиться:   

  • работать с дополнительной литературой во внеурочное время;  
  • адекватно оценивать действия окружающих и свои действия. 

Обучающийся научится:   

  • определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;   
  • самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;   
  • понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;   
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; 
  • выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».  

Обучающийся получит возможность научиться:   

  • участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;   
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.  

Обучающийся научится:   

  • принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;   
  • использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.  

Обучающийся получит возможность научиться:   

  • выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;  уважать мнение собеседников.  

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:   

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);   
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;   
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; 
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;   
  • ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);   
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.  

В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»: Обучающиеся получат возможность:   

  • закрепить умение работать с книгой;  
  • закрепить умение работать с текстом; 
  • проявить интерес к книге;  
  • расширить читательский кругозор; 
  • заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.  

Обучающиеся закрепят умение:   

  • называть автора произведения;   
  • записывать название произведения;   
  • определять тему произведения;  составлять вопросы по содержанию рассказа;   
  • понимать содержание произведения и отвечать на вопросы;   
  • формулировать письменные ответы на вопросы;   
  • восстанавливать сюжетную линию произведения;  
  • восстанавливать порядок плана;   
  • восстанавливать цитатный план;   
  • дополнять план произведения;  
  • называть героев рассказа;   
  • составлять план произведения;   
  • составлять картинный план;   
  • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;   
  • отвечать на вопросы теста;   
  • собирать из слов предложения;   
  • записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;   
  • находить и подбирать самим слова - синонимы;   
  • подбирать свои заголовки к рассказам;   
  • определять ключевые слова в произведении;   
  • восстанавливать предложения;   
  • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;   
  • давать характеристику герою, определять его качества характера;   
  • анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;   
  • анализировать поступки героев рассказа и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;   
  • определять главную мысль произведения;   
  • подбирать слова - ассоциации к предложенным словам;   
  • разгадывать кроссворды;   
  • заполнять кроссворд, используя слова для справок;   
  • разгадывать анаграммы;   
  • читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;   
  • составлять из предложенного слова новые слова;   
  • читать слова наоборот;  разгадывать слова по указанным номерам букв. 

                                        Календарный учебный график

№ п/п 

Дата

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

02.09

14.00

Лекция+беседа

1

Инструктаж по охране труда. Валентина Осеева «Отомстила» 

172 каб

анкетирование

09.09

14.00

Творческое занятие

1

Н. Артюхова «Подружки»

172 каб

16.09

14.00

Беседа

1

Н. Артюхова «Три копухи»

172 каб

23.09

14.00

Беседа

1

Н. Артюхова «Камень»

172 каб

Письменный опрос

30.09

14.00

Диспут

1

Л.Воронкова «Что сказала бы мама»

172 каб

Устный опрос

07.10

14.00

Круглый стол

1

Е. Пермяк «Чужая калитка»

172 каб

14.10

14.00

Творческое занятие

1

Е.Пермяк «Надежный человек»

172 каб

Письменный опрос

21.10

14.00

Беседа

1

В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок»

172 каб

Устный опрос

9

28.10

14.00

Конкурс

1

Н.Носов «Леденец»

172 каб

10

11.11

14.00

Ролевая игра

1

Н.Носов «Про репку»

172 каб

11

18.11

14.00

Викторина

1

Н.Носов «Замазка»

172 каб

Викторина

12

25.11

14.00

Творческое занятие

1

А. Гайдар «Совесть»

172 каб

Тематический кроссворд

13

2.12

14.00

Беседа

1

М. Зощенко «Трусишка Вася»

172 каб

14

9.12

14.00

Викторина

1

М. Зощенко «Показательный ребенок»

172 каб

15

16.12

14.00

Круглый стол

1

М. Зощенко «Леля и Минька. Бабушкин подарок»

172 каб

16

23.12

14.00

Викторина

1

М.Зощенко «Леля и Минька. Не надо врать»

172 каб

Викторина

17

30.12

14.00

Концерт

1

Итоговое занятие

172 каб

Концерт

                                             

                                         

 

                                      Учебно – тематический план 

Количество часов

Форма аттестации/контроля

№ п/п 

Название, раздел программы

всего

теория

практика

  1.  

Рассказы и сказки В. Осеевой

1

 0,5

0,5

Анкетирование

  1.  

Рассказы Н. Артюховой

3

3

Письменный опрос

  1.  

Рассказы Л. Воронковой

1

1

Устный опрос

  1.  

Рассказы Е. Пермяка

2

 

2

Письменный опрос

  1.  

Рассказы и сказки В. Драгунского

1

 

1

Устный опрос

  1.  

Рассказы и сказки Н. Носова

3

 

3

Викторина

  1.  

Рассказ А. Гайдара

1

 

1

Тематический кроссворд

  1.  

Рассказы М. Зощенко

4

 

4

Викторина

  1.  

Итоговое занятие 

1

 

1

Концерт

 Содержание разделов  программы 

По страницам добрых книг

Рассказы и сказки В. Осеевой (1 часа)  

1. Отомстила – 1 ч  

Рассказы Н. Артюховой (3 часа)  

1. Подружки - 1 ч  

2. Три копухи - 1 ч  

3. Камень - 1 ч  

Рассказы Л. Воронковой (1 часа)  

1. Что сказала бы мама - 1 ч  

Рассказы Е. Пермяка (2 часа)  

1. Чужая калитка - 1 ч  

2. Надежный человек - 1 ч  

Рассказы и сказки В. Драгунского (1 час) 

1. Сверху, вниз, наискосок - 1 ч  

Рассказы и сказки Н. Носова (3 часа)  

1. Леденец - 1 ч  

2. Про репку - 1 ч 

3. Замазка- 1ч  

Рассказ А. Гайдара (1 час)  

1. Совесть - 1 ч  

Рассказы М. Зощенко (4 часа)  

1. Трусишка Вася - 1 ч  

2. Показательный ребенок - 1 ч  

3. Леля и Минька. Бабушкин подарок - 1 ч  

4. Леля и Минька. Не надо врать - 1 ч 

Итоговое занятие - 1 час 

Методическое обеспечение :

Формы организации занятий различны: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования. Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Список использованной литературы :

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  3. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
  4. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
  5. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
  6. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  8. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
  9. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеороликиviki.rdf.ruitem/373lit-studia.rumethod/46.html
  10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
  12. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
  13. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
  14. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
  15. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
  16. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
  17. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
  18. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
  19. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
  20. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
  21. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  22. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
  23. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  24. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических  и творческих способн...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...